Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида



Программа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, сукцессивные и симультанные процессы, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
В процессе онтогенеза формируются функциональные системы мозга, обеспечивающие протекание сложных психологических процессов. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности. Поэтому коррекционно-развивающую работу с учащимися начальных классов начинают с развития процессов восприятия в предметно-практической деятельности. В основе любого познания лежат сенсорные процессы, а любое восприятие сопровождается движением, любой замысел также заканчивается движением. Психомоторика играет интегративную роль в организации психических процессов, поэтому в коррекционной работе широко используются двигательные упражнения, сочетающиеся с речью, кроме того, предусматриваются упражнения, формирующие различные виды праксиса. Многие виды деятельности, которые у взрослых людей протекают автоматизировано, дети усваивают с помощью мыслительной деятельности. Любая ситуация, задающая ребёнку проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных действий. Для коррекционно-развивающей работы важно подбирать такие задания, ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. ребёнок функционально готов к решению встающей проблемы с небольшой помощью взрослого.
К началу школьного обучения у большинства учащихся с лёгкой умственной отсталостью отмечаются следующие недостатки познавательной деятельности, выраженные в большей или меньшей степени:
- бедный запас знаний и представлений об окружающем;
- недостаточное развитие произвольных форм поведения;
- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;
- недоразвитие регуляторных процессов;
- недостатки внимания;
- неустойчивая работоспособность;
- нейродинамические нарушения;
- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;
- нарушения зрительно-пространственного восприятия;
- несформированность перцептивных умений;
- недостатки исследовательско-ориентировочной деятельности, снижение познавательной активности;
- несформированность основных интеллектуальных операций;
- трудности в овладении понятиями;
- недостаточность регулятивной функции речи;
- недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;
- недостаточность межанализаторных взаимодействий;
- несформированность графо-моторных навыков;
- слабое владение символической деятельностью;
- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий.
Формирование словесной регуляции действий.
Снижение общего психического напряжения.
Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.
Формирование сенсорных эталонов и пространственных представлений.
Развитие пространственного восприятия.
Развитие слухового внимания и памяти.
Расширение объема зрительной и слухоречевой памяти
Развитие зрительной и моторной памяти.
Формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.
Формирование сукцессивных и симультанных процессов.
Формирование временных представлений.
Закрепление пространственных, временных представлений, знаний о цвете и форме.
Активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности
Уточнение и расширение словарного запаса.
Развитие мыслительных процессов.
Для развития общей моторики используются упражнения на точность и переключаемость, плавность, ритмичность движений, воспроизведение последовательности движений, сопряженность движений и ритмичной речи, последовательные и совместные движения рук и ног, развитие равновесия.
Развитие мелкой моторики совершенствуется при осуществлении таких видов деятельности, как лепка, упражнение с бусами, пуговицами, шнурование, пальчиковые игры, работа с ножницами, плетение косичек, построение линий с помощью линейки.
Для формирования графо-моторных навыков можно применять разные упражнения: рисование линий, обводка по трафарету, по контуру, рисование геометрических фигур, простых предметов, раскрашивание, штриховка, рисование геометрических орнаментов, письмо росчерков, дорисовывание геометрических фигур, предметов, обведение контуров по точкам, безотрывное обведение простых и сложных контуров, работа с линейкой, построение линий, отрезков, геометрических фигур по данным точкам.
Много внимания уделяется формированию перцептивных действий, приоритетному развитию тактильного, слухового, зрительного, пространственного восприятия. Дети учатся зрительно соотносить предметы по размеру и форме, сравнивать предметы по указанным признакам, оперировать сенсорными эталонами и овладевают соответствующими словесными понятиями. Для закрепления сенсорных эталонов полезны задания на перемещение и трансформацию зрительных образов.
