Инструментарий для внутриклассного оценивания (формирующего оценивания) на уроках технологии


Инструментарий для внутриклассного оценивания
(формирующего оценивания) на уроках технологии (технического труда)
Формирующее оценивание - процесс поиска и интерпретации данных, которые обучающиеся и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко обучающиеся уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда обучающиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом:
перед началом работы;
выявить потребности обучающихся;
оценить владение обучающимися учебным материалом;
выявить интересы каждого обучающегося;
постановка целей и задач в достижении поставленного кейса;
поощрить самостоятельность и взаимодействие;
осуществлять мониторинг прогресса
проверить понимание.
Оценивание может осуществляться в трёх направлениях:
оценивание по итогам изучения темы;
оценивание в ходе урока;
оценивание метапознавательных процессов.
Цель оценивания:
1) создание условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по формирующему оцениванию;
2) показать возможности создания инструмента для оценивания коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД, через разработку критериев «оценочной рубрики», на примере оценивания предполагаемого проекта;
3) содействовать формированию мотивации на внедрение подходящих инструментов формирующего оценивания как «оценивания для обучения»;
4) поддержка развитие обучающихся - предоставление информации о его развитии, повышение учебной мотивации средствами проектной технологии, направлять обучающихся в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути;
5) поддерживать преемственность при переходе с одной ступени образования на другую и для принятия решения об окончании третьего уровня образования.
Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом (таблица 1).
Таблица 1- Общая логика оценивания
 Педагог описывает Ученик понимает
Критерий и его содержание
(Какой результат оцениваю?) Чему учусь? Что развиваю?
Уровни (Какой шкалой пользуюсь?) Как фиксируются мои результаты?
Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?) Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?
 Таким образом, оценивание – это обратная связь и ориентир для учителя и его обучающихся. Обучающиеся во время оценивания узнают, какого уровня он достиг и какие знания и умения являются наиболее ценными.
Принципами формирующего оценивания:
1) в центре оценивания – обучающейся;
2) учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
3) сфокусировано на учении, требует активного участия обучающиеся, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценки;
4) формирует учебный процесс, направляет учение, т.к. цель оценивания – улучшать качество учения;
5) формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации;
6) оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

К технологии формирующего оценивания относятся:
1) наблюдение. Наблюдая за обучающимися, слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение.
2) краткие импровизированные беседы-обсуждения, позволяющие оценить понимание темы, обнаруживать причины затруднений, фиксировать проблемные пункты урока.
3) анализ как способ формирующего оценивания: письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с обучающимися;
4) мониторинг понимания материала. Проверка-повторение вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с обучающимися их знания.Вовлечение обучающихся в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания.

Инструментами формирующего оценивания являются карты самодиагностики, индекс тесты, технологические карты, интеллект-карты, проекты, портфолио и т.д.
Планируемые результаты
1) спланировать образовательные результаты обучающихся по разделам;
2) спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся;
3) сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся;
4) сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке;
5) оценивать деятельность учащихся по критериям, осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель;6) определять место учащегося на пути достижения цели;
7) откорректировать образовательный маршрут обучающегося.

Алгоритм создания системы формирующего оценивания
Кейс-метод
Кейс-метод  позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по курсу технология, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
Оцениваемые результаты: предметные, метапредметнынКто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения, исследование информации, необходимая для поиска решений и оценка результатов. Аргументированная защита решений, оценка взаимосвязи интересов, в которых находятся отдельные решения.
«Индекс карточки»
«Индекс карточки» (карточка с заданиями на обеих сторонах), например:
1- я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2-я сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме( разделе, параграфе ) и сформулируйте вопросы.
1 сторона.
Перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их 2 сторона.
Определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты
Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления.
«Одноминутное эссе»
«Одноминутное эссе» - написание эссе по вопросам ( возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное)
Например:
1. Что главное ты узнал сегодня а уроке?
Какой материал для тебя остался непонятным?
Что нужно оставить в памяти?
Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления
«Вопросы для тестов»
«Вопросы для тестов», учащиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем.
Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ вопросов и ответов позволит сделать вывод о понимании темы. Наиболее удачные вопросы можно использовать в дальнейшей работе.
«Карты приложения»
После изучения теории, при составлении экономического анализа, учащимся дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной или устной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметныеКто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания.
Пример. После изучения темы «Строгание древесины» предложить учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: сделать предварительный экономический анализ изделия (например, расчитать себестоимость изделия).
2540-1249680
«Две звезды и желание»
Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка).
Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.
7. «Рассуждение по алгоритму»
«Рассуждение по алгоритму», на первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания (проект). Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметныеКто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка)
Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.
Критерии оценивания
№ п/п Наименование (критерии) Количество баллов
2. Способность понимать как научные знания используются в жизни и высказывать свою точку зрения 2
3. Способность понимать и передавать научную информацию 2
4. Умение эффективно работать в группе 2
5. Способность планировать и проводить исследование 2
6. Соблюдение правил охраны труда при выполнении практических работ 2
7. Способность оценивать научную информацию и применять её при решении спорных вопросов 2
Оценка личностных результатов. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три основных блока:
Самоопределение – сформировнанность внутренней позиции обучающихся – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину;
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.
Основное содержание оценки личностных результатов на третье уровне образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающихся;
сформированности основ гражданской идентичности;
сформированности самооценки;
сформированности мотивации учебной деятельности.
Оценка предметных результатов. Оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Она включает:
систему предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяем опорные знания (знания, усвоения которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. На третье уровне образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по технологии;
систему предметных действий – способность использовать полученные знания при решении учебно-познавательных и практических задач. Т.е. объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона задач, а затем – осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов.
заданного предметом диапазона задач, а затем – осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов.
Оценка метапредметных результатов. Основным объектом служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства, схемы решения учебно-познавательных и практических задач.