Доклад на тему: «Формирование читательской самостоятельности у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов»


БОУ "Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:
«Формирование читательской самостоятельности у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов»
Учительницы начальных классов
Захаровой Г.Н.

Калинино
План:
1. Введение.
а) история;
б) психология умственно отсталого школьника.
2. Формирование читательской самостоятельности у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
а) пути становления читательской самостоятельности у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов;
б) организация внеклассного чтения с обучающимися младших классов с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов учащимися.
3. Заключение.
На пути развития общества народу предстоит решить ряд экономических и социальных проблем. Одна из таких проблем – преодоление социальных и биологических причин, которые обуславливают появление у небольшого процента детей отклонений в физическом и психическом развитии. Среди детей с отклонениями в развитии наибольший процент составляют умственно отсталые дети, что объясняется сравнительно большим многообразием факторов, которые могут вызывать это состояние.
На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безраличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих аномальных лиц нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если это внимание им не оказывалось, аномальные лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество.
В первобытном обществе лица, которые были не в силах участвовать в процессе добывания пищи, если не гибли сами, то их умерщвляли. Известны случаи (особенно в Спарте) детоубийства. Иногда слабоумные дети оставлялись на произвол судьбы, без присмотра (Индия).
Подлинный перелом в отношении к слабоумным произошел в период Великой французской буржуазной революции (1789-1793 г.г.). С этого времени к слабоумным стали относиться лучше. Душевнобольных и слабоумных стали изучать. Первым их изучал психиатр Ф. Пинель. Он рассматривал идиотию как психическое заболевание, при котором наблюдается остановка в развитии интеллектуальных способностей.
Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга. К таким поражениям относятся воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, а также многие другие заболевания, источники которых еще не вполне изучены.
В личных делах обучающихся нашей школы встречается диагноз - умственная отсталость:
F70 Умственная отсталость легкой степениF71 Умственная отсталость умереннаяF72 Умственная отсталость тяжелаяF73 Умственная отсталость глубокаяF78 Другие формы умственной отсталостиF79 Умственная отсталость неуточненная
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.
Это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети – инвалиды. Они действительно составляют основную часть обучающихся БОУ "Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Психика обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов не похожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития.
У обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи. Для этих детей характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные дефекты моторной сферы. Эти дети обладают и некоторыми положительными возможностями, на которых основывается их хотя и аномальное, но подлинное развитие. Вот эти положительные возможности должен использовать учитель при обучении этих детей. Эти небольшие возможности можно использовать только при наличии постоянного целенаправленного, строгого воздействия со стороны учителя. Поэтому велика роль учителя на ранних этапах обучения. От него зависит продвижение учащихся в общем развитии, а уважение ими учебного материала положительно сказывается на формировании их личностных качеств – пробуждает у них инициативу, уверенность в собственных силах, желание учиться.
Правильно организованное коррекционно направленное обучение, осуществляемое в младших классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в значительной мере предопределяет дальнейшие успехи учащихся.
Проблема обучения чтению является одной из самых важных в современной педагогической и психологической науке.
Сформировавшийся процесс чтения обуславливает возможность более глубокого усвоения всех учебных предметов; чтение расширяет знания об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на умственное и нравственное развитие учащихся.
В специальной педагогической и психологической литературе уделяется много внимания таким качествам читательской подготовки, как правильность чтения, беглость и выразительность помимо этой, скорее технической, стороны чтения важным является формирование у учащихся стремления к чтению, умения выбирать книгу, руководствуясь своими интересами, и полноценно ее воспринимать.
«Конечной целью обучения учащихся чтению является выработка у них умения пользоваться книгой, как источником знаний».
Вместе с тем в исследованиях, посвященных проблеме детского чтения (О.В. Джеженей, Н.М. Дружинина, О.В. Кубасова, Н.Н. Светловская и др.) отмечается, что хотя все ученики начальных классов овладевают грамотой и навыками чтения, однако, стремления читать книги без побуждения взрослых они не обнаруживают.
Приведу данные моих исследований на 2002 год:
Например: 2 класс
1. Авакумов В. 1991 г.р.
