Методический паспорт проекта Фантастические Олимпийские игры 2014 в ДОУ для всех возрастных групп


МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»
Методический паспорт проекта
проект подготовила:
педагог-психолог:
Богомолова
Ирина Вячеславовна
Саратов 2014
Название проекта: «Фантастические Олимпийские игры 2014»»
Вид проекта: информационно-игровой, практико-ориентированный
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, здоровье.
Целевая аудитория: средняя, старшая и подготовительная к школе группы
Продолжительность: среднесрочныйАктуальность: В феврале 2014 года в Сочи прошли зимние Олимпийские Игры. Безусловно, Олимпийское движение - важная часть культуры человека, и изучение его истории является частью образования любого культурного человека. Таким образом, задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Формирование представлений об Олимпиаде может стать частью реализации данных задач. Воплощение данного проекта способствует развитию мыслительных операций, создает условия для сплочения группы, активизирует творчество и фантазию дошкольников.
Цель.Воспитание нравственно-патриотического чувства дошкольников через формирование представлений об истории Олимпийских Игр, через привитие интереса к играм и спортивным соревнованиям; физическое, интеллектуальное и нравственное развитие воспитанников.
Задачи. Создать у детей представлений об Олимпийских играх как спортивного соревнования, в котором участвуют народы всего мира. Закрепить знания детей о символах, традициях и ритуалах Олимпийских Игр. Расширить знания о зимних видах спорта. Развить внимание, логическое мышление, творческое воображение детей. В игровой форме развить физические качества воспитанников.
Проблемная ситуация. Что такое Олимпийские игры?
Планируемые результаты. На основе систематизации и обобщения знаний об Олимпийских играх:
у детей сформируются представления о том, где и когда зародились Олимпийские игры;
дети смогут различать и описывать символику Олимпийских игр, основные традиции и ритуалы соревнования;
дети смогут описать какой-либо вид олимпийских состязаний;
у детей сформируется активная позиция по отношению к физическому развитию, спортивным соревнованиям и конкурсам.
Подготовительный этап проекта
Задачи этапа: Дополнить развивающую среду; подобрать электронные материалы, методическую и художественную литературу по теме; разработать занятия и план мероприятий по теме проекта.
В непосредственно образовательной деятельности педагогов с детьми старшей и подготовительной к школе групп по физическому культуре, хореографии, а также по развитию элементов логического мышления, были проведены беседы о различных видах спорта (использование презентации в PowerPoint), о роли спорта в нашей жизни (о важности занятий по физической культуре и т.д.). По утрам постоянно проводитьсязарядка как основа физического здоровья детей, элемент режима дня.
Перечень использованных электронных носителей:
- презентация «Олимпийские монеты»;
- м/ф «Салют, Олимпиада!» (1979г, Союзмультфильм);
- м/ф «Наш олимпийский чемпион!» (119 серия мультсериал «Смешарики»);
- подготовка презентации «Фантастика» к Олимпиаде готова».
Практический этап проекта
Задачи этапа: сформировать у детей представления об Олимпийских играх, символике и традициях соревнований; развитие познавательныхспособностей, физических качеств и нравственно-патриотической позиции дошкольников.
На этом этапе планируется:
проведение непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по развитию элементов логического мышления на тему «Наш олимпиец»: Обучение детей разбору содержания понятий, классификации объектов, закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий по спортивной тематике. В ходе занятия:
- просмотр видеофрагмента мультсериала «Смешарики. Ежик олимпиец» - обсуждение личностных качеств спортсмена, основных режимов, тренировок.
- Игра «Смелый. Быстрый. Ловкий» - дидактическая игра, расширение знаний о видах спорта;
- Игра «Нарисуй как надо» - отображение понятий на спортивную тематику в виде кругов Эйлера.
Материал и оборудование: техника для воспроизведения видеофрагмента мультсериала «Смешарики. Ежик олимпиец», развивающая карточная игра «Смелый, быстрый, ловкий», листы А4 на каждого и карандаши.
2) проведение непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по развитию элементов логического мышления на тему «Поиск Олимпийских монет»: учить детей выделять признаки понятий и сравнивать понятия по содержанию; обсуждение символов Олимпийских Игр в Сочи 2014г. В ходе занятия:
- Игра «Остров Сообразилия» - отыскать спрятавшиеся олимпийские символы;
- Игра «Остров Жар-птицы» - расставить числа от 0 до 9 и раскрасить хвост. (Жар-птица как образ Олимпийского огня)
- Игра «Поиск монет» - задание лист №3 «Поиск затонувшего клада».
Материалы и оборудование: дидактический материал «Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)» на каждого ребенка, задание лист №3 «поиск затонувшего клада», фото олимпийских монет, карандаши, презентация «Олимпийские монеты».
