Перспективное планирование в группе дневного пребывания детей со сложной структурой дефекта на 2014-2015 учебный год

Направления коррекционно-развивающих занятий в группе дневного пребывания детей со сложной структурой дефекта на 2014/2015 уч. г.
(учитель-дефектолог Борисова О.Е.)


День недели

Направления коррекционной работы

Понедельник
Четверг
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Наблюдение за погодой и за изменениями в природе.

Вторник
Формирование элементарных математических представлений (основы счета).
Сенсорное развитие.

Среда

Основы грамоты.
Развитие графических навыков.

Пятница
Формирование элементарных математических представлений (основы счета).
Сенсорное развитие.



Ознакомление с окружающим миром.

Сентябрь
1. Обследование знаний, умений и навыков воспитанников


2. Дом (его части); квартира (комнаты). Домашний адрес.


3. Семья (родственнее связи, взаимоотношения членов семьи).


4.Портретная галерея (ближайшее окружение ребенка).

Октябрь
1. Осень (основные признаки). Труд людей осенью.


2. Осень в лесу. Подготовка животных к зимовью.


3. Овощи (тыква, чеснок). Блюда из овощей.


4. Фрукты (персик, абрикос). Блюда из фруктов.


5. Одежда, обувь, головные уборы.

Ноябрь
1. Каникулы


2. Посуда (чайная, кухонная, столовая). Хранение посуды и уход за ней.


3. Мебель: назначение и уход.


4. Бытовая техника (микроволновая печь и электроплита).

Декабрь
1.Транспорт (водный, воздушный, наземный). Правила дорожного движения.


2.Зима (основные признаки). Труд людей зимой.


3.Зима. Животный мир зимой.


4. Зимние праздники. Подготовка к Новому году.

Январь
1. Каникулы


2.Зимние праздники (Рождество, Крещение).


3.Школа «Мойдодыра» (уход за телом, предметы гигиены).


4.Профессии людей (водитель).

Февраль
1.Домашние животные (коза) и их детеныши: жилище, польза, приносимая человеку.


2.Дикие животные жарких стран (обезьяна, зебра).


3.Домашние птицы (индюк) и их птенцы: жилище, польза, приносимая человеку


4. Птицы (клест, снегирь). Помощь человека зимующим птицам.

Март
1.Дом (разнообразие домов), улица. Домашний адрес.


2.Подводный мир (осьминог, дельфин, кит).


3.Комнатные растения (фикус): органы цветкового растения. Уход за растениями.


4. Каникулы

Апрель
1.Признаки ранней весны в лесу и в городе.


2.Весна. Животный мир весной (перелетные птицы).


3.Труд людей весной (инвентарь для работы в саду и огороде).


4.Насекомые (жуки, комар). Части тела насекомого.


5. Схема тела человека. Здоровье: спорт, питание.

Май
1. Город (улица). Городской транспорт. Правила дорожного движения.


2. Лес: первые признаки лета в природе. Правила поведения в лесопарковой зоне.


3.Садовые цветы и уход за ними. Органы цветкового растения.


4. Лето (основные признаки). Летний отдых.

Развитие графических навыков.

Сентябрь
1.Рисование точек (познакомить детей с тетрадью в клетку; научить их ориентироваться в клетке с помощью точек).


2.Рисование точек и крестиков (продолжить знакомство с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке).


3.Рисование коротких вертикальных линий (научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки).


4.Рисование коротких горизонтальных линий (учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно).

Октябрь
1.Рисование длинных вертикальных линий (учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно).


2.Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными (закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий; учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении).


3.Рисование наклонных линий (учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно; учить ориентироваться в плоскости листа).


4.Рисование уголков (закрепить умение рисовать короткие наклонные линии).


5.Рисование бордюра (закрепить умение рисовать короткие наклонные линии).

Ноябрь
1. Каникулы


2.Рисование уголков (учить рисовать уголки по точкам и по образцу; закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий).


3.Рисование бордюра (закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий; формировать ритмичность руки; учить ориентироваться на плоскости листа).


4.Рисование квадратов (закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий).

Декабрь
1.Рисование квадрата (учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем; формировать пространственно-временные представления).


2.Рисование прямоугольников (учить рисовать прямоугольники; закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник).