2. Белов Р. 1991 г.р.
3. Угарин В. 1991 г.р.
4. Иванов И. 1991 г.р.
5. Лаврентьева Н. 1990 г.р.
6. Семенова Е. 1986 г.р.
7. Удяков А. 1990 г.р.
8. Якимов С. 1990 г.р.
Техника чтения
2 кл. В начале года В конце года
сл/мин пересказы-ваетсл/мин пересказы-ваетАвакумов В. 2 - 31 переск.
Белов Р. 8 - 37 переск.
Иванов И. 2 - 25 переск.
Лаврентьева Н. 7 - 70 отв. на воп.
Семенова Е. 3 - 32 отв. на воп.
Угарин В. 11 - 40 переск.
Удяков А. 25 - 96 переск.
Якимов С. 11 - 40 переск.
Глядя на эту таблицу, можно сделать вывод, что дети не укладываются в норму по технике чтения. Они не могут передать содержание прочитанного. А так как они не понимают о чем они прочитали, им неинтересно читать. Т.е. при обучении чтению во вспомогательной школе важно понимание читаемого. Если в норме понимание опережает процесс чтения, то умственно отсталой ребенок часто не осознает того, что читает, слова не соотносятся у него с реальными предметами и явлениями действительности.
Поэтому у них постепенно надо развивать интерес к чтению. Так как в начале учебного года дети читают по слогам, то желательно, чтобы книги для чтения были доступны по содержанию для них. Например: книжки-малышки…
На первых порах занятия по чтению должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим надо обязательно использовать разнообразный наглядный и дидактический материал: предмет, игрушки, картинки, настольные игры, технические средства (проигрыватель, магнитофон…).
Все игры, картинки и т.д. непременно следует приспосабливать к возможностям умственно отсталых детей. Большое количество наглядных пособий изготавливается силами учителя, учеников. Доступный для них дидактический материал, предъявляемый в форме игры, способствует развитию у них интереса к чтению книг, пробуждает положительные эмоции, служит адаптации детей в новых условиях, сглаживает многие негативные стороны их поведения.
Учащиеся в силу нарушений психического развития испытывают большие трудности в понимании произведений литературы (В.Я. Василевская, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, Н.К. Сорокина, Н.В. Соседова и др.).
В исследованиях А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, Г.М. Дульнева, Ф.В. Мачихиной, Л.М. Серовой, З.Н. Смирновой, В.А. Щербаковой и других подчеркивается значимость работы с книгой в условиях школы. Материал детской художественной литературы позволяет работать над развитием мышления умственно отсталого школьника, обогащать его язык новым запасом слов и понятий. Данные авторы решающее значение в воспитании интереса к книге и чтению придают правильно организованному руководству внеклассным чтением. В специальной литературе существуют некоторые методические рекомендации по организации внеклассного чтения с учетом возраста школьников (З.Н. Смирнова, Л.М. Серова, В.А. Щербакова). Для каждого класса есть список литературы для внеклассного чтения. Однако нерешенным остается вопрос о создании системы внеклассного чтения в школе, которая обеспечивала бы преемственность в формировании от класса к классу с учетом особенностей и возможностей умственно отсталых учащихся и могла бы вооружить учителя методико-содержательным аппаратом в организации этой работы. Создание такой системы предусматривает отбор литературных произведений, которые необходимо рекомендовать для чтения, учитывая не только возрастные особенности умственно отсталых школьников, но и их интересы, разработку типов уроков внеклассного чтения, их структурных компонентов.
Проводились исследования, задачей которых было изучить становление читательской самостоятельности у умственно отсталых младших школьников. Интересует, как ученики относятся к процессу чтения литературы, каковы мотивы чтения книг, насколько обращение к книгам в свободное время предпочтительнее других занятий, чьими рекомендациями руководствуются дети при выборе книг.