Развитие зрительно-моторной координации осуществляется при прохождении «дорожек», лабиринтов, игр с мячом (катание, бросание и ловля мяча), кеглями, кольцебросами, метании в цель. Важно обращать внимание на слухо-моторную координацию, использование всех видов анализаторов при восприятии, запоминании и воспроизведении информации. Целесообразно использование зрительного, слухового, кинестетического, тактильного анализаторов при усвоении букв, цифр. Для развития слухоречевой памяти используются упражнения на повторение рядов слогов, слов, предложений, запоминание и воспроизведение двустиший. Опора на совместную работу кинестетического, слухового, зрительного анализаторов и произвольный уровень развития речи эффективна при формировании представлений и понятий.
Для формирования пространственного восприятия используются упражнения на усвоение частей тела, пространственных ориентировок, среди которых выделяют верх – низ, справа – слева как основные координаты. Дети учатся ориентироваться относительно себя, относительно другого, на листе бумаги, использовать схематические изображения пространственных отношений, словесные обозначения пространственных ориентиров и отношений, выраженных в предлогах и наречиях, дифференцировать буквы, отличающиеся друг от друга пространственным расположением элементов и их количеством.
Для перцептивных и мыслительных процессов характерны две стратегии: сукцессивная (последовательная) и симультанная (одномоментная, целостная). Сукцессивные и симультанные стратегии используются во всех познавательных процессах. Работа над их формированием проводится на всех коррекционно-развивающих занятиях.
Развитие сукцессивных способностей происходит при выполнении последовательных инструкций, выполнении последовательности движений, выкладывании рядов из полосок, мозаики, геометрических фигур с заданным чередованием элементов, запоминании и воспроизведении рядов, отстукивании ритмов, запоминании и восстановлении порядка слов в предложении, предложений в тексте, последовательности происходящих событий в сериях сюжетных картинок, текстах, установлении последовательность изложения.
Усвоение отношений ряда также связано с сукцессивными процессами. Поэтому в коррекционно-развивающие занятия включаются упражнения на прямой и обратный счёт в пределах 10, 20, 100, установление взаимоотношения чисел между собой в ряду. По сукцессивному признаку построены многие народные сказки, которые полезно использовать в коррекционной работе, например: «Репка», «Колобок», «Теремок».
Для развития симультанного восприятия полезна работа с разрезными картинками, сюжетными картинками, текстами. Задачей таких видов деятельности является установление общего смысла, опознание целостного образа.
В предметно-практической и игровой деятельности, организованной на коррекционно-развивающих занятиях, происходит развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Используются задания на сравнение предметов по одному – двум признакам, цифр, отличающих расположением элементов в пространстве, чисел, состоящих из одинаковых цифр, но имеющих разное разрядное строение, слов, отличающих одним слогом, буквой, их последовательностью, картинок, текстов, предложений, имеющих черты сходства и различия. Много внимания уделяется работе над понятиями, строятся на образной основе и словесном опосредовании.
При формировании понятия можно выделить сенсорный этап получения информации, этап организации информации в образе и этап кодирования в категориально-организованную систему (квазипространство).
На коррекционно-развивающих занятиях предусматривается работа по развитию произвольной регуляции поведения, способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Коррекционно-развивающая работа строится в соответствие со следующими принципами:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;
- принцип комплексности;
- принцип системности;
- принцип структурированности;
- деятельностный принцип;
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип аффективной регуляции поведения;
- принцип сознательности деятельности ребёнка.
В программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1-4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» выделены следующие тематические разделы:
1) Развитие произвольности психической деятельности.
2) Развитие движений, различных видов праксиса.
3) Развитие перцептивно-гностической деятельности
4) Развитие пространственного восприятия
5) Развитие графо-моторных функций
6) Формирование временных представлений
7) Развитие речевой деятельности.
Содержание занятий определяется работой над формированием психомоторики и перцептивно-гностической деятельности, которая объединяет материал 2, 3, 4, 5, 6 разделов. На каждом занятии предусматривается работа по развитию речи, мыслительных процессов, произвольности деятельности.
Содержание занятий, распределение времени на коррекционно-развивающую работу над той или иной психической функцией определяется её актуальностью для данной группы учащихся, их возможностями в приобретении новых навыков. Темп и содержание занятий могут широко варьироваться. В данной программе приведено лишь примерное распределение материала для коррекционно-развивающих занятий по годам обучения.
