Конспект комплексного занятия Идёт волшебница -Зима для подготовительной к школе группы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
Конспект комплексного занятия «Идёт волшебница – Зима»
для детей подготовительной к школе группы.
Старший воспитатель:
Гвоздюк Екатерина Сергеевна

с. Рейдово
2016г.
Старший воспитатель: Гвоздюк Екатерина Сергеевна
Тема: «Идёт волшебница-Зима»
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития по теме «Идёт волшебница-Зима»; воспитывать чувство прекрасного.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Обогатить словарь детей образной лексикой;
2.Упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову, передавать в словах настроение, впечатления;
3. Приучать детей выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы, развивать поэтический слух, образное содержание художественных текстов, чувствовать и понимать поэтические образы;
4.Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки;
5. Совершенствовать умение задумывать образ, делить материал на нужное количество частей, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
Развивающие:
2.Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина, Сергея Есенина
Воспитательные:
1.Вызывать у детей положительный отклик на явления природы, передавать её средствами поэзии изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
- чтение и разучивание загадок, поговорок, стихов на тему «Зима»;
- наблюдение за явлениями природы в зимний период на участке ДОУ;
- разучивание песен, прослушивание музыки о зиме;
- рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей.
Приемы, используемые на занятии: игровой прием со словом; двигательная импровизация; поэтическое слово взрослого; игровой прием с персонажем; на воображение – представление зимы; пластилиновая графика.
Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, двигательная, изобразительная.
Оборудование: музыкальный центр; подборка музыкального сопровождения П.И.Чайковского «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), песня «Зима» в исполнении Л.Долиной, микс Саджая «Хор рук» и детская песня «Потому что Зима-это здорово»; мольберты; репродукции картин И.И. Шишкин «Зима в лесу», М. В.Нестеров «Зимой в скиту»; пластилин (белый и черный); цветной картон (синий); влажные салфетки; иллюстрации с изображением зимней природы; атласная лента на палочке (белого цвета); снежный ком.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здороваются и садятся на приготовленные стулья).
Дети входят в зал, здороваются, садятся на приготовленные стульчики. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: Дети, послушайте какая волшебная музыка звучит в нашем зале. (пауза) Написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Кто из вас помнит, как называется произведение, отрывок из которого мы прослушали? (Ответы детей). Это произведение называется «Времена года» Декабрь. К какому времени года относится эта музыка? (ответы детей.) Этот отрывок относится к зиме. Петр Ильич Чайковский написал три произведения посвященных Зиме, это Декабрь (Святки)- отрывок из которого вы сейчас прослушали. А сейчас мы прослушаем отрывок из еще одного произведения посвященного зиме – которое называется Январь (пауза). Что вы представили, когда слушали эту музыку? Помогут вам иллюстрации, посвященные зиме. (Ответы детей.) Вот какие интересные зимние впечатления вызвала у нас музыка П.И. Чайковского. Многие поэты писатели композиторы описывали в своих произведениях зиму-красавицу. Давайте вспомним, как зиму описывает великий русский поэт А.С. Пушкин.
Дети читают заранее выученные стихотворения (отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
……………………………
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки-зимы.
………………………………
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
……………………………….
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Воспитатель: Я вам дам волшебный снежный ком, вы будете передавать его друг другу называя определения зимы. А поможет нам в этом музыка. Зима какая?
Проводится словесная игра. Цель: упражнять детей в подборе определений, эпитетов, сравнений к заданному слову, передавать в словах настроение, впечатления. Дети, отвечая на вопрос, передают друг другу снежный ком. Называют эпитеты: морозная, суровая, снежная, вьюжная, злая, долгожданная, белая, мягкая, холодная, ветреная, лютая, хрустальная, загадочная.
Как много определений можно подобрать к слову зима. Молодцы.
Воспитатель: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинками мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. На что похоже движение снежинок, когда дует тихий-тихий ветерок? (Ответы детей) А когда дует сильный ветер? Что это? ( Ответы детей) давайте каждый из вас придумает свой танец снежинок. Все вы маленькие пушистые, сверкающие снежинки. Берите свои ленты и изображайте свой танец.