3)Обсуждение на прогулках, во время НОД по ознакомлению с окружающим спортивной тематики, формирование представлений о том, что ОИ в Сочи 2014 года очень важны для страны и мира.4) Так же в рамках физического развития воспитанников и дополнения спортивно-развивающей среды на базе МДОУ ЦРР детский сад №35 «Фантастика» в течение первого полугодия 2014-2015 учебного года проводились следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
«Мама, Папа, Я - спортивная семья!» 6.09.2014
«Мой веселый, звонкий мяч» - 16.10.2014
«Веселые старты» - 20.11.2014
Открытые занятия по художественной гимнастике – 12.12.2014
«Приключения Клёпы и Тяпы» - 16.12.2014
«Праздник мяча» - 17.12.2014
5) проведение непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми средней возрастной группы по развитию элементов логического мышления «Знакомство с Олимпийскими талисманами»: разделение темы на три блока – «Знакомство с Белыми мишкой», «Знакомство с Зайкой», «Знакомство с Леопардом». В ходе образовательной деятельности дети усваивают информацию об олимпийских играх (основных традициях), спортсменах, талисманах как символах ловкости, смелости; дети выполняют задания по развитию мелкой моторики руки «Проведи дорожку к дому», «Собери каток для Зайки», «Снежная гора Леопарда». Обязательным элементом являются физминутки на каждом занятии. Происходит развитие процессов мышления, памяти и внимания.
Заключительный (обобщающий) этап проекта
Задачи этапа: Обобщить знания по данной теме; формировать у детей положительные эмоции.
Итогом проекта планируется НОД по развитию элементов логического мышления в старшей и подготовительной к школе группах на тему «Фантастические Олимпийские игры» (закрепление пройденного материала проекта), «Олимпийские виды спорта» (закрепление знаний видов спорта, включенных в программу ОИ в Сочи), «Олимпийские болельщики» (закрепление знаний о традициях олимпийских игр, обсуждение значения болельщиков в спорте).В средней возрастной группе итогом проекта планируется проведение НОД по развитию элементов логического мышления на тему «Быть спортивным Здорово!»: закрепление знаний об ОИ, зимних видах спорта, развитие наглядно-образного и элементов логического мышления.
Достигнутые результаты: на заключительном этапе необходимо проанализировать работу над проектом, обсудить с участниками (детьми и педагогами) степень достижения планируемых результатов.

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
педагогов с детьми
подготовительной к школе группы
образовательной области «Познание»:
Развитие элементов логического мышления
по программе УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие+»
Тема: «Фантастические Олимпийские Игры»
подготовила:
педагог-психолог
Богомолова Ирина Вячеславовна
Саратов 2014
Тип непосредственной образовательной деятельности: игра (закрепление пройденного материала)
Формы организации детей: фронтальная и индивидуальная
Виды детской деятельности:игровая (сюжетные игры, игры с правилами), двигательная (подвижные дидактические игры), коммуникативная (беседа).
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Программное содержание:
1.Образовательные:
- познакомить с историей и традициями Олимпийских игр;
- пояснит понятие «олимпийская символика» и ее предназначение;
- способствовать интеллектуальному развитию детей.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение и быстроту реакции;
- формировать умение принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
- закрепить способность декодирования информации по символам формы, цвета, толщины и размера объекта;
3. Воспитывающие:
- аккуратность;
- чувство справедливости;
- уважительное отношение друг к другу;
- привить стремление к здоровому образу жизни, занятиям спортом;
- формировать активную позицию патриота страны.
4. Активизировать словарь детей:символы, клятва, девиз, эмблема, ритуалы, пьедестал и т.п.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:флаг, символы Олимпийских игр, изображения видов спорта, дидактическая игра через PowerPoint.
ТСО:компьютер и интерактивная доска.
Раздаточный:карточки для ответов на задание №1, бланк с заданием №2, цветные карандаши, шаблоны для флажков.
Содержание совместной деятельности педагога с детьми
Части. Предполагаемая форма организации и расположения детей Текст педагога Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу у вас спросить, что изображено на фото? А вы знаете, кто носит такую форму?
Правильно, спортсмены!!!
А чем они занимаются?
Спортсмены очень много трудятся, тренируются, чтобы достичь высоких результатов. В мире есть много видов спорта и различных соревнований: «А какие самые известные спортивные соревнования вы знаете?»
Чтобы узнать, кто среди спортсменов самый сильный, ловкий, быстрый и выносливый – проводят соревнования, чемпионаты. А лучшие спортсмены участвуют в Олимпийских играх. на интерактивной доске появляются изображения официальной спортивной формы РФ
Фото спортсменов на экране, тренировок, соревнований Дети внимательно слушают и смотрят на экран. Отвечают на вопросы:
«Форму носят спортсмены»
«Спортсмены занимаются спортом, физкультурой»
Часть 1
Коммуникация
Познание Олимпи́йскиеи́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Родина Олимпийских игр – Древняя Греция, город Олимпия. От Олимпии и произошло название игр. Родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Игры начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые четыре года в честь бога Зевса.