После проведения диагностической работы педагог комплектует группы учащихся по сходности нарушения и составляет календарно-тематическое планирование для каждой группы. Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год. Учитель планирует занятия с каждой группой из данного класса с учётом этого времени. Рекомендуемая продолжительность занятий – 20 минут. Как показывает опыт групповой работы с детьми, более эффективна работы с группой в течение 40 минут. В зависимости от сложности и характера недостаточности количество часов, которое посетит тот или иной ребёнок, может меняться. Это также отражается в тематическом плане.
Коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, т.к. направлены на формирование целостных психических функций, состоящих из множества компонентов. Поэтому в каждое занятие включаются материал из разных разделов программы, но этот материал включается в структуру единой деятельности. С этой целью каждое занятие желательно строить по определённому сюжету, доступному для детей по смысловому содержанию и вызывающему эмоциональный отклик учащихся.
Структура занятия едина в течение длительного времени, что облегчает детям организацию деятельности и не истощает их энергетические ресурсы.
Обычно занятие имеет такую структуру:
1) Приветствие.
2)Темпо-ритмические и двигательные упражнения.
3) Основная специфическая часть.
4) Игры с движениями и словесным сопровождением, направленных на релаксацию или мобилизацию учащихся.
5) Подведение итогов (рефлексия деятельности)
6) Прощание.
Для проведения занятий необходимо специальное оборудование: мозаика, конструкторы, матрёшки, пирамидки, предметные картинки, разрезные картинки, серии картинок, тренажёры для развития мелкой моторики, ножницы, нитки, шнуры, линейки, наборы геометрических фигур и тел, счётные палочки, цветные полоски, доски Сегена, «Почтовый ящик», материалы для лепки и рисования, мячи, кольцебросы, кегли и пр.
Учебный год обычно начинается с этапа диагностики, в течение которого педагог выясняет проблемы в формировании функционального базиса основных школьных навыков, формирует группы, планирует коррекционно-развивающие занятия. В конце учебного года педагог анализирует результаты работы, делает выводы о необходимости продолжения коррекционно-развивающих занятий. Основными формами диагностики, которую проводит учитель-дефектолог, является педагогическое наблюдение, контрольные задания, анализ продуктов деятельности учащихся. Педагог-психолог сообщает учителю-дефектологу данные психологического обследования, целью которого является выявление специфических затруднений в формировании учебных навыков (иначе – недостатков функционального базиса школьных навыков).
Структура тематического плана:
Психолого-педагогическая характеристика группы.
Задачи коррекционно-развивающей работы.
3. Планирование занятий (таблица №1)
Таблица №1
№№
Тема занятия
(сюжетность)







Содержание занятия



Специфическая часть занятия
Интегративная часть занятия



Развитие движений, праксиса
Развитие перцептивно-гностических функций
Развитие пространственного восприятия
Развитие графо-моторных функций
Развитие временных представлений
Развитие произвольности психической деятельности
Развитие мышления
Развитие речевой деятельности












ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТИРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА»
Раздел 1.Развитие произвольности психической деятельности.
1 класс. Выполнение простейших заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым воспроизведением действия.
Три вида упражнений:
- по показу;
- по памяти («Сделай точно так, как я», «Сравни, правильно ли сделал»);
- по словесной инструкции.
Организация рабочего места (правила, схемы, контроль). Последовательность: совместная деятельность – деятельность по образцу – деятельность по памяти – деятельность по словесной инструкции.
Организация рабочего листа (правила, схемы, контроль).
Игры с простыми правилами с переключением с одного действия на другое по какой-то команде (звуковой сигнал, движение, мимика, слово).
2 класс. Игры на развитие внимания и саморегуляции. Включение элементов самоконтроля в процессы восприятия и двигательную деятельность. Выполнение аппликаций, рисунков по технологическим картам. Самоконтроль по данному алгоритму действий (картинный план). Взаимоконтроль с опорой на картинный план и инструкцию учителя.
