Конспект занятия по развитию речи с элементом грамоты Путешествие в зимний лес


Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшой группе.
«Путешествие в зимний лес»


Воспитатель: Клубко
С.Восход
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», «Познание – ФЭМП», «Физическая культура».
Задачи: *«Коммуникация» - развивать речевое дыхание- учить выделять слова со звуком «С», «Ш»- учить делить слова на части(слоги)
-учить выполнять звуковой анализ слова «снег»
-учить составлять предложения по схеме- обогащать словарный запас детей словами: «бахрома», «затрепещет», «ослепительная»*«Музыка» - вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения *«Чтение художественной литературы» - активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову*«Познание. ФЭМП» - развивать способность сравнивать слова по длине*«Природа» - закреплять знания о животных*«Социализация» - воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая.*«Физическая культура»- развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий*«Безопасность» - закреплять навыки безопасного поведения в лесу- формировать навыки безопасного поведения в помещении во время непосредственной образовательной деятельности*«Здоровье»- формировать навыки здорового образа жизниМетоды и приемы: - Речевая зарядка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая игра «Прогулка», определение места звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слова и составления предложений по схеме.Оборудование: - оформление группы «Зимний лес», карточки для определения места звука с слове, картинки диких животных, схемы для составлений предложений сундучок с сюрпризом


Ход образовательной деятельности:Под спокойную зимнюю музыку дети входят в группу.Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:- Доброе утро! - птицы запели -Добрые люди встают с постели;Прячется вся темнота по углам,Солнце взошло и идет по делам!- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим им хорошее настроение. Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в зимний лес. А на чем мы отправимся в лес нам подскажет загадка.
Ребенок:  Деревянных два коня Вниз с горы несут меня. Я в руках держу две палки, Но не бью коней, их жалко. А для ускоренья бега Палками касаюсь снега.                                            (Лыжи)Воспитатель: А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем.
(Речевая зарядка)Ма-ма-ма -  наступила зимаМе-ме-ме – рады мы зимеДу-ду-ду – в зимний лес я иду!- Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем (по зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах)- Вот мы и на лесной поляне но, что-то руки замерзли. Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)    (чтение стихотворения)    Зимушка - зимаЗаколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,Словно белою косынкой повязалася сосна…Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.На деревьях, на карнизах,Кружева да бахрома,Это значит на снежинкахОпустилась к нам зима.- О каком времени года говорится в стихотворении?Дети: В стихотворении говорится о зиме.Воспитатель: Верно, зима вокруг и в лесу тоже зима. Ребята, что мы можем сказать о лесе зимой?  Какой он?Дети: Зимний лес.Воспитатель: Посмотрите, здесь пенёчки, присядем на них. Давайте вспомним животных которые живут в лесу.Дети: Называют животных.Воспитатель: Но что бы не замёрзнуть в зимнем лесу я предлагаю немного поиграть в игру «Какая, какой»Волк (Какой?) – злой, голодный, серыйМедведь (Какой?) – большой, сильный, бурыйЛиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжаяЗаяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белыйБелка (Какая?) – запасливая, юркая.Воспитатель:- Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?
Дидактическая игра «Составь предложение по схеме»
В лесу бродит большой медведь.
На поляне сидит заяц.
Лиса сидит в норе.
Волк живёт в логове.
Воспитатель: А теперь вашему вниманию я предлагаю еще одну игру которая называется «Придумай другое слово»
Сосулька из льда- ледяная сосулька.
Шуба из меха- меховая шуба.
Зима из снега- снежная зима.
Кофта из шерсти- шерстяная кофта.
Сапоги из кожи-кожаные сапоги.
Воспитатель: А сейчас для вас загадка: Маленькие ножки, Боятся кошки,Живёт в норке,Любит корки? Дети: МышкаВоспитатель:  Почему вы думаете что это мышка? Какой знакомый звук есть в отгадке? Произносите слово так чтобы слышался звук "Ш"Дети: мышшшка (появляется мышка)
Мышка: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй мышка.
Мышка: Я слышала вы обо мне говорили . Ой сколько у вас гостей так весело, а вы любите танцевать?
Дети: Да.
Мышка: Тогда потанцуем.
Мышка танцует с детьми музыкальную физминутку «Пяточек-носочек»
Мышка: Ребята, а я приготовил для вас стихотворение, в словах которого очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук.Мышонку шепчет мышь:"Ты вся шуршишь, не спишь" Мышонок шепчет мыши:"шуршать я буду тише"Дети:  Звук «Ш» Воспитатель: Давайте разделим слова Мышонок, Мыши на Части - слоги и сосчитаем количество слогов в каждом слове. Но сначала вспомним как можно посчитать слоги в словах?
Дети: Можно похлопать.Воспитатель: Правильно, итак делим слова на слоги.Дети:Мышонок – мы-шо-нок – 3 слогаМы-ши – 2 слога.Воспитатель: Какое самое длинное слово?Дети: Мышонок – 3 слогаВоспитатель: Самое короткое?Дети:  Мыши – 2 слогаВоспитатель: А теперь мышонок дети хотят с тобой поиграть и называется игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Дети имитируют игру в снежки, стирают, танцуют.
Мышка: Ребята какие вы молодцы все умеете и знаете. Я для вас приготовил сюрприз но, что бы его получить вам предстоит выполнить задания. А сейчас мне пора. До свидания.
Мышка уходит и отдает конверт с заданиями.
Первое задание.- Послушайте внимательно слова: снег, снежинка, Снегурочка, санки, сосулька, снегопад. Что в них общего?Дети: Все слова начинаются с одного звука С.Воспитатель: Скажите, а  звук С какой - гласный или согласный?Дети: Звук  С согласныйВоспитатель: Верно, звук С согласныйВоспитатель: Давайте разделим слова СНЕГОВИК, САНКИ, СНЕГ на слоги и сосчитаем количество слогов в каждом слове. Но сначала вспомним как можно посчитать слоги в словах?
Дети: Сне-го-вик – 3 слога. Сан-ки – 2 слога. Снег – 1 слог.Воспитатель:  Какое самое длинное слово?Дети: Снеговик – 3 слогаВоспитатель:  Самое короткое?Дети:  Снег – 1 слог
Второе задание.
Воспитатель: А следующее задание нас ждет за столами.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами выполним звуковой анализ слова «снег».
Дети с воспитателем выполняют задание.
Воспитатель: Чтобы услышать звук С повторим чистоговорку.ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небесес-ес-ес- спит под снегом зимний лес.
- А сейчас поиграем с пальчиками.Пальчиковая игра «Прогулка»Раз -два- три-четыре-пять(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак), Мы пошли во двор гулять(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем). Бабу снежную лепили(имитируем лепку снежка), Птичек крошками кормили (складываем пальцы щепоткой),С горки мы с тобой катались(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой), А еще в снегу валялись(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной). Все в снегу домой пришли!(отряхиваем руки) Суп поели(изображаем, как подносим ложку ко рту), Спать легли(прикладываем сложенные ладони к щеке) 
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку). На выходе из «леса» дети находят сюрприз – сундучок, открывают, достают и рассматривают, забирают с собой.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад. Пришло время нашим гостям сказать до свидания.
Дети: Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощанье скажем:
До свидания.