Звучит музыка, дети импровизируют под музыку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы показали в своих танцах и мягкую, и вьюжную, суровую зиму. Видите, какая она бывает разная.
Присядьте, пожалуйста.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…
Это стихотворение о зиме тоже написал А.С. Пушкин. Его стихи нам очень близки. Он говорит с каждым просто о понятном. Мы находим в них то, что мы уже успели увидеть и почувствовать. Я приглашаю вас во времена, когда жил поэт, в гости к его няне Арине Родионовне. Пушкин очень любил свою няню. От нее он узнал много народных сказок и примет. Давайте потихоньку войдем в светлицу.
Открывается занавес. У стола сидит няня и вяжет. Дети здороваются. Няня приглашает детей сесть за стол.
Няня: Добрый вечер, мои внучата, проходите, садитесь за стол. (Дети садятся за стол.) Ой, какая буря нынче разыгралась, темно-то как за окном.
Ничего не видно стало.
Сильно ветер бьет в оконце,
Будто хочет к нам забраться,
Но он нам не помешает
В этот долгий зимний вечер
У свечи нам всем собраться.
Няня зажигает свечу.
Воспитатель: Вот так буря! Небо темное, ночное. Где-то сквозь тучи проглядывает луна. Снег метет, кружится, ветер дует, воет, гнутся под ветром деревья.
Няня: В такую погоду маленький Саша любил слушать сказки, которые я рассказывала. А вы любите сказки? Хотите, я помогу вам попасть в зимнюю сказку, вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо – прекратить снежную бурю. ( Дети соглашаются.) Я буду рассказывать сказку. Вы закройте глаза и попробуйте представить волшебницу-зимушку. Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша идет по лесу сама волшебница-зима. Она дарит белое безмолвие, неподвижное, загадочное и таинственное. Вот взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки и осыпает их серебряной пудрой. Теперь она манит нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от восторга.
Няня предлагает детям открыть глаза.
Вы сумели, ребята, увидеть зимнюю сказку? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю изобразить зимнюю - березу, проходите к столам, присаживайтесь. Послушайте, как описывал берёзу наш великий русский поэт Сергей Есенин:
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймой
Распустились кистиБелой бахромой.
И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
Как описывает в своем стихотворении березу Сергей Есенин?
Берёза какая? (ответы детей) А почему она такая стала? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе в пластилиновой технике и последовательность работы:
- смешивать два цвета пластилина для получения нового оттенка;
- скатывать шарик или жгутик можно на доске или между ладошками;
- кусочки пластилина отщипывать маленькие.
Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальцы (проводится пальчиковая гимнастика).
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Дети на картоне с помощью пластилина рисуют зимнюю берёзу.
Берите салфетки, вытирайте руки. Вытерли?
А сейчас немного поиграем.
Физкультминутка:
На дворе большой мороз (перекрестно ударяют себя по плечам)
Отморозить можно нос (трут ладошкой нос)
Мы во двор пошли гулять (загибают пальчики) раз, два, три, четыре, пять.
Бабу снежную лепили (разводят руки в стороны)
Птичек крошками кормили (активно шевелят пальчиками)
Чтоб не мерзли ножки, (прыгают на двух ногах на месте)
Попрыгали немножко.
Воспитатель: Отдохнули немножко и можно продолжить.
Выполненные работы дети самостоятельно выставляют на мольберт.
Воспитатель: Чья работа вам больше понравилась? (ответы детей) И почему?
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
- познакомились с произведениями великих русских поэтов А.С.Пушкина и С.Есенина;
-прослушали отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского;
- танцевали с лентами, изображая снежинки;
- ходили в гости к няне А.С. Пушкина Арине Родионовне;
- лепили белую берёзу.
Что вам больше всего понравилось?
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.
Няня. Смотрите, как светло стало. Ребята, вы настоящие волшебники.
Воспитатель. Спасибо няня за сказку, а нам с ребятами пора возвращаться в группу.
Няня. Приходите ко мне в гости со своими младшими друзьями, пускай и они увидят, какие вы замечательные волшебники, какую вы сказку нарисовали. До свидания.