3 класс. Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной работе. Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).
4 класс. Игры на развитие внимания и саморегуляции. Выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально-графический, вербальный план. Самоконтроль по данному алгоритму действий. Составление планов предстоящей деятельности и отчётов о ней. Упражнения в сличении результата и цели деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны
- понимать простые словесные инструкции учителя;
- ориентироваться в задании по данному плану;
- сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;
- с помощью учителя составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;
- проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму.
Раздел 2. Развитие движений, различных видов праксиса
1 класс. Выполнение простейших движений по показу, речевой инструкции учителя.
Тренировка переключаемости движений (движения с изменением темпа, ритма). Произвольное торможение действий (остановки).
Пластичные движения: плавные движения рук, корпуса.
Координация речевого сопровождения и движений.
Координация движений кисти руки и пальцев (удержание, смена позы). Пересчёт пальцев на левой и правой руке. «Пальчиковые» игры. Тренировка переключаемости движений.
Перекрёстные движения конечностями.
Тренировки удержания равновесия при ходьбе и прыжках.
Зрительно-моторная координация при выполнении упражнений с мячом (катание, бросание и ловля шариков, мячей разной величины). Броски в цель. Ходьба по дорожке.
Работа над реципрокной координацией (ползание). Перекрёстные движения рук, ног, глаз. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Пространственная организация движений (направление в пространстве). Движения в заданном направлении.
Дыхательная гимнастика.
Складывание матрёшек, пирамидок, досок Сегена.
Лепка. Конструирование.
Работа с крупной мозаикой.
Упражнения с бусами, пуговицами, молниями, шнурками.
Сгибание бумаги, завязывание узлов и бантиков.
Разрывание бумаги
2 класс. Произвольное регулирование состояния мышечного тонуса. Произвольное торможение действий (разноимённые движения).
Тренировка быстроты и точности движений, динамической координации и согласованности движений.
Формирование плавности, ритмичности, переключаемости движений. Статическая координация движений
(копирование поз ведущего, упражнения на равновесие) Воспроизведение последовательности движений по показу, по памяти, по инструкции. Сопряжённость движений и ритмичной речи. Последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование.
Реципрокная координация движений рук.
Удержание позы кистей рук и пальцев.
Глазодвигательные упражнения.
Соблюдение дистанции при ходьбе, беге и прыжках.
Изменение направления движения по речевому сигналу (ориентация в пространстве). Пространственная организация движений (выполнение движений по условным обозначениям). Движение с ориентировкой в помещении по инструкции педагога.
Обозначение словом направления движения.
Воспроизведение ряда движений по памяти «Передай по кругу».
Плетение косичек.
Разные виды шнуровок. Вырезывание.
Работа с ножницами.
Работа со средней мозаикой.
Сложить фигуру, букву из палочек, полосок по образцу, по памяти.
3 класс. Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).
Переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.
Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры.
Передача ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.
Развитие согласованности сложных движений (броски в цель, кольцеброс, игры с кеглями, мячом, обручем, скакалкой).
Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.
Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).
Вырезание предметов по контуру.
Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».
Упражнения на развитие двигательной памяти.
4 класс. Движения с быстрой сменой ориентиров в пространстве. Динамическая координация движений (чередование движений, выполнение ассиметричных и противоположных движений на счёт, при речевом сопровождении).
Ритмическое выполнение поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге. Поочерёдное выполнение движений в паре.
Ритмичное выполнение движений под стихотворение, пение, музыку.
Противоположные действия.
Выполнение движений по звуковому сигналу, отличающему по громкости или продолжительности.
Импровизация движений на заданную тему.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- выполнять движения по показу и словесной инструкции;
- плавно переключаться с одного движения на другое;
- ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;
- воспроизводить ряд из 3-6 движений;
- соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией;
- выполнять движения по условным обозначениям;
- менять характер, направление движений по условным сигналам;
- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;
- повторять за педагогом позу кисти руки;
- выполнять реципрокные движения;
- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки,
- шнуровать, завязывать узлы и банты;
- резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;
- складывать бумагу;
- разрывать бумагу разной толщины.