3.Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий (закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор; учить штриховать в заданном направлении).


4.Рисование бордюра (учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий).

Январь
1. Каникулы


2.Рисование кружков (учить рисовать круги по точкам и самостоятельно; закрепить навык проведения наклонных линий).


3.Рисование предметов из кругов (закрепить умение рисовать круги).


4.Рисование фигур и предметов из кругов (закрепить умение рисовать круги).

Февраль
1.Рисование узоров из квадратов и кругов (закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее; развивать конструктивные навыки).


2.Рисование узора из кругов и квадратов (закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; рисовать предметы из прямых и наклонных линий).


3.Рисование круга (закрепить навык рисования кругов).



4.Рисование овалов (учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; закрепить понятия о геометрических фигурах).

Март
1.Рисование овалов (учить рисовать овалы по точкам и самостоятельно).


2.Рисование кругов и овалов (закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов).


3.Рисование узоров из кругов и овалов (формировать умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях).


4. Каникулы

Апрель
1.Рисование треугольников (учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении).


2.Рисование вертушек (закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки).


3.Рисование елочек (закрепить навык рисования прямых и наклонных линий).


4.Рисование палочек с присоединением уголков (закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки).


5. Рисование дуги (учить рисовать дуги по точкам и самостоятельно; развивать ритмичность двигательной функции кисти руки).

Май
1.Рисование дуги (закрепить умение рисовать округлые непрерывные линии).


2.Рисование узоров с использованием овала (закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры).


3.Рисование ломаной линии (учить проводить прямые и наклонные линии без отрыва; закрепить умение выполнять штриховку в заданном направлении; развивать конструктивные навыки).


4.Рисование посуды (закрепить графические навыки рисования предметов по клеткам; закрепить умение штриховать в заданном направлении).





Сенсорное развитие.

Сентябрь
1. Обследование знаний, умений и навыков воспитанников.


2. Игры для развития слухового восприятия.
«Что слышно» (развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение). «Определи, что слышится» (развитие умения прислушиваться и определять источник звука).


3.«Шумящие коробочки» (развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости). «Колокольчик» (определение направления звука в пространстве).


4.«Определи, откуда звук» (определение направления звука в пространстве). «Далеко – близко» (определение расстояния звучания).

Октябрь
1.«Различай веселую и грустную музыку» (различение характера музыки). «Тихо и громко» (различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания).


2.«Какой музыкальный инструмент звучит?» (различение звучания музыкальных инструментов). «Кто поет – хор или солист?» (различение источника музыкальных звуков – хора или солиста).


3.«Высокий или низкий звуки» (различение высоты звуков). «Звоночки» (различение высоты звуков).


4.«Двигаемся под музыку» (различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания). «Будь внимателен» (соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы).


5.Упражнения для формирования чувства ритма (отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка по показу; ускорение и замедление ходьбы при изменении звучащей музыки т.д.).

Ноябрь
1. Каникулы


2. Игры для развития тактильных ощущений.
«Поймай игрушку» (определение места прикосновения к телу). «Чудесный мешочек» (нахождение знакомых предметов на ощупь).


3.«Кто быстрее» (нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога). «Определи на ощупь» (определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по величине).


4.«Почтовый ящик» (различение геометрических форм на ощупь; умение пользоваться методом проб). «Платочек для куклы» (определение фактуры материала на ощупь).

Декабрь
1.«Угадай, из чего сделан предмет» (определение фактуры материала при прикосновении). «Узнай предмет по контуру» (определение предмета по контуру).


2.«Догадайся, что за предмет» (определение знакомых предметов на ощупь). «Разложи по размеру» (определение размера наполнителей на ощупь).


3.«Золушка» (различение мелких предметов на ощупь). «Пирожки» (развитие осязательных ощущений руки).


4.«Гладкая – шершавая» (определение различных качеств поверхностей на ощупь). «Холодно – тепло – горячо» (определение температуры воды на ощупь).

Январь
1. Каникулы


2.Игры для развития восприятия формы, величины, цвета предметов.
«Найди пару» (различение геометрических фигур). «Каждую фигуру – на свое место» (различение геометрических фигур).


3.«Найди предмет указанной формы» (определение формы предметов). «Определи форму предмета» (определение формы предметов).


