Учебный курс «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Бобровка муниципального района Кинельский
Самарской области
__________________________________________________________________





Учебный курс
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы
в условиях интегрированного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья»






Разработчик комплекта:
Саликова Людмила Александровна,
учитель математики
ГБОУ СОШ с. Бобровка
муниципального района Кинельский
Самарской области




2013 год
Краткая характеристика на учащегося 5 класса с ОВЗ
В 5 классе обучается 9 учащихся: 7 девочек и 2 мальчика. Все дети обучаются в данной школе с первого класса, ребята дружные, доброжелательно относятся друг к другу, любят ходить в походы, посещать кинотеатры и музеи.
Уровень сплоченности класса средний, ярко выраженные лидеры отсутствуют. Уровень воспитанности - средний, состояние учебной деятельности удовлетворительное, класс работоспособный. 44,4% (4 ученика) класса успешно усваивают общеобразовательную программу, выполняют задания повышенной сложности (3 группа). 44.4% (4 ученика) - усваивают базовый уровень программы (2 группа), 11,1% с ОВЗ (1 ученик - 1 группа). Ребенок с ОВЗ занимается по программе VII вида, мальчик воспитывается в неполной многодетной семье, полусирота (отец умер). Детский сад посещал. Физическое развитие мальчика соответствует возрасту, зрение и слух без нарушений.
В отношении учебной деятельности мальчик пассивен, активность, отмечается на уроках физкультуры, технологии и во внеурочное время.
Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей он не проявляет. Домашние задания выполняет только с мамой или старшей сестрой. В классе ему требуется помощь учителя или ученика чтобы сделать какие-либо учебные задания. М. легко справляется с заданиями, требующими сравнения по образу или по аналогии. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы и обобщения делает с помощью учителя, иногда опираясь на план-схему. Развито наглядно-действенное мышление.
У ученика преобладает зрительно-слуховой вид памяти. Новый учебный материал запоминает с трудом, в маленьких объемах при многократном повторении. Вычислительные навыки проявляются на низком уровне, таблицу умножения знает плохо. Алгоритмы выполнения заданий не запоминает, но опираясь на схему или таблицу, применяет.
Внимание устойчивое. На уроках привлечь внимание ребенка можно без труда, если материал занимательный. Переключаемость внимания затруднена. Мальчик не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ему требуется время. Преобладает непроизвольное внимание.
М. страдает общим недоразвитием речи. Некоторые слова выговаривает с трудом. Беден словарный запас, неразвита связная речь. На уроках темп речи замедленный. Хорошо понимает обращенную к нему речь, но монологическая речь развита слабо. Письменной речью владеет плохо, свои мысли выразить не может, пишет очень медленно.
Процессы восприятия у М. протекают медленно. Он быстро утомляется, начатое дело с трудом доводит до определенного результата, если испытывает трудности, то оставляет работу неоконченной.
Среди одноклассников М. авторитетом не пользуется. К ребятам относится доброжелательно, в контакт с детьми вступает легко, имеет много друзей.
Увлекается футболом. Принимает участие во внеклассных мероприятиях, но инициативы никогда не проявляет. Хорошо работает на школьных субботниках. В отношениях со взрослыми вежлив. К учителям относится с уважением.

Разноуровневые требования к знаниям и умениям
учащихся 5 класса по математике.

Требования к группам в соответствии с уровнем освоения программы


1 группа
Учащийся с ОВЗ
2 группа
Базовый уровень
3группа
Повышенный уровень


Научиться пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры, в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами)
Самостоятельно использовать математические знания в жизни.
Самостоятельно использовать математические знания в жизни, уметь видеть математические проблемы в ситуациях, применять эвристический поиск на базе логического мышления.

1
Уметь с помощью алгоритма производить арифметические действия с натуральными числам и десятичными дробями.
Знать и уметь применять на практике алгоритмы действий над натуральными числами, записывать с помощью букв свойства действий, переходить от одной формы записи числа к другой. Выполнять на добровольной основе дополнительные задания.
Уметь выполнять действия над натуральными числами и десятичными дробями, применять знания на практике, знать свойства действий и уметь их записывать буквенно. Переходить от одной формы записи числа к другой, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы. Составлять примеры, производить прикидку результатов. Выполнять дополнительные задания.