Раздел 3. Развитие перцептивно-гностических функций.
1 класс. Развитие предметного гнозиса. Узнавание предметов на картинках, контурных изображений предметов. Узнавание предметов, их контуров в «зашумлённых» условиях.
Целый предмет и его части. Составление предмета из 2-6 частей по образцу, по представлению. Узнавание предмета по его частям.
Формирование сенсорных эталонов: основные цвета, формы. Цвета: красный, синий, жёлтый; зелёный; чёрный – серый – белый; коричневый-оранжевый). Формы: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; геометрические тела – шар, куб, брус.
Усвоение образов цифр и букв с использование различных анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного.
Слуховое восприятие: различение неречевых бытовых звуков, звучания музыкальных инструментов, различение голосов окружающих людей.
Тактильное опознание предметов. Развитие стереогноза.
Классификация предметов по заданному признаку.
Действия обследования предмета и определения его свойств: рассматривание, ощупывание. Выделение фактурных качеств (мягкий - жёсткий, гладкий - шершавый, пушистый, скользкий), температурных (холодный горячий), формы, цвета, соотношения частей.
Вкусовые качества: кислый, сладкий, солёный, горький. Запах: приятный, неприятный. Выделение существенных признаков предметов.
Сравнение предметов по величине (ширина, глубина, высота, длина, толщина): длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, тонкий, толстый.
Сравнение по величине: равные, одинаковые, больше-меньше.
Сравнение предметов по массе: тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче.
Способы сравнения по величине и массе: наложением, приложением, «на глаз», «на ощупь», «на руку».
Узнавание предметов на картинках, обозначение их словом.
2 класс. Усвоение оттенков цветов, например: светло-зелёный, зелёный, тёмно-зелёный. Сериационные ряды по насыщенности цвета, например: чёрный, тёмно-серый, серый, светло-серый, белый. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Раскрашивание по данной инструкции.
Сравнение предметов по 2-4 признакам. Группировка предметов по 1-2 признакам. Составление сериационных рядов из 4-6 предметов по заданному признаку.
Составление описания по картинному плану. Вербальное описание предметов.
Рисование образов по слову. Упражнения «Ощупай и нарисуй».
Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам.
Определение эмоций по сюжетным картинкам.
Использование образов при запоминании слов, стихотворений, текстов.
Узнать перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр. Узнать наложенные контурные изображения.
Определить буквы, цифры, расположенные неправильно. Добавить недостающий элемент букве, цифре. Выделить фигуры, предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга.
Упражнения на тренировку зрительной памяти: «Чего не стало?», «Найди картинки», «Что изменилось?», «Восстанови последовательность».
Нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок (до 4 отличий).
Восприятие на слух с последующим воспроизведением рядов слов, предложений. Характеристика звуков по громкости, длительности, высоте.
Закрепление понятий о величине предметов, фактурных, температурных, тактильных и вкусовых качества. Упражнения в употреблении соответствующих прилагательных.
3 класс. Сравнение геометрических фигур и тел.
Составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.
Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам. Определение эмоций по сюжетным картинкам.
Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).
Упражнения на визуализацию (воспроизведение зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных образов).
Определение материала, из которого изготовлены предметы. Использование в речи соответствующих существительных и прилагательных.
4 класс. Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.
Определение предмета по словесному описанию. Определение предмета по одной его части. Узнавание предмета по одному признаку (варианты).
Противоположные качества предметов: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой и т.д.
Давать характеристику предмету по данному плану с перечислением его свойств, качеств, частей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- узнавать предметы на картинках;
- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;
- составлять предметы из 2-6 частей;
- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;
- различать и называть основные цвета;
- соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака;
- различать геометрические фигуры и называть их;
- сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы;
- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;
- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;
- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;
- уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;
- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;
- восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр;
- узнавать предметы по словесному описанию;
- использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;
- различать неречевые бытовые и природные шумы;
- различать голоса людей;
- различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания;
повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух;
- воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц.