Сведения получены в беседе по предварительно составленным вопросам. В эксперименте принимали участие учащиеся младших классов (2-4) школы. Некоторые вопросы предполагали односложные ответы, другие требовали более развернутых высказываний. Например, на вопрос: Записан ли ты в библиотеку? ученики могли ответить да, нет. В моем классе, в первое время, в библиотеку никто не был записан. Так как они еще плохо читали, не понимали прочитанное, не знали как обращаться с библиотечными книгами. Вначале я им рассказала о школе. Потом была проведена беседа о книгах. Все классом мы пошли на экскурсию в библиотеку. Там нас очень хорошо встретили: показали полки, шкафы, хорошо иллюстрированные книги… Библиотекарь Светлана Никола-евна, прочитали нам книжку-раскладушку «Сорока-белобока». В конце беседы она каждому ученику подарила книжки «Раскрась сам». Из библиотеки они уже возвращались совсем другие. Им всем хотелось записаться в библиотеку, но такой чести могли удостоиться только те, кто хорошо читал. Дети начали успешно заниматься. Они начали самостоятельно читать книги из классной библиотеки. Потихоньку начали передавать содержание прочитанного и т.д. И первыми записались в библиотеку Удяков Артур, Якимов Сергей и Белов Руслан. Как им завидовали остальные! Как они радовались, когда их наконец-то записали в библиотеку!
Норма по технике чтения для 2-го класса 15-20 слов в минуту. По таблице видно, что все ученики в конце учебного года укладываются в норму по технике чтения. Кроме этого, каждый ученик передавал содержание прочитанного или отвечал на вопросы. Дети читают целыми словами.
На начало первой четверти 2003-2004 уч. года, таблица выглядит так:
Техника чтения
3 кл. Сентябрь
сл /мин пересказывает
Авакумов Виталий 38 пересказывает
Белов Руслан 43 целые слоги
Иванов Иван 25 пересказывает по слогам
Ватрасова Света 38 пересказывает
Лаврентьева Наташа 83 пересказывает
Угарин Виктор 36 пересказывает
Удяков Артур 95 пересказывает
Якимов Сергей 48 целые слоги, пересказывает
Тихонов Дмитрий 33 читает по слогам
Норма для 3 класса – 25-30 слов в минуту.
Анализируя обе таблицы по технике чтения (2 кл. и 3 кл.), видно, что дети стали читать лучше, но в норму по технике чтения укладываются только двое. Значит, в третьем классе до конца учебного класса нам надо еще много читать и читать.
Все ученики записаны в библиотеку. В анкете они все написали «Да» - на первый вопрос.
Вопросы:
1. Записан ли ты в библиотеку?
2. Есть ли дома книги?
3. Назови книги из числа прочитанных, которые тебе больше понравились?
4. Какие книги любишь читать?
5. Кого из авторов детских книг ты знаешь?
6. О чем писали эти писатели?
7. Какие детские книги этих писателей вам известны?
8. Чем предпочитаешь заниматься в свободное время?
9. Что ты больше любишь: читать сам или слушать, когда кто-то читает?
10.Любите слушать, когда кто-то читает? (мама, папа, воспитатели, учителя…).
11.Почему ты читаешь книги?
12.Часто ли ты читаешь книги сам?
13.Почему ты не читаешь книги?
Некоторые вопросы требуют некоторого обдумывания и более полных ответов. Когда школьники затруднялись самостоятельно дать ответ, им предлагалось выбрать вариант ответа из числа уже сформулированных.
На вопрос: Есть ли дома книги? все ученики ответили: да.
На третий вопрос были такие ответы:
1) Сказки: «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Доктор Айболит», «Оловянный солдатик» «Колобок», «Золотая рыбка», «Мойдодыр»… . 2) Рассказы: «Чук и Гек», «Рассказы о животных», «О размерах», «О погоде», «О природе», «Зима».
3) Стихи: «Слоненок», «Стихи о войне», «Стихи о животных», «Стихи».
Дети в 3 классе в основном читают сказки. Они помнят названия книг, могут рассказать содержание прочитанного. Из 9 учеников семеро написали названия книг-сказок. В последнее время книги очень хорошо иллюстрированы, особенно сказки, и дети с удовольствием читают их.
