Программа элективного курса Умею рассуждать — умею убеждать

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 10 СГ КЛАССА
«УМЕЮ РАССУЖДАТЬ – УМЕЮ УБЕЖДАТЬ»
УЧИТЕЛЬ АКЕНЬШИНА О.А.
36 часов (1 час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МБОУ «Гимназия №3 в Академгородке» - инновационное общеобразовательное учреждение гуманитарной направленности, которое ориентировано на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов. Это - общественно-активная школа, центр местного сообщества и пример эффективного социального партнерства в образовании.
Миссия гимназии №3 - создание условий для развития гимназиста как личности и социальной успешности учащихся и выпускников школы.
Цель – обеспечение условий эффективного развития образовательного пространства гимназии для подготовки человека к жизни в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способности к саморазвитию и творчеству.
Гимназия №3 находится в центре Академгородка. Значительная часть родителей имеет высшее образование, часть родителей - научные сотрудники НИИ СО РАН и преподаватели НГУ, поэтому обучающиеся нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжения образования в НГУ, других ВУЗах города, региона, России, и за рубежом.
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 социально-гуманитарном классе МБОУ гимназии №3 г. Новосибирска и составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004;
Примерные программы начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования по русскому языку 2004года;
Учебный план МБОУ гимназии №3 на 2010-2011у.г.

Актуальность:
Изучение русского языка в гимназии на профильном уровне предполагает прежде всего углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной саморазвивающейся системе, взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В то же время гуманитарное образование должно обеспечивать дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции русского языка как учебной дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных и творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира. Умение рассуждать и убеждать является одной из важнейших составляющих продуктивного коммуникативного взаимодействия.

Учебный курс «Умею рассуждать – умею убеждать» является курсом по выбору, поддерживает лингвистическое образование в гуманитарных классах.

Цель: сформировать у учащихся умение рассуждать в соответствии с поставленной задачей.
Задачи:
расширить теоретические знания о тексте в рамках заданного курса,
совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи,
развивать потенциальные творческие способности школьников,
обогащать опыт исследовательской деятельности.

При изучении курса на основе лингвистических особенностей текста типа рассуждения предлагается система формирования умения рассуждать, учитывающая различное интеллектуальное и психофизиологическое развитие учащихся.
В программе курса реализуется коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку. Содержание курса представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме: для каждого блока программы даётся перечень основных видов учебной деятельности. При этом большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. По окончании курса учащиеся представляют проект под условным названием «Рассуждать легко или сложно?» (выбор названия остается за учащимися)
Учебный курс не дублирует темы основной программы по русскому языку, а углубляет и расширяет знания учащихся о тексте-рассуждении, является одной из составляющих гуманитарного образования в гимназии.

Таким образом осуществляется усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, совершенствуются универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия (строить продуктивное речевое взаимодействие, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета);
Познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осуществлять библиографический поиск, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в виде проекта);
регулятивные универсальные учебные действия (осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию).


Ученики, прослушавшие курс, должны знать:
теоретические понятия курса: индуктивное и дедуктивное рассуждение, композиционная схема рассуждения, тезис, доказательство, вывод.
технологию составления текста-рассуждения.
Должны уметь:
анализировать текст с точки зрения его структуры,
самостоятельно создавать собственное индуктивное и дедуктивное рассуждение,
редактировать самостоятельно созданный текст.


Данный курс основывается на учебно-методическом пособии Зайдман И.Н. «Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников» - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
Тема
К-во часов
Вид деятельности


1.