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия.
1 класс Части тела. Части лица.
Топологические представления о схеме собственного тела, о нахождении предметов (тут, там).
Формирование координатных представлений (верх – низ, с какой стороны).
Представления о вертикальной оси: выше, ниже, над, под, между.
Представления о горизонтальной оси: впереди, позади. Понятия: ближе-дальше, сбоку. Предлоги: перед, за.
Право-левая ориентировка: слева, справа, левее, правее,
Обозначение словом расположения различных частей своего тела.
Относительно друг друга: слева от, справа от.
Положение предметов в пространстве: относительно учащегося, относительно друг друга. Положение предметов на плоскости относительно учащегося, относительно друг друга.
Ориентировка на листе бумаги: середина, край, сторона, половина, угол, верх – низ, лево-право.
Формирование метрических представлений: далеко-близко.
Отношения порядка следования: до, после, перед, за, между, первый, последний, следом, следующий за.
Складывание предметов, разрезанных на части, рядов предметов слева направо, сверху вниз. Расположение помещений в школе.
2 класс. Совершенствование топологических и метрических представлений.
Выкладывание рядов из цветных полосок, деталей мозаики с различными чередованиями. Штриховка справо налево, слева направо.
Дорисовывание геометрических фигур, предметов.
Складывание предметов, сюжетных картнин, разрезанных на 4-6 частей.
Сравнение букв печатного и письменного шрифта, различных пространственным расположением элементов.
Рисование по образцу и речевой инструкции с пространственным расположением частей относительно друг друга.
Конструирование предметов с пространственным расположением частей относительно друг друга.
Графические диктанты.
Деление листа на глаз на две, четыре равные части.
Дорога в школу (схематическое изображение). Схематическое изображение предметов в классе.
3 класс. Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
Различение левой –правой частей тела у человека, Стоящего напротив.
Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.
Упражнения для развития глазомера.
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).
Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.
Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.
Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.
4 класс. Перемещение и трансформация зрительных образов. Схематическое изображение пространственных отношений.
Конструирование сложных форм предметов.
Соотношение углов, расстояний, пропорций.
Структурно-топологическое расположение предметов в пространстве по инструкции, отражение отношений предметов в схематических изображениях, планах.
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов: в, на, под, над, из, в, через, по, вдоль, от, до, перед, у, возле, около, за, к, из-под, из-за. Предлоги, указывающие на место или направление. Многозначность некоторых предлогов (указывают и направление и место). Дифференциация предлогов: в – из, за – пере, под – над, к – от, из-за - из-под.
Понимание логико-грамматических конструкций.
Рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов.
Конструирование с передвижением предметов в пространстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- распознавать и называть части тела и лица;
- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа – и соотвествующие ориентировки относительно себя;
- различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;
- ориентировать на листе бумаги;
- знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду;
- понимать конкретно-практическое значение предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения;
- уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора;
- понимать схематические изображения предлогов;
- находить неправильно расположенные буквы;
- различать буквы и цифры, различающиеся положением элементов в пространстве;
- выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок;
- соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании.
Раздел 5. Развитие графо-моторных функций.
1 класс. Захватывание карандаша. Рисование точек: направление, плотность, яркость. Рисование линий в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Рисование линий, разных по толщине: тонкие, толстые. Рисование линий, разных по длине: короткие – длинные. Рисование ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные. Рисование параллельных линий.
Обводка фигур по пунктирным линиям, точкам. Штриховка фигур, предметных силуэтов, в определённом направлении.
Формообразующие движения при рисовании.
Обводка шаблонов, трафаретов, контурных изображений.
Воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур. Прохождение «дорожек» (безотрывное, плавное проведение линий различной конфигурации).
Изображения предметов слева направо: до, после, перед, за.
2 класс. Рисование спиралей, ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.
Построение линий в разных направлениях с помощью линейки.