На четвертый вопрос были такие ответы:
1) Сказки – 6 учеников;
2) Рассказы – 2 ученика;
3) Стихи – 4 ученика;
4) О лете – 1 ученик;
5) О природе – 1 ученик;
6) О животных – 2 ученика;
7) О войне – 2 ученика.
Кроме сказок, наши дети читают стихи. Так как их читать легче и запоминать лучше.
На пятый вопрос были такие ответы:
1) А.С. Пушкин – 5 учеников;
2) С.Я. Маршак – 1 ученик;
3) Л.Н. Толстой – 1 ученик;
4) А. Барто – 1 ученик.
Наши ученики не обращают внимания на то кем именно написано это произведение. Поэтому над этой проблемой надо еще поработать и мне, и воспитателям, и самим учащимся.
На шестой вопрос были такие ответы:
1) О детях – 1 ученик;
2) Не знаю – 5 учеников;
3) О стихах – 1 ученик;
4) О Пушкине – 1 ученик;
5) Про зверей – 1 ученик.
Анализируя эти ответы, мы видели, что у детей нет любимого писателя.
На седьмой вопрос почти все ответили: не знаю. Один ученик написал, что в А.С. Пушкина есть книга «Про зверей».
Наши учащиеся очень быстро забывают прочитанное. У них в памяти остается только то, что несколько раз прочитывалось.
На вопрос: Чем предпочитаешь заниматься в свободное время? предполагалось назвать одно из перечисленных экспериментатором занятий: подвижные игры, рисование, чтение книг, газет, журналов, просмотр кинофильма, прогулка на улице.
Ответы были такие:
1) Играю – 4 ученик;
2) Пишу – 1 ученик;
3) Рисую – 2 ученика;
4) Смотрю телевизор – 1 ученик;
5) Просмотр кинофильма – 1 ученик;
6) Гуляю на улице- 3ученика;
7) Читаю книги – 1 ученик.
В начале учебного года дети еще пока не хотят учиться. Им хочется поиграть, погулять…
В эксперименте принимали 9 учащихся 3 класса.
При составлении вопросов для беседы мною была частично использована методика, представленная в диссертационном исследовании В. Бобрейн (1976г.).
Анализ ответов учащихся показывает, что процесс становления читательской самостоятельности идет у умственно отсталых учащихся очень трудно и имеет свои особенности. Рассмотрим далее полученные ответы.
Ответ на вопрос: Что ты больше любишь: читать сам или слушать, когда кто-то читает? позволил разделить детей на три группы. Первую группу составили те, кто предпочитает самостоятельно читать книги. Сюда входят 5 учеников от общего количества опрошенных. Это дети, которые справляются с требованиями программы по чтению. Они учатся лучше других. Во вторую группу относятся две школьницы, которые одинаково любят читать сами и слушать чтение.
В третью группу входят два ученика, которые любят больше слушать, когда им читают. Сюда входят те, кто испытывает трудности при овладении навыками чтения.
Показательно еще то, что два ученика ответили, что они любят, когда им читают мамы (И.И., Т.Д.), остальные называли учителей и воспитателей. Двое ответили: не знаю. Это дает основание думать, что в домашней обстановке дети редко слышат чтение родителей.
Дети третьей группы не любят самостоятельно читать, так как у них плохая техника чтения. Ваня забыл за лето буквы. Он читает по буквам, поэтому не понимает. Дима очень плохо понимает по-русски, он не говорит на русском языке. Хотя он читает по слогам, содержание прочитанного передать не может. Приходится их заставлять читать во время перемен. Но попытки заставить ребенка делать это, чего ему не хочется, не приводит к развитию потребности в чтении. Необходимо увлечь его этой деятельностью, вызвать интерес, выбрав книгу, которая смогла бы его увлечь. Вместе с ребятами оформляем уголок внеклассного чтения, проводим конкурсы; «Кто больше слов простеет?», «Кто больше книг прочтет» и т.д.
Большое становление для становления самостоятельного чтения имеет сформированность мотивов этой деятельности (Л.И. Беленькая, Н.Е. Добрынина, Е.П. Крупнина, Н.Г. Морозова и другие). Исследователи пытались классифицировать мотивы чтения учащихся, а также показать их развитие в зависимости от возраста и соответствующего этапа обучения.
