Конспект урока Гипотезы происхождения человека

11 класс, 14.12.2016 г., биология.
Тема урока: «Гипотезы происхождения человека»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: исследовательская работа.
Форма урока: самостоятельная работа.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: портреты учёных, таблицы, иллюстрирующие этапы антропогенеза, мультимедийный проектор, презентация.
План урока
1) Организационный этап.
2) Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Осознание и осмысление учебной информации.
6) Первичное закрепление учебного материала.
7) Информация о домашнем задании.
8) Рефлексия.
Технологическая карта урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный этап
Побуждает учащихся правильно организовать рабочее место. Определяет готовность к уроку.
Учитель высказывает добрые пожелания обучающимся и желает удачи.
Проверяют готовность рабочего места к уроку. Самоорганизация.

2. Целеполагание и мотивация.
Вводит учащихся в новую тему, излагая её основные задачи и план изучения.
Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:
«Главным предметом изучения человечества является человек».
Гёте
Читает стихотворение
Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил душой создатель?
Или разум как зарница,
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки
Но откуда не взялись б мы
Раз, возникнув человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Э. Дарвин
Ответьте на вопросы:
1.О чем идет речь в данном стихотворении?
2. Как вы думаете, какова тема нашего урока.
3. Сформулируйте цель урока.
Учащиеся слушают учителя, вносят свои предложения по плану изучения темы.


Объясняют смысл, данного высказывания; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, определяют тему и цели урока.













Отвечают на вопросы







3. Актуализация.
Раздает учащимся на парту 2 варианта по теме «Развитие жизни на Земле».
Раздает на парты ответы к тестам и заданию, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания).
После проверки комментирует ответы.
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.
1. Оформляют свои мысли в ответах.
2. Обсуждают ответ в паре.
Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради.
Знакомятся со своими результатами.







Высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.

4. Первичное усвоение материала.
С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека.
Сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. Защитники религии всячески стараются подчеркнуть исключительность человека как существа, наделенного бессмертной душой. Фактически, утверждение о божественном творении человека – одна из самых важных догм всех религий.
Ну а как же обстоит дело в действительности: что говорит о происхождении человека современная наука?
- Прежде чем рассказать об этом, давайте познакомимся с историей вопроса. Организует обучающихся на самостоятельную работу с учебником § 4.17 по заданию:
- прочитать § 4.17 в учебнике (стр.282 – 284),
- обратить внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв.
Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Слушают рассказ учителя, вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.




























Просматривают материал.

Изучают текст учебника
на стр. 282-284, при необходимости обращаются к учителю за консультацией.

5. Осознание и осмысление учебной информации.
После изучения текста § 4.17 в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.
°Самостоятельно выполняют задание в тетради.

6. Первичное закрепление учебного материала.
Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?
2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?
Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.

7. Информация о домашнем задании.
Поясняет домашнее задание: изучить § 4.17, ответить на вопросы 1-5 на с. 282-284 учебника; повторить материал о месте человека в системе органического мира по учебнику биологии 8 класса (стр.3-5).
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

8.Рефлексия (подведение итогов урока).
Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока, заполнение анкеты-рефлексии (приложение 2).
Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.











Список литературы:
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999.
Высоцкая, М.В. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»/ Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафонова. – 2-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Козлова Т.А., В.С. Кучменко. «Биология в таблицах. 6-11 класс» - М: «Дрофа», 2006.
Мишакова, В.Н. Решение задач по генетике: учеб.пособие/ В.Н.Мишакова, Л.В.Дорогина, И.Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2010.
Левитина, Т.П., Левитин, М.Г. Общая биология. Словарь понятий и терминов. – СПб.: «Паритет», 2002.
Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. «Практикум по общей биологии. 10- 11» - М: «Просвещение», 2002.
Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.


Интернет ресурсы:
http://www.virtulab.net
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.























Приложение 1.
Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».
№ п/п
Учёный
Взгляд на антропогенез

1
Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)
Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.

2
Сократ
(469 – 399 гг. до н.э.)
Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.

3
Исократ (учитель красноречия)
Человек стал человеком благодаря речи.

4
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо».

5
К.Линней
(1707 – 1778)
Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).

6
И.Кант
(18 в.)
Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».

7
А.Н.Радищев
(1749 – 1802)
«Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе , но и растению, грибу . Паче всего сходственность человека примечательна с животными».

8
А.Каверзнев
(в 1775 г.)
Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

9
Ж.-Б.Роббинс
Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

10
Ж.-Б.Ламарк
(начало 19 в.)
Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.

11
Ч.Дарвин
(1872 – 1872)
Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.

12
Ф.Энгельс
(20 в.)
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.














Приложение 2.
Анкета-рефлексия
В какой мере удовлетворён занятием:
В какой мере проявил себя:
В какой мере усвоил материал:

Оцени полезность занятия:
Оцени новизну изучаемого материала:

3 – полностью удовлетворен
3 – в полной мере
3 - в полной мере
3 – полезно

3 – все было новое

2 – в основном
2 – в значительной мере
2 – в значительной мере
2 – многое полезно
2 – много было новым

1 – частично
1 – частично (мало) проявил
1 – частично 
1 – не очень полезно
1 – мало было нового, многое известно

0 – не удовлетворен
0 – не проявил
0 – не усвоил
0 – бесполезно
0 – ничего нового



15