Разработка «Музыка на мольберте»


Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
«Музыка на мольберте»
…Я полечу в далекие миры,
в край вечной красоты,
солнца и фантазии,
в заколдованную страну...
М.-К. Чюрленис
Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как - бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом . художником, поэтом. .Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью. Фото М. К .Чюрлениса
Звучит Баллада № 1 Ф .Шопена – mp3
…Земля и море , таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания. Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Чюрлениса. Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму. « Лес»
"Написал море, где вдали исчезают корабли, но так как вода вышла слишком зеленая, то пару раз перечеркнув, кистью море превратил в луг , а корабли в губы, и у него литовская деревня." Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к ним - в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и действительности, которое свойственно народному мироощущению. «Покой»
В 1903 году пишет свою первую картину маслом « Музыка леса». Картина проста, образы ее понятны: Вертикальные стволы деревьев пересечены изогнутой ветвью, что создает подобие арфы в расплывчатой руке, изображает играющий на арфе ветер. « Музыка леса».
Вопрос: Как вы думаете, к какому виду искусства относятся произведения с названиями «Соната солнца»?
ПАУЗА
Ответ: Это картины М. Чюрлениса, которым он дал музыкальные названия “Соната солнца”
Вопрос: Фуга, что нам известно об этой музыкальной форме? ПАУЗА
Ответ:
Слово «фуга», как известно, на латинском языке означает "бег, бегство, быстрое течение". Фуга в музыке - это полифоническое произведение, в котором главная тема имитируется во всех голосах и сопровождается противосложениями. Для разнообразия тему часто излагают в зеркальном обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая на конец темы в одном голосе ее начало в другом. Ноты фуги Баха
Вопрос:
Что такое соната? ПАУЗА
Ответ:
Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом. Ноты сонаты Л.Бетховена«Соната солнца»
Аллегро — из хаоса появляются солнце, планеты. «Солнцем» становится изображение «гаснущих солнц» — это солнца с темными лучами (в проемах ворот в нижней части картины), а также объединение в одно целое исчезающих мелких солнц, тоже «гаснущих», с крыльями летящих птиц. И словно звучит аккомпанемент полету лучащихся дисков — счастливая художественная находка, которая призвана быть чем-то вроде модуляции из минора в мажор. «Соната солнца»
Аллегро
«Фуга».
Центральный образ "Фуги" Чюрлениса, ее тему – ель, видим в нижней части картины, она доминирует. В верхней части картины – они увидели стретту ( сжатие темы) и ее зеркальное отражение . . Впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия – форма – цвет и обращается к триаде мелодия – форма – тональность «Соната солнца»
«Фуга».
Финал
Финал сонаты драматичен. Мёртвая тишина. Всё погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос паутиной колокол, изображённый на картине. Язык его безжизненно повис. И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами. «Соната солнца»
Финал
«Соната моря».
В первой из картин. вид на побережье с высоты птичьего полета. Виден берег, дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье
«Соната моря»1часть
Вторая картина видится глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. «Соната моря»2 часть
Наконец, третья картина
Большая волна развернута как пасть гигантская, какого-то чудища. Чюрленис демонстративно сделал все наоборот. Он повернул эти волны. Одну сделал больше и заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. Пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.
«Соната моря»3 часть
Очень интересна картина «Соната звезд» . Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня. На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка - и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел.. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги. «Соната звезд» .Образы Чюрлениса были одним из истоков поэмы Эдуардаса Межелайтиса "Человек". Неоднократно возвращаясь к его творчеству, Межелайтис создал и философско-поэтически цикл "Мир Чюрлениса", пронизанный желанием понять художника. Портрет Э.МежелайтисаМир волшебный, где время струится, не старясь,
Сбросит нищего странника маску, - и в лад
Колокольням, встающим, как поднятый парус,
Грянет сердцебиеньем весенних сонат.
Мир - как шар одуванчика, трепетно нежный...
К нему тянет младенец ладошку свою...
Быть, не быть ли? - Как ворон, вопрос неизбежный
Реет в небе. Но шёпот иной узнаю...
Эдуардас Межелайтис «Живопись М.К.Чюрлениса» « Соната Весны»
В картинах Чюрлениса почти всюду торжествует оптимизм, живая прекрасная природа и глубокая мысль Вся его жизнь, это постоянные поиски нового звука, новых красок, способных отразить красоту и гармонию мироздания.
Разве не назовёшь, всё, что он оставил нам, подвигом подлинно творческой личности: около 400 небольших произведений для фортепьяно, струнного оркестра и органа, две симфонии и 400 картин… Судьба отпустила Чюрлёнису скупых 35 лет. « Похороны Солнца»( Похоронная симфония)
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты», — писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия», говорил Чюрленис. « Стрелец»
«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд... Что же тут созидается? Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее, полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано зазвучал синий. Форте — взметнулся зеленый... Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарики..Музыка ли, краски, поэзия - это не важно! Важна суть. Важна мысль».
Из книги Э.Межелайтиса «Мир Чюрлениса» « Сотворение мира»