В.Бобрейн выделяет мотивы, которые характерны для учащихся школы. Это познавательные (дети хотят узнать из книг что-то новое, интересное), самообразовательные (у умственно отсталых они сводятся к учебно-практическим), непосредственно содержательные (связаны с тем, что ребенок хочет узнать больше о том, что ему уже в какой-то мере знакомо), развлекательные, эстетические.
Анализ показал, что при обращении к книгам обследованные школьники руководствуются лишь познавательными (39%), т.е. явно преобладают первые. Учащиеся отвечали, что они читают книги, чтобы «знать», «хорошо учиться», «быть умным», «учиться».
От учащихся, для которых основными являются учебно-практические мотивы, мы получили ответы, что они читают «для того, чтобы быстро читать», «для того, чтобы память улучшилась», «для того, чтобы хорошо читать».
Два ученика (Т.Д. и А.В.) не осознают мотивов своего обращения к произведениям художественной литературы. На вопрос: «Почему ты читаешь книги?» они ответили: «Не знаю».
Эти данные подтверждают выводы, которые были сделаны в исследовании В. Бобрейн, об узости мотивизации чтения у умственноотсталых учащихся и преобладании познавательных и учебно-практических мотивов чтения.
Учителям и воспитателям младших классов необходимо проводить большую работу по формированию потребности в чтении, по расширению и осознанию мотивов чтения у школьников.
Одним из критериев становления читательской самостоятельности является чистота обращения к книге. Среди ответов на вопрос: «Часто ли ты читаешь книги сам?» были выделены следующие: «Часто» (7 учеников), «Каждый день» (1 ученик) и 1 ученик поставил прочерк. Большинство ответили, что читают часто.
Среди ответов на вопрос: «Почему вы читаете книги? были выделены следующие: «Не знаю» (2 ученика), «Гуляю на улице» (1 ученица), «Потому что я хочу отдохнуть» ( 1 ученик), «Устаю» (1 ученик), «Я не хочу» ( 4 ученика).
Т.е. наши дети не всегда хотят читать. Но раз в неделю у нас в школе есть час внеклассного чтения. Но так как это занятие проводится после уроков и ведут его воспитатели, следовательно, могут проводиться не систематически, а от случая к случаю. Именно планирования часа внеклассного чтения у нас в школе нет. Вместе с тем только постоянная работа может обеспечить необходимый успех.
Один из вопросов был направлен на то, чтобы выяснить, какое место занимает чтение среди других занятий, которым младшие школьники посвящают свое свободное время. Самым предпочтительным видом деятельности у них являются подвижные игры – их назвали в качестве любимого занятия в свободное время 4 ученика. На втором месте оказалось, что дети больше всего любят гулять на улице. Таких 3 ученика. Часть ребят предпочитают заниматься рисованием. Таких 2 ученика. 1 ученик любит смотреть телевизор. 1 ученик предпочитает смотреть кино. Чтение в качестве любимого занятия назвала одна ученица Ватрасова Света. Один ученик написал, что любит писать свободное время.
Он один, Авакумов Витя: назвал другой вид занятия, не предусмотренный среди вариантов ответов. Таким образом, видно, что чтение книг не является предпочтительным занятием умственно отсталых детей.
Самым читаемым жанром оказались, конечно же, сказки. Дети любят читать и волшебные сказки, и сказки про животных, последние особенно. Они доступны им по языку и незатейливости сюжета. Никто из опрошенных не упомянул книг с исторической тематикой, это та область чтения, которая детей совершенно не интересует. Очевидно,
исторические понятия не развиты у детей этого возраста, на что нам, педагогам следует обратить внимание.
Одним из наиболее важных факторов в формировании читательской самостоятельности является умение учащихся ориентироваться в доступных им книгах. Для этого они должны знать фамилии некоторых авторов, пишущих для детей, тематику детских книг, помнить названия прочитанных произведений.
Я попробовала выяснить, могут ли мои ученики назвать книги, которые им особенно понравились. Одну книгу назвали 5 учеников, два названия могли припомнить – 1 ученик, три и более – 3 опрошенных. Содержания этих книг они помнят.