Нарисовать фигуру, предмет, букву, цифру, росчерк по образцу, по памяти.
Рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов. Безотрывное обведение сложных контуров, прохождение лабиринтов.
Штрихование.
Рисование фигур, предметов по данному образцу, представлению.
Дорисовывание контуров геометрических фигур, предметных изображений, сюжетных изображений.
Рисование восьмёрок с проговариванием. Рисование геометрических фигур левой и правой рукой (межполушарное взаимодействие).
3 класс. Построение с помощью линейки отрезков, геометрических фигур по данным точкам, произвольно на нелинованной бумаге. «Пиктограммы». Иллюстрирование текстов. Двойные рисунки. Алфавит восьмёрками. Упражнения в росчерках.
4 класс. Дорисовывание симметричной половины изображения. Графические диктанты. Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование ряда предметов и изображений по памяти. Безотрыная обводка сложных силуэтов. Рисование росчерков.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- правильно держать в руке карандаш, ручку;
- соблюдать направление письма: слева напрво, сверху вниз;
- соблюдать соразмерность элементов по ширине и высоте по всей строке, по всей странице;
- рисовать линии в разных направлениях без отрыва руки;
- писать основные элементы буквы;
- обводить контурные изображения, шаблоны, трафареты плавно, без отрыва руки;
- соблюдать расстояние между линиями при штриховке, элементами букв при письме, рисовании;
- рисовать основные геометрические фигуры и их сочетания без искажения формы и пространственного расположения фигур относительно друг друга;
- воспроизводить ряды фигур, предметов, элементов букв по данному образцу, по памяти без нарушений порядка;
- безотрывно рисовать росчерки.
Раздел 6. Развитие временных представлений.
1 класс. Усвоение последовательности: вчера – сегодня – завтра. Понятия: рано, поздно, вовремя, давно, недавно. Временной распорядок дня: после, раньше, позже, до и после.
Понятия: быстро, медленно.
Части суток, их последовательность, начиная с заданного отрезка времени. Дни недели. Продолжительность недели. Сутки. Количество суток в неделе.
Порядок дней в неделе. Времена года, их последовательность.
Установление последовательности событий в серии 2-4 сюжетных картинок.
2 класс. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели. Закрепление последовательности частей суток, времён года: до, после, между.
Усвоение конструкций: после какого времени года (месяца) наступает, перед каким временем суток будет.
Месяцы каждого времени года. Количество месяцев в году.
Знакомство с циферблатом. Определение времени с точностью до часа, получаса. Сравнение мер времени: сутки – час – полчаса.
3 класс. Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.
Продолжительность суток: 1 сут. = 24 ч
Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.
Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе.
Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.
4 класс. Закрепление временных представлений. Соотношения мер времени: 1 час – 60 мин., 1 мин – 60 секунд. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты 3 способами: 45 минут шестого, 5 ч 45 минут, без 15 шесть.
Понятия: полчаса, четверть часа, три четверти часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;
- знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;
- понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;
- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;
- определять время по часам с точностью до 5 минут.
Раздел 7. Развитие мышления
1 класс. Предметно-практические действия на объединение множеств, удаление части множества.
Составление упорядоченного ряда. Сравнение предметных совокупностей: сколько, много, мало, много – один, больше, меньше, равное, одинаковое количество, немного, несколько, ни одного, столько же.
Сравнение предметов в совокупности «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделение лишнего, недостающего.
Классификация предметов. Исключение «лишнего».
Сериация объектов. Обобщение.
Сравнение, выделение общего и различного при обследование предметов, их изображений.
Понимание смысла сюжетных картинок.
Расположение в смысловом порядке 2-3 ситуационных картинок.
Использование условно-графических изображений при анализе предметов, слов, предложений, текстов.
Понимание родственных отношений.
Понятие о сохранении количества и качества.
Понятия: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
2 класс. Формирование понятий: «столько же», «больше на», «меньше на». Сравнение двух предметов по заданным свойствам с последующим выводом.
Анализ картинок со скрытым смыслом.Обнаружение «нелепостей» в картинках.