4.«Из каких фигур состоит машина?» (выделение геометрических фигур в конструкции предметов). «Какая фигура лишняя?» (различение геометрических фигур).

Февраль
1.«Сравни предметы по высоте» (сравнение предметов по высоте). «Разложи по размеру» (соотнесение предметов по величине).


2.«Что в чем» (соотнесение предметов по величине). «Самая длинная, самая короткая» (составление сериационных рядов по длине).


3.«Самый высокий, самый низкий» (составление сериационных рядов по высоте). «Разноцветные круги» (составление сериационных рядов по величине).


4.«Расставь по порядку» (составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины). «Произведи измерение» (обучение использованию различных условных мерок).

Март
1.«В какую коробку?» (обучение соизмерению «на глаз»). «Какого цвета не стало?» (выделение и называние цвета).


2.«Найди предметы такого же цвета» (соотнесение изображений по цвету). «Подбери чашки к блюдцам» (соотношение предметов по цвету и величине).


3.«Какого цвета?» (уточнение представлений о постоянных цветах предметов).
«Неразлучные цвета» (закрепление умения выделять постоянные цвета предметов).


4. Каникулы

Апрель
1.Љ°Игры для развития зрительного восприятия.
«Что пропало?» (развитие зрительного внимания и памяти). «Сложи узор» (развитие зрительного внимания и памяти).


2.«Наложенные» изображения (различение изображений по их «наложенным» контурам). «Зашумленные» изображения (различение изображений по их «зашумленным» контурам).


3.«Парные» изображения (формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий). «Незаконченные» изображения (развитие умения находить недостающие элементы).


4.«Точечные» изображения (развитие умения определять предмет по его точечному изображению). «Перевернутые» изображения (развитие умения определять предмет по его «перевернутому» изображению).


5.«Разрезанные» изображения (развитие навыков зрительного конструирования).

Май
1.Игры для развития особых свойств предметов.
«Определи предмет по запаху» (различение предметов по запаху). «Три флакона» (различение жидких веществ по запаху).


2.«Определи на вкус» (определение продуктов по вкусу). «Назови вкус продуктов» (оживление в памяти вкусов разных продуктов).


3.«Холодный, теплый, горячий» (оживление в памяти температур окружающих предметов и явлений). «Кувшины» (определение на ощупь температурных состояний воды).


4.«Весы» (сравнение веса предметов «на руку»). «Определи на ощупь» (тактильное определение противоположных свойств предметов).






Формирование элементарных математических представлений (основы счета).

Сентябрь
1. Обследование знаний, умений и навыков воспитанников.


2. Один, много (закрепление понятий «один» и «много»; развитие умения сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать).


3. Большой, маленький (закрепление понятий «большой» и «маленький»; обучение соотнесению предметов по величине; развитие умения группировать предметы по заданному признаку).


4. Длинный, короткий (знакомство с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; обучение сравнению предметов по длине методом приложения).

Октябрь
1.Сравнение групп предметов по количеству (обучение сравнению групп предметов по количеству; введение понятий «одинаково», «столько же», «больше», «меньше»).


2. Столько же, поровну (обучение сравнению совокупностей предметов методом приложения; закрепление понятий «столько же», «поровну»; обучение восстановлению равенства методом прибавления или вычитания).


3. Соотношение числа, количества и цифры 2; счет до 2 (закрепление навыка счета до двух; обучение сравнению двух совокупностей, состоящих из одного и двух элементов; обучение установлению равенства между совокупностями предметов путем прибавления или вычитания единицы).


4. Соотношение числа, количества и цифры 2; счет до 2. Пара (закрепление навыка счета до 2; числовой ряд в пределах 2; решение задач: знаки «+», «-», «=»; формирование представления о парных предметах).


5. Круг (знакомство с кругом и его свойствами; обучение способам сравнения предметов и способам их группировки). Широкий и узкий (закрепление понятий «широкий», «узкий»).

Ноябрь
1. Каникулы


2. Соотношение числа, количества и цифры 3; счет до 3 (закрепление навыка счета до трех; обучение составлению групп из трех предметов; числовой ряд в пределах 3; обучение соотнесению символов и количества предметов; решение задач в пределах 3: знаки «=», «-», «=»).