Учащиеся младших классов школы - интерната плохо знают авторов читаемых ими книг. Три ученика не смогли назвать фамилии ни одного детского писателя. То же, кто называл одну или две фамилии, как правило, не могли сказать, какие книги написаны этими писателями. Ответы часто носили формальный характер. Дети называли такие имена, как Пушкин, Толстой, Маршак, Барто. Однако вопрос, о чем они писали или какие детские книги этих писателей известны им, вызывает у них затруднение. Они говорили наугад. Некоторые ребята искажали фамилию писателя, что говорит о невнимательном их прочтении или неверном восприятии на слух, а следовательно, и об отсутствии работы в этом плане со стороны взрослых.
Однако ответы некоторых ребят были вполне удовлетворительны. Дети могли назвать полюбившиеся им произведения и помнили фамилии их авторов. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых младших школьников формируется умение ориентироваться в круге доступного им чтения, однако этот процесс требует определенных условий, и прежде всего помощи со стороны педагогов. На уроках внеклассного чтения и воспитательских занятиях педагоги должны знакомить учащихся с творчеством детских писателей. И, конечно, для этих занятий следует найти доступную и занимательную форму.
Иногда на уроках внеклассного чтения, мы допускаем следующие ошибки: взрослые не готовятся к тому, чтобы представить книгу учащихся, показать, чем она интересна – сюжетом ли, характерами или героев и их поведением, описаниями ли природы. Обычно они ограничиваются перечислением рекомендуемых произведений, либо показом книг, что может дать детям только зрительные представления о них. В действительности этот этап урока должен быть тщательно подготовлен учителем, воспитателем. Как вызвать интерес к данной книге? Какую ситуацию создать на уроке в связи с тем, что предстоит
рекомендовать книгу? Такие вопросы должны быть продуманы педагогом и подобраны приемы работы. Совсем не случайно, что наши дети выбирают книгу для чтения самостоятельно. Обычно выбор носит случайный характер, тем более что и библиотекари часто оставляют их без каких-либо направляющих советов. Только некоторые дети выбирают книгу для чтения по совету взрослого.
Чтением умственно отсталого младшего школьника необходимо руководить, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ребенка и его интересы.
Мы часто говорим, что для учащихся нашей школы - интерната не интересен процесс общения с книгой, что они с большей охотой берутся, например, выполнить любое поручение, связанное с общественно полезным трудом. Мы склонны, представляя ребенку свободу выбора, не тратить усилий на то, чтобы пробудить в нем потребность чтения. Поэтому нам надо помнить замечание Л.С. Выготского о соотношении процессов обучения и развития. Обучение и воспитание могут вести за собой развитие, в данном случае развитие читательской самостоятельности, а могут «плестись в хвосте детского развития». Ситуация, описанная выше, характеризует то состояние, когда педагогический процесс приспосабливается к развитию, к тому, как оно идет, вместо того чтобы стимулировать его.
Решающее значение приобретении умений и навыков работать с книгой, в расширении мотивов чтения, в воспитании интереса к нему у умственно отсталых школьников имеет правильно организованное руководство внеклассным чтением. Читателя надо воспитывать, а в условиях нашей школы - интерната это процесс длительный и сложный, требующий активной деятельности как от учащихся, так и от окружающих их взрослых.
Ориентация внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения обязательны в нашей школе – интернате один раз в месяц. Эти уроки берутся с уроков чтения и развития речи. В младших классах умственно отсталым предлагают читать книги, которые им известны. Например: сказки, которые изучали на уроках чтения, рассказы о животных, о детях своего возраста. Мальчикам можно предложить читать книги о войне. Также мы должны научить читать книги о космосе, стихи, исторические книги.
Задачи внеклассного чтения
1) Ознакомление учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы.
2) Сформировать у детей интерес к чтению.
3) Сформировать у детей отношение к книге как источнику знаний.
4) Сформировать у детей интерес к выбору книги самостоятельно.
5) Сформировать навык самостоятельного чтения.
6) На примерах литературы сформировать мировоззрение, воспитывать личностные качества определенные.
