Открытый урок: Материальная культура казахского народа.

Тема: Материальная культура казахского народа

Цель: Знакомство с материальной культурой казахского народа.

Задачи: Формирование знаний о культуре казахского народа. Развитие логического мышления, умения обобщать, делать выводы. Воспитание патриотизма, любви, уважения к культуре казахского народа

Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Рассказать о музыке степи
Прослушать фрагмент кюя Курмангазы «Адай» - Что вы представляете, слушая эту мелодию?
Сообщение темы, поятановака цели урока
Объяснение новой темы
- Что такое культура?
- Виды культуры


Духовная Материальная
- музыка - жилище
- литература - одежда
- поэзия - предметы быта
- живопись - ювелирные изделия
2) Казахское жилище
- У вас сегодня на уроке гостья(входит девочка в национальном костюме, и рассказывает о жилище кочевого народа) - Мамегасанова Насиба.
- Основным жилищем кочевого народа была юрта (кииз _й).Она была удобна для кочевников, быстро собиралась, в ней было тепло зимой и прохладно летом. Юрта состоит из кереге, двери, уыков, шанырака. Кереге- круговая решетчатая стена юрты(деревянный каркас). Уыки - соединяли кереге и шанырак. Шанырак - самая высокая часть юрты служила навершием. У казахов шанырак считался священным.
3) Казахская национальная одежда различалась по возрасту человека. Если молодежь носила одежду богато орнаментированную, красного или зеленого цветов, то взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, черного или синего цветов. Во время торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.
К казахской национальной одежде относятся: такия, саукеле, орамал, кимешек, маси ,етик (обувь) и др. Остановимся на нескольких из них.
Саукеле - свадебный головной убор невесты. Девушка шила саукеле перед отъездом в дом жениха. Саукеле- очень дорогой предмет одежды. Он украшался драгоценными камнями, золотом, серебром.
Тон - верхняя одежда, которую шили из овчины, очень теплая и удобная зимняя шуба. Тон бывает двух видов: каптама и камзолша. Каптама носили в самые лютые морозы, а камзолша одевали в более теплые дни, т.к. она имела короткий подол.
Шекпен - тулуп с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха, или шерстяной плащ (шедем шекпен). Верблюжий шекпен одевали богатые, знатные казахи. Разновидностей шапана было много: сырмалы шапан, каптал шапан, кималы шапан и т.д. Казахи дорогому гостю дарили шапан. Этот обычай сохранился до наших дней.
4) Казахская домашняя мебель и утварь. Казахи, обычно, украшали юрты различными коврами узорчатыми сырмаками. Домашнюю мебель составляли кебеже, абдыра, жастык аCаш, тосек аCаш (лежанки). Из кожи, дерева умельцы изготовляли саба, торсык, кели, куби и другие предметы домашнего обихода.
5) Казахские ремесленные изделия. Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения. Мастера делали украшения для девушек, как сырга (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье), каптырма (застежки), шашбау (заколки для волос). Для мужчин делали конские седла и принадлежности для верховой езды, а также различные виды оружия: айбалта (секира), кылыш (сабля), канжар (кинжал), дулыга (шлем), семсер (меч). Обычно, казахи при рождении детей делали специальные седла, которые дарили им по достижении возраста, при котором ребенок мог оседлать коня. Это означало вступление ребенка в совершеннолетие. Изделия, вышедшие из рук знаменитых мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом.
V. Закрепление новой темы.
1) - Расскажите об устройстве юрты?
2) - Какие типы юрт вы знаете? Какие вещи и предметы изготавливались из кожи и дерева?
3) - Что вы знаете об искусстве казахских ремесленников?
- Какие украшения носили казахские женщины?
4) Загадки.
5) Насколько красивы были национальные костюмы, вы сейчас увидите. Казахский танец. (Асия, Галлия, Аякоз)
VI. Итог урока.
-С какой культурой казахского народа мы сегодня познакомились? (Материальной)
VII. Задание на дом: 45 стр. 141 - 143 читать, пересказывать, ответить на вопросы стр. 143.


15