3. Треугольник (знакомство с треугольником и его свойствами; закрепление навыка счета до трех). Высокий, низкий (обучение сравнению предметов по высоте; знакомство с понятиями «высокий», «низкий»).


4. Соотношение числа, количества и цифры 4; счет до 4 (закрепление навыка счета до четырех; знакомство с образованием числа четыре от предыдущего; знакомство с цифрой 4).

Декабрь
1. Соотношение числа, количества и цифры 4; счет до 4 (закрепление навыка счета до четырех; числовой ряд в пределах 4; решение задач в пределах 4: знаки «+», «-», «=»).


2. Квадрат (знакомство с квадратом и его свойствами; закрепление навыка счета до четырех; закрепление умения группировать предметы по заданному признаку).


3. Больше, меньше, столько же (закрепление понятий «больше», «меньше», «столько же»; обучение способам установления равенства и сравнению групп предметов по количеству).


4. Соотношение числа, количества и цифры 4; счет в пределах 4 (закрепление навыка счета до четырех; числовой ряд в пределах 4; решение задач в пределах 4: знаки «+», «-», «=»). Прямоугольник (знакомство с прямоугольником и его свойствами).

Январь
1. Каникулы


2.Соотношение числа, количества и цифры 5; счет в пределах 5 (закрепление навыка счета до пяти; закрепление навыка порядкового счета; закрепление цифрового ряда от одного до пяти).


3.Соотношение числа, количества и цифры 5; счет в пределах 5 (закрепление навыка счета до пяти; числовой ряд в пределах 5;развитие умения сравнивать группы предметов по количеству; решение задач в пределах 5: знаки «+», «-», «=»).


4. Соотношение числа, количества и цифры 5; счет в пределах 5 (закрепление навыка счета до пяти; числовой ряд в пределах 5; решение задач в пределах 5: знаки «+», «-», «=»). Овал (знакомство с овалом и его свойствами).

Февраль
1.Соотношение числа, количества и цифры 6; счет до 6 (обучение счету до шести; обучение составлению групп из шести предметов; обучение соотнесению символов и количества предметов; знакомство с цифрой 6). Утро.


2. Соотношение числа, количества и цифры 6; счет до 6 (обучение счету до шести; закрепление цифрового ряда от одного до шести; решение задач в пределах шести: знаки «+», «-», «=»). Утро.


3.Соотношение числа, количества и цифры 6; счет до 6 (закрепление навыка счета до шести; закрепление цифрового ряда от одного до шести; решении задач в пределах 6: знаки «+», «-», «=»). Утро.


4.Круг, шар (знакомство с шаром и его свойствами; закрепление представлений о круге). Утро.

Март
1.Деление целого на части (знакомство со способами деления целого на две части). День.


2.Соотношение числа, количества и цифры 7; счет до 7 (обучение счету до семи; знакомство с цифрой 7; закрепление цифрового ряда от одного до семи). День.


3. Соотношение числа, количества и цифры 7; счет до 7 (обучение счету до семи; закрепление цифрового ряда от одного до семи; решение задач в пределах 7: знаки «+», «-», «=»). День.


4. Каникулы

Апрель
1.Величина предметов (закрепление понятий «большой», «маленький», «высокий», «низкий»; обучение соотнесению предметов по величине; развитие умения группировать предметы по заданному признаку). День.


2. Соотношение числа, количества и цифры 8; счет до 8 (обучение счету до восьми; обучение составлению групп из восьми предметов; знакомство с цифрой 8; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой). Вечер.


3. Соотношение числа, количества и цифры 8; счет до 8 (обучение счету до восьми; закрепление цифрового ряда от одного до восьми; решение задач в пределах 8: знак «+», «-», «=»). Вечер.


4. Соотношение числа, количества и цифры 8; счет до 8 (обучение счету до восьми; закрепление цифрового ряда от одного до восьми; решение задач в пределах 8: знак «+», «-», «=»). Вечер.


5. Квадрат, куб (знакомство с кубом и его свойствами; закрепление представлений о квадрате). Вечер.

Май
1.Соотношение числа, количества и цифры 9; счет до 9 (обучение счету до девяти; закрепление навыка порядкового счета; знакомство с цифрой 9; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой). Ночь.


