Программа Адаптация обучающихся к новым условиям обучения в техникуме

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный
техникум имени А.В. Яковлева»





СОГЛАСОВАНО
Методист
__________О.А. Никитина
«____»_________20___г
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР
________ А.Г. Вардугин
«____»_________20___г








ПРОГРАММа

Адаптации обучающихся к новым условиям обучения в техникуме

























Челябинск, 2016 г.


























Программа адаптации обучающихся к условиям техникума ЧГПГТ им А.В. Яковлева.
Проблема подростков, с низкой адаптацией в новых жизненных условиях - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Крушение прежнего мировоззрения в среде молодежи и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в новых экономических условиях – все это привело наше общество к серьезным трудностям в воспитании подрастающего поколения. Среди подростков усилился негативизм, тревожность, демонстративное и вызывающее по отношению к социуму поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Студенты ЧГПГТ им А.В. Яковлева не исключение.
По итогам диагностики Айзенка «Самооценка психических состояний».
62 (35%) обучающихся (16-17 лет) была отмечена, дезадаптация к новым условиям.
Анализ этих данных показал актуальность создания программы психолого-педагогического сопровождения студентов первого года обучения, которая носит название «Адаптация обучающихся к условиям ЧГПГТ».
Программа направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем: устранение сомнений правильности выбора профессии, смена среды жизнедеятельности, низкий базовый уровень общей подготовки.
Целью программы «Адаптация обучающихся к условиям ЧГПГТ» является реализация психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности.
Основные задачи:
- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.
Первый этап (сентябрь, октябрь, ноябрь) – предполагает сбор информации, оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме; социально - психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.
Второй этап (декабрь, январь февраль) - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
Третий этап (март, апрель, май) - предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; консультаций и просвещения родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
На каждом этапе работа ведется со студентами, преподавателями и родителями.

План мероприятий
№ п.п.
Название этапа
Направление деятельности
Мероприятия

1.
Подготовительный
(сентябрь, октябрь, ноябрь).
Теоретическое исследование проблемы адаптации обучающихся к условиям ЧГПГТ им А.В. Яковлева.
1.Сбор информации.
2.Работа с литературой.
3.Подбор тестов
4.Проведение игр на знакомство и сплочение обучающихся.
5.Исследование на профпригодность первокурсников.
6.Проведение экскурсий и собраний для родителей с целью знакомства с условиями ЧГПГТ им А.В. Яковлева

2.
Исследовательский (декабрь, январь, февраль).
Диагностика уровня адаптации
1.Проведение диагностики Айзенка «Самооценка психических состояний».
2.Анкетирование классных руководителей на тему «Адаптация первокурсников»
3.Ознакомление с результатами диагностики и анкетирования.
4.Разработка рекомендаций для преподавателей и родителей.
5.Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися имеющими дезадаптацию, (выяснение причин).
6.В феврале проводится педагогический консилиум по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников.


3.
Заключительный
(, март, апрель, май).
Анализ степени адаптированности.
1.Использование полученной информации для проведения семинаров, классных часов, педсоветов, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе.
2.Проводится коррекционно-просветительская работа на тему «Заболевания передающиеся половым путём»
3. Проводится коррекционно-просветительская работа с элементами арт - терапии на тему «Вредные привычки».
4.В апреле заключительная диагностика динамики позитивных изменений адаптивности студентов – первокурсников и выявление группы «риска».
5.По результатам





Принципы реализации программы
Принцип гуманизации. Принцип является основополагающим в деятельности любого образовательного учреждения и также носит универсальный характер. Он предполагает переоценку всех компонентов учебно-воспитательного процесса в свете человекообразующих и профессиональных функций.
Принцип гармонии отношений. Под гармонией отношений понимается установление в образовательном учреждении особого психологического климата, позволяющего осуществить равноправное сотрудничество между преподавателем, студентами, родителями, а также внутри студенческого коллектива.
Принцип адаптации. Под принципом понимается создание условий для гибкого оперативного процесса как системы в зависимости от физического и психического состояния здоровья обучающихся и установление режима работы образовательного учреждения, благотворно влияющего на сохранение здоровья и продуктивное обучение.
Принцип валеологического воспитания, который учитывает возрастные особенности и повышающего культуру личности в сфере здорового образа жизни. Данный принцип может быть реализован также через содержание образовательных программ и индивидуальное физическое развитие обучающихся, в том числе имеющих отклонения в здоровье.
Принцип сотрудничества предполагает проведение в образовательном учреждении психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся совместно с психологами, преподавателями, медицинскими работниками. Принцип сотрудничества может быть практически реализован в форме проведения профилактической работы среди родителей по вопросам адаптации обучающихся.
Принцип ответственности, который включает в себя формирование индивидуальной, коллективной ответственности за состояние здоровья участников образования.
Принцип результативности, когда все вышеперечисленные принципы направлены на конечный результат – адаптацию обучающихся.
Организация управления реализацией программы
Стратегическое управление Программой осуществляет Совет техникума под руководством директора.
Организационное управление, общую координацию работ и контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель директора по УВР.
Ход выполнения программы и программных мероприятий по реализации программы рассматривается на заседаниях Методического совета техникума и Совета техникума. Промежуточные и окончательные итоги работы по направлениям рассматриваются с привлечением руководителей соответствующих структурных подразделений.

Ресурсное обеспечение Программы
Информационно-методические: нормативные документы, учебно-методические материалы по диагностике, методики, литература.
Кадровые: представители педагогического коллектива, компетентные в области и реализации целей и задач образовательной программы Адаптация обучающихся к условиям ЧГПГТ им А.В. Яковлева
Финансово-экономические:
1.Бюджетные финансовые средства;
2.Финансовые средства ЧГПГТ им. А.В. Яковлева, полученные от собственной внебюджетной деятельности;
3.Привлеченные дополнительные финансовые средства социальных партнеров;
4.Инициативная основа.



Предполагаемый результат

1. Успешная адаптация обучающихся к новым условиям обучения в техникуме.
1.Формирование адекватной самооценки.
2.Снижение тревожности.
3.Снижение агрессивности.
4.Снижение ригидности.











13PAGE 15


13PAGE 14315