УРОК МУЖЕСТВА ДЛЯ 4-5 КЛАССОВ «ГОДЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»


МБОУ ПРИТЫКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУРЛИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Урок мужества для 4-5 классов
«Годы, опаленные войной»
подготовила
учитель истории
Малаева Айягоз Садвакасовна
ЦЕЛИ:
1. Формирование у подрастающего поколения чувства долга, ответственности за судьбу Родины.
2. Воспитание гражданственности и патриотизма.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Устный журнал.
ВОЗРАСТ:
Для 4-5 классов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальное сопровождение.
Портреты героев-пионеров.
Города – герои.
Содержание:
I заполняется 1 страница журнала:
Звучит музыка: «Священная война».
Беседа: Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного морей, двери войны.Когда началась ВОВ? Почему назвали ВОВ? Сколько длилась война?
Ответы учащихся: Великая Отечественная война началась в 1941г 22 июня. Война закончилась в 1945г, длилась 4 года. Назвали ее так, потому что в войне участвовало много людей разных национальностей, люди защищали свою родину, свое Отечество.
Дорогой ценой досталось нашему народу победа. Почти 4 года, 1418 дней шла война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Стихотворение учащихся:
Год за годом заря над землею вставала
Поднималась Россия, забыв о былом
И любовью мальчишек своих баловала
Как могла согревала на сердце своем
Только вдруг 41-й ударил огнем
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
Какой город первый встретил врага? Брестская крепость
Стихотворение учащихся:
Родина? Пламя ударило в небо
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»…
Родина.
На доске вывешиваются: даты 1941, 1945, изречение «Подвигу народа жить в веках!».
II заполняется вторая страница:
«Никто не забыт, ничто не забыто»
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.
Назовите героев-пионеров, комсомольцев.
Ответы учащихся: Леня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Марат Казей, Костя Кравчук,Валя Котик.
Просмотр фильма: «Юные патриоты».
Вывешивается на доске фотографии героев-пионеров.
III. заполняется следующая страница: «Все для фронта, все для победы!»
Не только люди удостоены почетного звания «герои», но и города тоже получили название «города – герои» и награждены орденами Ленина и медалями «Золотая звезда».
Назовите города – герои.
Какую битву считают коренным переломом в ходе войны?
Какой город выдержал блокаду 900 дней? Расскажите об этом.
Ответы учащихся: Москва, Ленинград, Сталинград, Брестская крепость, Минск, Одесса, Киев, Мурманск, Керчь.
Сталинградскую битву считают коренным моментом в войне. Ленинград выдержал блокаду 900 дней. Люди погибали от голода, холода. Через Ладожское озеро, которую назвали Дорогою жизни, стали помогать жителям.
Стихотворение учащихся:
На Пискаревском кладбище
На последней черте.
Не цветы, не венок
Только хлеба кусок
И записка была:
- «Ты прости меня, доченька
Что тогда не смогла
Этот хлеб тебе дать…»
Где была окружена армия Паулюса?
Где совершили подвиг 28 героев- панфиловцев?
Ответы учащихся: Армия Паулюса была окружена под Сталинградом, 28 героев панфиловцев совершили подвиг под Москвой.
IV. заполняется следующая страница: «Победа».
Красная Армия, освободила от врагов не только свою Родину, но и освободила Венгрию, Чехословакию, Польшу, Румынию и многие государства. Её назвали Армией – Освободительницей. Почему?
Потому что Советская армия освободила свою территорию, и территории других стран , освобождая ее от захватчиков.
Стихотворение учащихся:
На рубежах весны четвертой,
В награду за года тревог
В дыму и прахе распростертыйБерлин лежит у наших ног.
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле.
И говорят друг другу люди:
- Есть справедливость на земле
Что было 2 мая, 8 мая 1945 г.
2 мая 1945г над рейхстагом Егоров и Кантария водрузили Красное Знамя, 8 мая было подписана капитуляция Германии.
Расскажите о ветеранах нашего села.
Просмотр фильма «Победа».
Звучит песня «День победы».
V. Подведение итогов.

Литература:
1.Наджапов М.И.Пионеры – герои. Москва: Просвещение,1980
2. Никитенко А.Г. Вспомним всех поименно.- Донецк: Планета,1986
3.Тимошкин М.В.Стихи о Великой Отечественной войне.- Москва: Детская литература,1986