2. Соотношение числа, количества и цифры 9; счет до 9 (обучение счету до девяти; закрепление цифрового ряда от одного до девяти; решение задач в пределах 9: знак «+», «-», «=»). Ночь.


3. Соотношение числа, количества и цифры 9; счет до 9 (обучение счету до девяти; закрепление цифрового ряда от одного до девяти; решение задач в пределах 9: знак «+», «-», «=»). Ночь.


4.Геометрические фигуры. (закрепление знаний о геометрических фигурах). Утро, день, вечер, ночь – сутки (закрепление временных представлений).

Основы грамоты.

Сентябрь
1. Обследование знаний, умений и навыков воспитанников.


2.Чтение сказки «Кот и воробей» (подбор иллюстраций к сказке).


3.Чтение сказки «Заюшкина избушка» (подбор иллюстраций к сказке).


4. Чтение сказки «Еж и лиса» (чтение по картинкам).

Октябрь
1. «В лесу» (знакомство со словом).


2. Составление схемы предложений из 2-х слов по картинке.


3. Составление схемы предложений из 3-х слов по картинке.


4. Деление двусложных слов (доскажи словечко).


5.Знакомство со звуком (звуки, издаваемые разными предметами).

Ноябрь
1. Каникулы


2. Знакомство со звуком (звуки, издаваемые разными предметами).


3. Звук (а( и буква А (пропевание звука громко и тихо; выкладывание и чтение буквы А)


4. Звук (а( и буква А (выделение звука в слове; письмо буквы).

Декабрь
1. Звук (а( и буква А (выделение звука в слове; письмо буквы).


2. Звук (у( и буква У (пропевание звука; выделение звука в слове; знакомство с буквой У).


3. Звуки (а(, (у( и буквы А, У (пропевание звуков, письмо букв, чтение и анализ слов «АУ»).


4. Звуки (а(, (у( и буквы А, У (пропевание звуков, письмо букв, чтение и анализ слов «УА»).

Январь
1. Каникулы


2. Составление предложений из 3-х слов по картинке (с У) (чтение «АУ», «УА»; письмо букв У, А).


3. Звук (о( и буква О (пропевание звука, выделение звука в слове; письмо буквы О).


4. Звук (о( и буква О (пропевание звука, выделение звука в слове; письмо буквы О).

Февраль
1. Звуки (а(, (у(, (о( и буквы А, У, О (выделение звука в начале слов, чтение букв и слогов, письмо пройденных букв).


2. Звук (м( и буква М (звукоподражание, выделение звука в слове, знакомство с буквой М).


3. Звук (м( и буква М (выделение звука в слове, чтение закрытых слогов, письмо буквы М).


4. Звук (с( и буква С (звукоподражание, знакомство с буквой).

Март
1. Звук (с( и буква С (выделение звука в словах, чтение и письмо букв и слогов).


2.Звук (с( и буква С (выделение звука в словах, чтение закрытого (УС) и открытого (СА) слогов, письмо слогов).


3. Звуки (а(, (у(, (о(, (м(, (с( и буквы А,У, О, М, С (выделение звуков в словах; чтение закрытых и открытых слогов; письмо, изученных букв и слогов).


4. Каникулы

Апрель
1. Звук (х( и буква Х (звукоподражание, знакомство с буквой Х).


2. Звук (х( и буква Х (выделение звука в слове, чтение и анализ открытого (ХА) и закрытого слогов, письмо знакомых букв).


3. Звук (х( и буква Х (чтение слов - восклицаний, закрытых и открытых слогов; письмо, изученных букв).


4. Звук (ш( и буква Ш (звукоподражание, знакомство с буквой: выкладывание буквы из палочек).


5.Звук (ш( и буква Ш (выделение звука в слове; письмо буквы по точкам).

Май
1.Звук (ш( и буква Ш (выделение звука в начале слова; чтение закрытого слога, анализ слова « шум»).


2. Звук (л( и буква Л (выделение звука в словах, знакомство с буквой Л; выкладывание буквы Л).


3. Звук (л( и буква Л (выделение звука в словах, чтение открытых и закрытых слогов, письмо буквы Л).


4. Звук (л( и буква Л (выделение звука в словах, чтение и анализ слогов и слов, письмо знакомых букв).





















































13PAGE 15


13PAGE 14115




15