7) Расширить общий кругозор ребенка.
8) Развивать устную речь, мышление.
9) Решать коррекционные задачи.
Литературу для внеклассного чтения подбирают совместно учителя, воспитатели, библиотекарь.
В 1 классе учащиеся не записываются в библиотеку. Они читают в классах книжки-малышки.
В 1 классе в 2004 году поступило учиться 13 учащихся. Никто из них не знает 33 буквы алфавита.
1 класс на 01.09.2004 уч. г.
1. Алатырев Г. – не знал ни одной буквы.
2. Васильев В. – 14
3. Викторов Л. – 30
4. Иванов Е. – 26
5. Иванов Н. – 25
6. Мышкин Д. –
7. Петров В. – 9
8. Тимофеев А.А. –
9. Федорова О. – 6
10.Федорова С. – 1
11.Щербаков А. – 7
12.Уткин Е. – 21
13.Николаев А. –
По итогам четвертей и года были получены такие результаты по технике чтения в 1 классе.
1 класс 2004-2005 уч. г.
№№
ппФ.И.О. I II III IV
1. Алатырев Г. - не знает
р,ъ,йзнает буквы читает слоги
2. Васильев В. знает буквы читает слоги - -
3. Викторов А. - 20 24 33
4. Иванов Н. - 21 27 25
5. Иванов Е. - 11 12 11
6. Петров В. - 13 17 23
7. Тимофеев А. - читает слоги 12 14
8. Николаев А. - знает буквы читает слоги 4
9. Щербаков А. - 13 19 19
10. Федорова О. - 17 23 27
11. Федорова С. - - знает буквы читает слоги
12. Уткин Е. - 18 23 27
13. Мышкин Д. - 6 13 11
Во 2 классе учащиеся записываются в библиотеку. Они читают книги из серии «Мои первые книжки». Дети читают под наблюдением воспитателя, учителя, библиотекаря.
Во 2 классе учащимся получают книги из библиотеки учитель. Они читают книги из серии «Мои первые книжки». Дети читают под наблюдением воспитателя, учителя, библиотекаря. Также, чтобы заинтересовать детей самостоятельным чтением, учитель может прочитать вслух некоторые интересные рассказы.
По итогам четверти были получены такие результаты по технике чтения во 2 классе.
2 класс 2005-2006 уч. г.
№№
ппФ.И.О I II III IV
1. Бокова П. 22 40 52 54
2. Викторов А. 18 37 42 38
3. Галкин А. 4 14 24 16
4. Иванов Е. 5 15 15 13
5. Иванов Н. 14 36 55 50
6. Леонтьев Д. 15 23 37 34
7. Мышкин Д. 13 - 36 33
8. Петров В. 14 37 44 41
9. Сергеев Г. 33 44 48 45
10. Уткин Е. 16 30 46 39
11. Федорова О. 20 30 51 40
12. Чернов А. 13 23 38 40
13. Щербаков А. 8 19 37 43
С первого по четвертый класс внеклассное чтение организуется на уроках чтения как часть урока. Перед началом каждого урока дается пять минут для жужжащего чтения. В это время они читают библиотечные книги. На уроках учитель осуществляет контроль за книгами, воспринимаемостью прочитанного. После уроков, по той тематике, которой говорит учитель, выбирают книги воспитатели. Здесь используется индивидуальный подход к каждому ученику.
Требования:
1) Подбор литературы должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Взрослый дает советы ученику.
2) Ребенок выбирает то, что он сам пожелает.
3) Обязательно проводить беседу о прочитанном. Здесь выявляется, что им нравится читать, о чем им интересно читать.
4) Уроки внеклассного чтения проводятся не как обычные уроки чтения. Обязателен элемент необычности: викторины, вечера, КВНы, конференции.
5) По мере возможности приглашать библиотекаря.
6) Инсценировки.
7) Обзор дополнительной литературы.
8) Чтение книг из местной литературы. Использовать книги чувашских писателей.
В работе над книгами обратить внимание на:
1) Обложку.
2) Автора.
3) Оформление.
4) Вторую страницу. (Обложка и вторая страница одинаковые).