Уметь в простейших линейных уравнениях с помощью схемы называть компоненты и находить неизвестное по алгоритму. Правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», различать левую и правую части уравнения
Решать базовые линейные уравнения, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач, правильно употреблять термины, понимать их в тексте и речи учителя.
Решать сложные линейные уравнения, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач, правильно употреблять термины, понимать их в тексте и речи учителя.


Научиться формализовать условие простой текстовой задачи в виде рисунка или таблицы и с опорой на визуальную информацию решить простую задачу по алгоритму.
Уметь решать текстовые задачи базового уровня сложности, предполагающие простые и сложные мыслительные операции, обобщение знаний и продуктивное решение. Решать простые комбинаторные задачи, используя перебор вариантов.
Уметь решать текстовые задачи базового и повышенного уровня сложности, предполагающие сложные мыслительные операции, обобщение знаний и продуктивное решение. Формализовать и интерпретировать условие задачи. Решать комбинаторные задачи, используя правило умножения.


Иметь представление о знакомых геометрических фигурах, находить их среди других фигур и изображать с помощью линейки.
Распознавать на чертежах и моделях знакомые фигуры, уметь изображать их, владеть практическими навыкам использования геометрических инструментов, решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя свойства фигур и формулы.
Распознавать на чертежах и моделях знакомые геометрические фигуры, уметь изображать их, владеть практическими навыкам использования геометрических инструментов, решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя свойства фигур и формулы.



Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике;
- Программа по математике. 5 – 6 классы. /авт. – сост.В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2010
- «Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области» Министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 года
- приказ Департамента науки и образования Администрации Самарской области, департамента здравоохранения администрации Самарской области № 5/188 от 23мая 2002 года
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2009 г.
Количество часов по плану:
Всего - 204 ч;
В неделю – 6 ч; контрольные работы – 14 ч.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают вычислительные навыки с натуральными числами, овладевают действиями с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
по математике в 5 классе
№ урока
Содержание учебного материала

Разноуровневые требования



Натуральные числа и шкалы
(18 уроков)
группы


1-3
Обозначение натуральных чисел, п.1
1
Различать понятия числа и цифры. Читать многозначные числа по таблице классов и разрядов. Знать четные и нечетные числа, используя правило.



2

Знать понятие числа, цифры, таблицу классов и разрядов, общепринятые сокращения в записи больших чисел, римские цифры, четные, нечетные. Уметь читать и записывать многозначные натуральные числа, составлять числа из различных единиц.



3
Знать понятие числа, цифры, таблицу классов и разрядов, общепринятые сокращения в записи больших чисел, римские цифры, четные, нечетные, познакомиться с записью чисел в Древней Руси. Уметь читать и записывать многозначные натуральные числа, римские числа, составлять числа из различных единиц, уметь ответить на вопрос: что такое десятичная запись числа? Узнать какие идут классы после млрд.

4-7
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п.2
1
Знать понятия отрезка и треугольника.
Находить на рисунках среди других фигур отрезки и треугольники и называть их. Научиться чертить отрезок и треугольник, измерять длину отрезка, пользуясь линейкой. Знать единицы измерения длины и измерительные инструменты, которые применяют на практике. Знать несколько букв латинского алфавита. Научить измерять длину и ширину комнаты с помощью рулетки.



2
Знать понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка; единицы измерения длины и соотношения между ними; измерительные инструменты; понятия треугольника, его вершин и сторон, их обозначение; латинский алфавит.
Уметь строить, обозначать и называть отрезки и треугольники, выражать длину в различных единицах.



3
Знать понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка; единицы измерения длины и соотношения между ними; латинский алфавит; измерительные инструменты; понятия треугольника, его вершин и сторон, их обозначение; понятие многоугольника. Уметь строить, обозначать и называть отрезки и треугольники, отличать многоугольники от других геометрических фигур, выражать длину в различных единицах.

8-10
Плоскость, прямая, луч, п.3
1
Находить и называть на рисунках среди других фигур прямую, луч, пересекающиеся прямые и их общую точку. Знать отличие прямой от отрезка, прямой от луча. Уметь чертить прямую, луч, пересекающиеся прямые с помощью линейки.



2
Знать понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение; показывать предметы, дающие представление о плоскости; сколько прямых проходит через две точки; сколько общих точек имеют пересекающиеся прямые.
Уметь отличать плоскость, зная, что она бесконечна во всех направлениях; объяснять отличия фигур друг от друга.