Традиционные атрибуты Олимпийских игр - олимпийская эмблема, олимпийский огонь, олимпийская клятва, флаг, талисман. К традиционным моментам относятся церемония открытия и закрытия Олимпийских игр, награждение победителей. Демонстрация Олимпии
Слайд с изображением олимпийской символики.
Рассматривание карты
Просмотр слайда
1.1 Поднимаем Олимпийский флаг Олимпийская эмблема – символ Олимпиады - пять скрепленных колец, которые символизируют объединение пяти частей света. Голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый - Азия, зеленый - Австралия. На флаге любого государства есть, по крайней мере, один цвет, представленный и на олимпийских кольцах.
Давайте проверим, готов ли олимпийский флаг к предстоящей олимпиаде в Сочи:
Давайте посмотрим, какой из представленных флагов правильный: посмотрите внимательно на слайд и поднимите карточку с нужной цифрой, обозначающий настоящий флаг.
Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! Наш Олимпийский флаг к играм 2014 готов. Изображение олимпийской эмблемы
На экране появляются 3 слайда с 4-мя вариантами флагов, только один из них правильный. Дети поднимают карточку с правильным обозначением.
1.2. Олимпийский талисман
ФизминуткаТак же у каждых Олимпийских игр есть свой талисман и эмблема.
Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа.
Каждые Олимпийские Игры имеют и свою уникальную эмблему, символизирующую город и страну-организатора.
А вы знаете, какие талисманы у наших Олимпийских игр 2014?
Давайте посмотрим на них!
Проведение ОИ требуют порядка и ответственности, а на картинках все расположены беспорядочно.
Давайте наведем тут порядок: найдем закономерности, поставим наших талисманов на нужное место.
Мы молодцы! справились и с этим заданием!
Предлагаю Вам немного отдохнуть и набраться сил для дальнейших приключений.
Подвижная игра «Раз, два, три повернись в лыжника ты превратись!» (в конькобежца, фигуриста, хоккеиста, футболиста и т.п.)Молодцы! Мы хорошо подвигались!
На экране показаны талисманы разных игр
НаИД появляются талисманы Олимпийских игр в Сочи
На интерактивной доске и у каждого ребенка есть карточки с хаотичным расположением талисманов ОИ 2014, розданы карандаши. Дети смотрят на изображения
Дети выполняют логические задачи. Проверка задания.
Дети перевоплощаются в спортсменов
1.3. Зимние виды спорта
Ребята, а какими видами спорта занимаются спортсмены, которых мы сейчас изображали?
Как вы думаете, все ли смогли участвовать в Зимних Олимпийских Играх в Сочи 2014?
Конечно же, нет! Только те, кто занимается зимними видами спорта: Горнолыжный спорт, Лыжные гонки, Прыжки с трамплина, Сноуборд, Фристайл, Лыжное двоеборье, Биатлон, Фигурное катание, Конькобежный спорт, Бобслей, Хоккей с шайбой, Кёрлинг.Ребята, давайте, как олимпийский комитет отберем спортсменов на Зимние игры: наша задача распределить изображения видов спорта на летние и зимние.На экране слайд с изображениями видов спорта. Дети отвечают на вопросы
Дети выполняют задание – по очереди выходят к доске и передвигают по одному летнему и зимнему виду спорта вправо и влево.
1.4 Мы болеем за Российскую сборную
Ну что ж: флаг есть, талисманы и спортсмены готовы. Для кого же будут выступать спортсмены?
Правильно, для болельщиков!
А знаете ли вы, что обозначает слово «Болеть»?
оказывать поддержку участнику соревнований, переживать за участника соревнований, сочувствовать, сопереживать, волноваться.
Болельщики машут флагами, кричат приятные слова своим спортсменам.А давайте, и мы сделаем флажки, с которыми можно отправиться на стадион/поле/каток и поболеть за нашу команду.
Укаждого ребенка шаблон из бумаги и цветные
карандаши, фломастеры, клей и вырезанные талисманы ОИ.
На экране изображение разноцветного флажка, который должен получиться. Дети отвечают на вопросы.
Дети выполняют творческое задание, делают флаг.
Часть 2.
Подведение итогов Итак, мы многое узнали про историю ОИ, про Зимние ОИ в Сочи 2014.
Давайте вспомним, как мы готовились в детском саду к предстоящим играм в Сочи.
Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
Что мы сегодня сделали? Что получилось лучше всего?
Давайте сделаем фото о памятном событии для России - на память о нашей Олимпиаде в Сочи 2014 Просмотр Презентации «Фантастика к ОИ готова»
Благодарит всех детей за активное участие, отметить работу каждого.
Дети смотрят на экран
Дети и педагог фотографируются с изготовленными ими флажками на фоне эмблемы олимпийских игр 2014.