Работа по содержанию книги.
1) Рассматриваются картины.
2) Читаем и работаем над оглавлением.
Кроме книг учим детей читать газеты, журналы.
3) Можно рассказать ребятам самый интересный момент, но не до конца.
Чему учить?
1) Бережное отношение к книгам.
2) Читать внимательно.
3) Правила чтения.
В классе обязательно надо иметь уголок внеклассного чтения. В этом уголке должна отражаться вся работа по внеклассному чтению с каждым учеником. Желательно, чтобы уголок был красочно оформлен и с фотографиями.
Правила чтения
1. Читай книгу неторопливо, вдумчиво.
2. Подумай о чем эта книга?
3. Что нового ты узнал?
4. Если непонятно, то обратись к учителю, воспитателю, библиотекарю.
В классах для учеников можно завести читательские дневники, которые они заполняют сами.
Большую помощь в этой работе может оказать библиотекарь. Если она будет спрашивать иногда: «О чем эта книга?», то дети уже не побегут в библиотеку менять книгу, просмотрев картинки. Хорошо было бы, если к знаменательным датам детских писателей, были проведены беседы именно библиотекарем. Так как от одних и тех же учителей и воспитателей дети тоже устают.
В третьем классе в начале учебного года не все ученики читают одинаково. Одни могут читать по слогам слова, другие уже читают целыми словами. Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе формирования основ читательской самостоятельности у этих детей.
Чтобы стимулировать читательскую самостоятельность на уроках, во время физкульминутки, включаем такие упражнения:
1. Прочитывание загадки. На табличках напечатаны загадки, на других – нарисованы отгадки, а на обратной стороне написаны ответы. Задания могут быть разными: найти загадку про что-то, а затем прочитать отгадку; одни ученики читают загадку, другие ищут отгадку и т.д.
2. Игра «Подбери правильно». На наборном полотне выставлены картинки. Ученики берут таблички с напечатанными предложениями или текстом, прочитывают и ставят под соответствующим рисунком..
3. Игра «Узнай из какой книги». Учитель показывает какой-нибудь предмет и спрашивает: «Из какой книги этот предмет?». Например: Учитель показывает красную шапочку.
Ответ: «Красная шапочка».
4. Игра «Кто автор». Учитель показывает книгу, закрыв инициалы и фамилию листочком, спрашивает: «Кто автор этой книги? и т.д.
Игры, упражнения составляются так, чтобы правильный ответ ученик мог дать, прочитав книги из списка рекомендуемой литературы.
Список литературы,
рекомендуемый ученикам 3 класса
1. Русские народные сказки.
2. Шарль Перро. Красная шапочка.
3. Одоевский В. Мороз Иванович.
4. Благинина Е. Огонек.
5. Барто А. Я выросла.
6. Катаев В. Цветик-семицветик.
7. Маяковский В. Что ни страница – то слон, или львица!
8. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
9.Бианки. Лесные домишки.
10.Заходер Б. Почему деревья не ходят?
11.Георгиевская С. Галина мама.
12.Пришвин М. Лисичкин хлеб
13.Паустовский П. Стальное колечко.
14.Осеева В. Волшебное слово.
15.Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке.
16.Маршак С. Почта.
Таким образом, все ученики класса будут включены во фронтальную работу, хотя задания они получают разные в соответствии с их возможностями.
В процессе формирования навыка читательской самостоятельности у младших школьников нашей школы - интерната лучше виден уровень овладения знаниями и продвижение обучающихся в процессе обучения.

Список использованной литературы.
1. Замский А.С. «История олигофренопедагогики. М., 1995г.
2. Певзнер М.С. Дети олигофрены. М., 1956г.
3. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. АПН РСФСР, 1991г.
4. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965г.
5. Дульнеев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1984г.
6. Побрейн В. Воспитание интереса умственно отсталых школьников 5-6 классов к чтению художественной литературы. Авторед. канд. дис. М., 1976г.
7. Баширова Т.Б. Пути становления читательской самостоятельной у учащихся младших классов вспомогательной школы. Дефектология, 1991г., №5.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.