3
Знать понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение; показывать предметы, дающие представление о плоскости; сколько прямых проходит через две точки; сколько общих точек имеют пересекающиеся прямые.
Уметь отличать плоскость, зная, что она бесконечна во всех направлениях; объяснять отличия фигур друг от друга; строить и распознавать дополнительные лучи на чертеже, если на прямой отмечено более одной точки.

11-13
Шкалы и координаты,
п. 4
1
Знать, что приборы имеют шкалы; понятие координатного луча, что точки имеют координату.
Научиться пользоваться термометром, весами, чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по их координатам.



2
Знать понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
Уметь чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по их координатам, отличать координатный луч от линейки; определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов на практике.



3
Знать понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
Находить координаты точек и строить точки по их координатам, отличать координатный луч от линейки; определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов на практике.

14- 17
Меньше или больше, п.5
1
Знать какое из натуральных чисел больше, а какое - меньше; знаки неравенств.
Уметь сравнивать натуральные числа по алгоритму и записывать результат сравнения в виде неравенства; читать неравенство; сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча.



2
Знать понятия большего и меньшего натурального числа; неравенство, знаки неравенств.
Уметь сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча, читать и записывать неравенства, сравнивать координаты точек.



3
Знать понятия большего и меньшего натурального числа; неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство;
Уметь сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча; сравнивать координаты точек; читать и записывать неравенства, двойные неравенства; объяснять разницу между неравенством и двойным неравенством

18
Контрольная работа №1
1
Задачи, предполагающие воспроизведение знаний и простые мыслительные операции, задача на применение на практике.



2
Задачи, предполагающие простые и сложные мыслительные операции, требующие обобщения знаний; применение на практике; задача, предполагающая продуктивное мышление.



3
Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции, требующие обобщения знаний; задачи на эвристический поиск и на применение на практике.


УМК и дидактические материалы по математике
на учебный год для учащихся 5 класса
Учебник «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2009 г.
Программа по математике. 5 – 6 классы. /авт. – сост.В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2010
Контрольно – измерительные материалы. Математика: 5 класс/ Сост. Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2012 (Сборник тестов соответствует программе общеобразовательных учреждений. Составлен так, что можно понять, в чем заключаются трудности каждого конкретного ребенка, и выявить их причину.
Т. П. Иванова, Т. В. Мордашова. Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы (для детей с ЗПР). Пособие для учителя. М.: Школьная Пресса. 2005. (Пособие содержит материалы для контроля и оценки обязательных результатов обучения в виде контрольных работ, тестов и зачетов для детей с ЗПР).
Г. Г. Левитас. Карточки для коррекции знаний по математике для 5-6 классов. –М.: Илекса, 1999. (Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции, образца применения этой инструкции и пятнадцати заданий для учащихся).
В. И. Жохов, И. М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2003.(Пособие позволяет развивать внимание, оперативную память детей, формировать математическую речь пятиклассников).

План коррекционно-развивающей работы
ФИ ученика: учащийся с ОВЗ Предмет: математика
Класс: 5
Учитель: Саликова Л.А.
Начало:1.09.2012г.
Дата окончания:30.05. 2013


Проблемы развития ребёнка
Планируемый результат
Формы и методы работы для учителя
Рекомендации для родителя

Не понимает объяснительный текст учебника





Научиться читать текст учебника, не пропуская непонятные слова, находить в тексте правила и определения


Объяснить смысл курсивных и полужирных выделений в тексте учебника, читать вслух текст по абзацам и добиваться выразительного чтения. Через некоторое время просить находить в тексте правила.
Вместе с ребенком выразительно читать текст по частям, родитель – более трудные фрагменты, ребенок – правила.
Находить в пункте учебника и снова прочитывать и определения и правила.


Слабо развиты вычислительные навыки

Выучить таблицу умножения


Работа по карточкам, по цепочке, устно, на компьютере
Нарисовать вместе с ребенком красочную таблицу умножения, повесить на стене и повторять многократно каждый день.

Не умеет решать простые уравнения
Находить неизвестные компоненты
Работа по образцу, составить опорную схему
Работать с ребенком по опорной схеме

Не различает прямую, отрезок и луч
Уметь объяснить отличие прямой от отрезка и луча.
Работа по учебнику, красочно рисовать фигуры, находить их в окружающей обстановке.
Вместе с ребенком сочинить сказку о геометрических фигурах.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




15