Структурирование рассказов и их иллюстрирование.
Знаково-символическое моделирование предложений, слов.
Повторение цепочки действий. Определение последовательности действий по данной фразе.
Определение понятий.

3 класс. Сравнение предметов с самостоятельным установлением общих и отличительных свойств предметов по заданному алгоритму.
Восстановление последовательности событий по серии картинок.
Составление планов выполнения действий.
Выделение главных слов для составления рассказа, описания.
Найти предлоги в предложениях и текстах. Вставить предлоги в предложения, словосочетания, тексты.
Знаково-символическое моделирование задач, текстов, предложений, слов.
4 класс. Установление элементарных зависимостей.
Обнаружение «нелепостей» в рассказах. Найти предлоги в предложениях и текстах. Решение логических задач на сравнение предметов по признакам цвета, величины, возраста, выраженности того или иного качества. Моделирование задач, текстов.
Упражнения в классификации предметов. Узнавание предметов по описанию. Составление описаний по данному плану.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- уметь сравнивать предметы по заданному признаку;
- классифицировать предметы по общим признакам;
- выделять признаки сходства и различия предметов;
- обобщать по общему признаку;
- обозначать слово признаки, свойства предметов;
- выстраивать сериационные ряды по выраженности признака;
- моделировать задачи на понимание отношений ряда, пространственного расположения предметов;
- использовать приёмы опосредованного запоминания;
- узнавать предметы по их описанию;
- описывать предметы по данному плану с указанием их признаков и свойств.

Формирование понятий: «столько же», «больше на», «меньше на». Сравнение двух предметов по заданным свойствам с последующим выводом.
Анализ картинок со скрытым смыслом. Обнаружение «нелепостей» в картинках.
Структурирование рассказов и их иллюстрирование.
Знаково-символическое моделирование предложений, слов.
Повторение цепочки действий. Определение последовательности действий по данной фразе.
Определение понятий.
Раздел 8. Развитие речевой деятельности
1 класс. Понимание простых заданий по словесной инструкции. Внятное выражение своих просьб и желаний.
Называние основных цветов, форм. Названия размеров (ширина, глубина, длина, толщина, высота).
Использование в речи пространственных обозначений: там, тут, вверху, внизу, выше, ниже, позади, впереди, с боку, ближе, дальше, над, под, перед, за, справа, слева, правее, леве далеко, близко, напротив, внутри, между, на, в.
Название предметов и их частей.
Название действий, которые производятся на занятиях.
Составление предложений по сюжетной картинке, практическим действиям, вопросам. Составление схемы предложения. Восстановление предложения по данной схеме.
Участие в беседе: ответы на вопросы.
Слова, обозначающие форму, цвет предметов.
Слова с обобщающим значением.
2 класс. Пересказ по вопросам, по серии картинок услышанного.
Пересказ (рассказывание) с опорой на картинно-графический план.
Группы слов, относящихся к одной категории, к одной ситуации.
Невербальные компоненты коммуникации (драматизации историй).
3 класс Коллективное составление рассказа по серии картинок.
Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за. Пересказ (рассказывание) с опорой на вербально-графический план. Воспроизведение эмоций по мимике и жестам.
4 класс Выборочный и полный пересказ.
Умение задавать вопросы по данному материалу, по данной теме.
Связное высказывание при обыгрывании ситуаций.
Пересказ (рассказывание) с опорой на вербальный план.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
- знать и использовать в речи слова, обозначающие сенсорные эталоны и величину предметов;
- знать и использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственнее отношения предметов;
- знать и использовать в речи отношения ряда;
- знать и использовать в речи слова, обозначающие фактурные, температурные, вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;
- понимать несложные словесные инструкции и следовать им;
- составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать вопросы на доступные темы;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке;
- составлять предложение по сюжетной картинке, по предметной картинке, с данными словами;
- составлять описание предметов по данному картинно-графическому, вербально-графическому, вербальному плану;
- пересказывать услышанные истории с опорой на план.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15