Урок по окружающему миру в 4 классе на тему Обобщение по разделу Земля и человечество

Природоведение. 4 класс.

Тема. Обобщение по разделу «Земля и человечество».

Цели.
1) Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.
2) Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой; умение работать в группах; рассуждать, делать выводы.
3) Воспитывать элементы экологической культуры через восприятие окружающего мира.

Форма урока: мини-дискуссия.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

Оборудование:
физическая карта мира;
предметы старины;
раздаточный материал для каждого этапа урока.

Ход урока.

I.Организационный момент. (Звучит музыка).
1. - Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
- Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что настроение отличное. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
2. Валеологическая минутка.
а) растирание ушных раковин;
б) «ленивые» цифры.

II.Актуализация знаний.
- Урок природоведения. Мы с вами изучили большой раздел «Земля и человечество».
Сегодня на уроке я предлагаю провести мини-дискуссию для того, чтобы обобщить всё изученное на уроке. Что такое дискуссия? (Предположения детей). Дискуссия - обсуждение какого-нибудь вопроса с разных точек зрения.
- Ответим на вопрос «Что такое окружающий мир?» с точки зрения астрономов, историков, географов, экологов. Мы поделились на группы. Каждая группа получает табличку с названием: астрономы, историки, географы, экологи. Ребята, как вы думаете, какой вопрос можно задать?
= Кто такие астрономы, историки, географы, экологи? Какие науки они изучают?
Это учёные, специалисты, которые изучают определённые науки.
- Необходимо карточки левого столбика (название науки) соединить с карточками правого столбика так, чтобы показать, что изучает каждая наука. Прочитайте внимательно.
(Из каждой группы выходит ученик, соединяет свои строчки)

Астрономия взаимоотношения человека
с окружающей средой

География прошлое человечества

История поверхность Земли

Экология небесные тела

- Молодцы!
Приступаем к работе. Во время работы вы можете пользоваться литературой, рисунками и т.д. Отметьте свою работу в оценочных листах.

III. Выполнение заданий.
1. - Первое задание – кроссворд. Разгадай кроссворд – найди ключевое слово для своей группы.
(Каждой группе даётся кроссворд. Группа определяет слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы:
астрономы – Вселенная,
историки – прошлое,
географы – планета,
экологи - настоящее.
Все группы работают одновременно. После решения кроссворда называют ключевое слово. Обобщение делает другой ученик из группы.)
- Подведём итог. Итак, в своих группах вы обсуждали, отвечали на вопросы кроссворда и выяснили. Что же такое окружающий мир. Это Вселенная, планета, прошлое и настоящее.
Отметьте свою работу в оценочных листах.

2. Продолжаем дискуссию и вам даётся следующее задание: «Практическая работа».
Задания каждой группе:
Астрономы – собирают модель Солнечной системы.
Материал: лист ватмана, клей, ножницы, изображения планет, Солнце.
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Географы – собирают карту полушарий.
Материал: 2 круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.
- Узнайте и подпишите материки и океаны.
Историки – из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи – работают с картой мира.
карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.
- Найдите места на карте, где находятся эти объекты.
(Группы работают одновременно. По окончании работы рассказывают, какую работу они выполняли. Обобщение – отвечает третий ученик.)
Вопросы к астрономам: Что входит в состав солнечной системы? =Солнце и планеты. Какое у них общее название? =Небесные тела.
Вопросы к географам: Какую работу выполняла ваша группа? =Собирали карту мира.
Что изображает карта мира? =Материки, океаны, поверхность Земли.
Вопросы к историкам: почему выбрали эти предметы? =Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа и т.п. – Как с точки зрения историков называют эти вещи? =Исторические источники.
Вопросы к экологам: Какую работу выполнили вы? =Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. - Почему Всемирного? Что объединяет все эти достопримечательности? =Они из списка Всемирного наследия.

- Итак, сделаем вывод: что же такое окружающий мир?
= Это небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, объекты Всемирного наследия.
- Отметьте свою работу в оценочных листах.
IV. Физкультминутка. Релаксация (под музыку)
1.зрительная гимнастика.
2.Сядьте прямо, расслабьтесь, улыбнитесь. Посмотрите, какая замечательная выставка разных улыбок у нас получилась! Ведь именно улыбка становится признаком добрых отношений между людьми. Один знаменитый писатель Солоухин, говорил, что у человека всё предназначено для себя: глаза - чтобы смотреть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим урок.

V. Тест «Земля и человечество». (Каждому даётся листок с заданием)

1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими систему и Вселенную в целом, называется:
а) экология;
б) астрономия;
в) география;
г) история.
2.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:
а) глобус;
б) карта.
3.Тепловой пояс, проходящий через экватор:
а) полярный;
б) умеренный;
в) тропический.
4.Мы живём в тепловом поясе:
а) полярном;
б) умеренном;
в) тропическом.
5.Ценные находки старины хранятся:
а) в архивах;
б) в музеях.
6.Лёгкими нашей планеты являются:
а) хвойные леса;
б) широколиственные леса;
в) тропические.
7.Эмблему «Большая панда» имеет:
а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.
8.Озеро Байкал – это:
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.

- Подпишите листки по образцу:
Планета
Материк
Страна
Республика
Город
Фамилия
- Самооценка. Поставьте +, если уверенны в правильности ответов, ? – если вы сомневаетесь в правильности выполнения теста.
- Самопроверка. Поставьте отметку в оценочный лист. Поставьте итоговую оценку.
VI. Беседа о бережном отношении к природе.
(Слайд: изображение планеты Земля)
- Посмотрите, это наша планета Земля. Правда, она красивая? Как вы думаете, всегда она будет такой?
= Нет.
- Почему?
=Если мы не будем заботиться о ней, она заболеет.
- Мы можем помочь планете? Как? Обсудите это в группах.
(Обсуждение, высказывания детей.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что является для человечества домом? Что важно понять каждому человеку?
= Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и учиться беречь это.
Позвольте наш урок закончить стихотворением.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты оценить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек –
Всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
- Урок окончен. Всем спасибо!

VIII. Домашнее задание.
1. Подобрать пословицы по теме. Уметь объяснить их смысл.
2.Написать сочинение по теме.

15