Элективный курс Реформы и реформаторы России

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основнаяобщеобразовательная школа д.Угор
Верхошижемского района Кировской области
Утверждаю:

директор МКОУ СОШ
д.Угор

__________ С.Б.Микрюков


приказ от «___» __________ 20__г № _____



Рабочая программа элективного курса
для 9 класса «Великие реформаторы России»

учителя Морилова Александра Анатольевича











Угор - 2013








Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Реформы и реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 9 классов.
Курс рассчитан на 34 часа. Изучение истории развития российской цивилизации. Роли в ней реформаторской деятельности позволяет по новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно актуально это в современное время: время возрождения России. Цель курса «Реформы и реформаторы России» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому
Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.
Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
Анализ и сопоставление фактов
Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой
Анализ документов
Оформление сообщений и рефератов

Развитие у учащихся специальных предметных умений и навыков:
Определять достоверность исторических фактов
Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий
Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия
Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей

В проведении курса используются следующие формы и приемы:
Лекции с последующим опросом
Лекции с обсуждением документов
Беседы
Семинары
Практические работы
«мозговой штурм»
Викторины

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
Умение увидеть и сформулировать проблему
Умение выдвинуть гипотезу
Умение делать обобщения
Умение систематизировать материал
Умение составлять доклад по теме
Умение планировать и анализировать свою деятельность
Умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную активность

По окончании изучения материала кружка учащиеся должны:
Соотносить единичные факты и общие явления и процессы
Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических деятелей
Сравнивать исторические события и исторических деятелей
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории, излагать оценки событий и личностей
Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия
Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Измерителями обученности могут быть:
Исторический диктант
Деформированный текст
Текст с ошибками
Обобщающие вопросы и задания
Тесты
Тематическое планирование курса « Реформы и реформаторы России»


Тема урока
Содержание
Дата
план
Дата
факт

1
Вводный урок

3.09


2
Роль личности в истории

10.09


3-4
Первые русские князья
Олег- основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга – первая христианка на Руси. Святослав – полководец и дипломат.

16.09 – 23.09


5-6
Деятельность Владимира I
Дела великого князя Владимира –Красно Солнышко в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, родимичей, волжских булгар. Языческая реформа Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.

1.10
8.10


7
Владимир Мономах
Правление Владимира Мономаха. «Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».

15.10


8-9
Александр Невский – великий русский полководец
Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.

22.10
29.10


10-11
Роль Ивана Калиты в объединении русских земель
Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.

12.11
19.11


12-13
Дмитрий Донской – руководитель борьбы с монголо-татарами
Дмитрий Иванович Донской Строительство белокаменного Кремля. Битва на реке Вожже. Куликовская битва.
Самодержавная власть. Условия создания Московского государства.

26.11
3.12


14-15
Представители духовенства в деле объединения России

10.12
17.12


16-17
Иван III и его роль в развитии русского государства
Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с Софьей Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана 3»

24.12
14.01


18-19
Иван Грозный и его реформы
Иван Васильевич – Грозный, Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана 4. 1547- венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады- реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василия Блаженного Внешнеполитическая деятельность

21.01
28.01


20-21
Деятельность Петра I
Царь Петр Алексеевич – Великий
Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.

4.02
11.02


22-23
Роль личности в период дворцовых переворотов
Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина 1, Воцарение Петра 2, Правление Анны Иоанновны. Учрежедние Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А.Д.Меньшикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны – «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».
Елизавета Петровна и Петр 3 «Ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания» Петр 3 – «он не был злым, но его ограниченность- недостаток воспитания Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» «Манифест о вольности дворянской».

25.02
4.03


24-25
Екатерина Великая
Екатерина 2. Павел 1 и Александр 1. Правление Павла 1 – время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных. Правление Александра 1. «Александровская эпоха завершилась, как и началась , насилием» Негласный комитет. Учрежедние министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского.
Николай 1- жандарм Европы и Александр 2- Освободитель
Создание бюрократической системы. Реформы П.Д.Киселева и Е.Ф.Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах».Николай 1- умный и расчетливый политик. Александр 2. Отмена крепостного права и либеральные реформы.

11.03
18.03


26-27
Александр I - Благословенный

25.03
1.04


28-29
Николай I - Палкин

8.04
15.04


30-31
Александр II: великие реформы

22.04
29.04


32-33
Викторина «Интеллектуальный лабиринт»

6.05
13.05


34
Итоговое занятие

20.05



Литература
Аверх А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.,1991.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
Журнал «Преподавание истории в школе. – 1997, N1; 2000,N4.
Захарова Л.Г. Александр II, ж-л «Вопросы истории. 1992, N 6-7.
История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену ( авторы-составители Н.А Григорьева, Н.И. Чеботарева). – Волгоград,»Учитель», 2004.
История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ( сост. Л.Н.Алексашкина и др.). М.,»Интеллект-Центр,2004.
Князьков С. Из прошлого русской земли :время Петра Великого. – Репринт.изд., М., 1991.
Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
Литвак Б.Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.
Лютых А.А., Скобелкин О.В.,Тонких В.А. История России: курс лекций. – Воронеж:«Информатор», 1993.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.
Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.:»Высшая школа», 1999.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII- XIXв.М.:»Олма-Пресс Образование», 2003.
15