Понятие о рассуждении и доказательстве
Стилистические и языковые особенности рассуждения
2

Эвристическая беседа (актуализация знаний)
Оформление первого листа проекта
Заполнение листа речевого наблюдения


ПЕРВЫЙ ЭТАП (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ)




2.
Структура индуктивного рассуждения
2
Лекция учителя. Работа с текстом-образцом
Творческие мини-работы

3.
Структура дедуктивного рассуждения
3
Лекция учителя. Работа с текстом-образцом
Творческие мини-работы


4.
Обязательные и факультативные части композиционной схемы рассуждения
3
Лекция учителя. Работа с текстом-образцом
Творческие мини-работы




ВТОРОЙ ЭТАП (ТРЕНИРОВОЧНЫЙ)




5.
Тезис и вывод в рассуждении
3
Анализ текстов


6-8.
Виды доказательств (объяснений)
4
Лекция учителя. Тренировочные упражнения
Оформление листа проекта

9-10.
Тексты с усложненной композиционной схемой
4
Лекция учителя. Работа с текстом-образцом
Оформление листа проекта

11.
Тренировочные упражнения
4
Составление структуры устного текста, воспроизведение по схеме всего текста
Оформление листа «Творческие работы»


ТРЕТИЙ ЭТАП (ТВОРЧЕСКИЙ)




12-13.
Ситуативные задания по речевой этике
3
Анализ образца. Лингвистическая игра
Оформление листа «Творческие работы»

14.
Типы ошибок в рассуждении
3
Лекция учителя. Работа с текстом-образцом
Оформление листа проекта

15.
Редактирование как прием самопроверки
2
Лекция учителя. Самостоятельная работа учащихся
Оформление листа проекта

16.
Представление проекта
3






Содержание программы:

Занятие № 1-2. Вводное занятие, на котором излагаются цели и задачи курса, а также актуализируются полученные знания.
Занятие № 3-4. Структура индуктивного рассуждения (ИР). Изучение структурной схемы индуктивного рассуждения. ИР как в устной речи учащихся.
Занятие № 5-7. Структура дедуктивного рассуждения (ДР). Изучение структурной схемы дедуктивного рассуждения. Виды «скрепов», «конструкторов». Объяснительная записка как жанр ДР. (стр.54-60) Схема ДР в текстах разных типов.
Занятие № 8-10. Обязательные и факультативные части композиционной схемы рассуждения. Доказательства (объяснения) и либо тезис, либо вывод как обязательные; вступление, вопрос, подготавливающий появление доказательств, примеры как факультативные части композиционной схемы рассуждения. (стр. 67)
Занятие № 11-13. Тезис и вывод в рассуждении. Способы формулировки тезиса (с.68), сопоставление объемов тезиса и вывода. Речевые формулы возражения. Тезис и вывод в форме риторического вопроса. Повтор тезиса как средство усиления выразительности, эмоциональности текста. (с.72-73)
Занятие № 14-17. Виды доказательств (объяснений), или Способы аргументации. (с.74-90) Доказательства фактологического типа: общеизвестные факты, знания, цифровые данные, факты, научный опыт. Примеры как способ аргументации или иллюстрация доказательств фактологического типа. Условные доказательства. Доказательства – ссылка на авторитет. (с.80) Доказательство – предположение.(с.81-82) Доказательства от противного(обратные)(с.82-83) Формы выражения аргументов: доказательства в форме риторического вопроса, доказательства, адресованные читателю (слушателю).
Занятие № 18-21. Тексты с усложненной композиционной схемой. (с.86) Понятие усложненной композиционной схемы. Преобразование текстов простой структуры в более сложную. Анализ текстов с разнообразными способами и формой выражения структурно-смысловых частей. Последовательное и параллельное рассуждения.(с.101)
Занятие № 22-25. Тренировочные упражнения. Создание творческих работ с использованием текста типа рассуждения.(с.92)
Занятие № 26-28. Ситуативные задания по речевой этике. Этическая функция рассуждения как свойство вежливой речи. Записка, письмо как жанры текстов типа рассуждения.
Занятие № 29-31. Типы ошибок в рассуждении. Логические ошибки. Логико-лингвистические ошибки. Прагматические ошибки(с.110), приводящие к коммуникативным помехам, неудачам, конфликтам.
Занятие № 32-33. Редактирование как прием самопроверки. Понятие редактирования. Знакомство с элементарными приемами редактирования текста.
Занятие № 34-36. Представление проекта.

Литература для учителя: Зайдман И.Н. «Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников» - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001г.

Литература для ученика: школьные учебники «Русская речь» Никитиной, «Словесность» Горшков








Журнал проведённых занятий



дата
Тема



























































































































































































































15