Статья Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование технологии КСО


ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 89
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием технологии коллективного способа обучения (КСО).
(самоанализ педагогического опыта )
в рамках эстафеты педагогического мастерства
Бобко О.Т.
учитель английского языка
г. Донецк. 2016
Моё педагогическое кредо:
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Демократизация и гумманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика в контексте современного урока.
Исходя из специфики образовательной области «иностранный язык», эти требования заключаются в формировании коммуникативной компетенции учащихся, т.е. в их умении пользоваться иностранным языком как средством общения. Многие инновационные педтехнологии, а именно; интерактивное обучение, проектная технология, программированное, развивающее обучение и др., способствуют успешной реализации задачи развития коммуникативных способностей учащихся на уроках иностранного языка, и я , как учитель-практик, стараюсь использовать отдельные элементы каждой из упомянутых технологий на своих уроках, отдавая предпочтение технологии коллективного способа обучения (КСО). Именно она позволила мне увидеть конкретный механизм, инструментарий для обучения общению на иностранном языке. Познакомившись с работами авторов этой технологии, Ривина А.Г. и Дьяченко В.К., нельзя не согласиться с мыслью о том, что «обучение - это и есть особым образом организованное общение», при котором принцип «научился сам – научи другого», формирует настоящую жажду знаний, потребность в познании. Актуально звучат и другие принципы этой технологии:
завершенность, ориентация на высокие конечные результаты;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
разнообразие тем и заданий (распределение труда);
разнооуровневость участников педагогического процесса ;
дифференциация заданий;
обучение индивида по его способностям;
педагогизация деятельности каждого участника учебного процесса.
Коллективное обучение – такая организация процесса обучения, в основе которой – обучение учащихся в малых группах (парах), при котором основная ответственность за познавательный процесс возлагается на самих учащихся (обучение, ориентированное на учащегося). Именно такая форма организации учебного процесса позволяет говорить о формировании практических навыков самостоятельной работы учащихся на уроке и способствует дальнейшим систематическим занятиям самообразованием.
Инновационность использования технологии КСО в рамках предмета ИЯ усматривается, во-первых, в обучении общению в парах разного типа. По этому поводу В.К. Дьяченко пишет: «Обучение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества». Традиционно учитель иностранного языка активно использует в своей практической деятельности работу в так называемой статической паре, когда совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Этот вид парного общения является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнёра, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности, взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнёров. После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнёров, что и создаёт предпосылки для перехода к динамической и вариационной парам.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Я на своих уроках практикую микрогруппы из 4 человек (учащиеся двух соседних парт). Каждая четвёрка работает по заданию в виде 4 вариантов тестов, 4 вопросов, 4 пунктов плана. Динамическая пара даёт возможность каждому участнику общения менять партнёров так, чтобы поработать с каждым и обязательно обобщить и систематизировать изученное на завершающем этапе.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Каждый, например, готовит свой текст по заданной теме урока и пишет к нему вопросы на отдельной карточке. После пересказа друг другу ( в режиме общения то с соседом справа то слева) и контроля понимания услышанного по заранее подготовленным вопросам, происходит обмен карточками и вопросами. Так продолжается до тех пор, пока к ученику не вернётся его карточка и текст. Сколько участников при работе в вариационной паре - столько текстов будет проработано, прослушано, рассказано. И каждый раз узнаётся что-то новое, развиваются навыки чтения, восприятия на слух , устной речи (как монологической так и диалогической).Роль учителя при этом не сводится только к подготовке заданий, хотя это можно поручить и учащимся с последующей коррекцией учителем отобранного материала. Главное в работе учителя при организации работы в парах различного типа - расширить поле коллективной работы, включиться в неё и стать полноправным членом ученического коллектива, консультация всех нуждающихся в ней, используя свой более высокий уровень компетентности.
Во-вторых, технология КСО предоставляет учителю уникальную возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. В модели технологии КСО индивидуальная работа с учащимися на уроке занимает столько же времени, сколько и самостоятельная в виде парной (статические, динамические, вариационные типы пар).Часть времени индивидуальной работы учитель уделяет управлению. Постепенно надобность в регулярном управлении и включённом контроле отпадает по мере усвоения учащимися приёмов самостоятельной работы на уроке, и учитель осуществляет индивидуальную работу с учащимися по особым дифференцированным материалам, которые не навязываются ученику, а предлагаются для выбора. Организованная таким образом индивидуальная работа осуществляется в спокойной обстановке, Учитель объясняет допущенные ошибки и указывает пути их исправления так, что этого не слышат другие, занятые самостоятельной работой.
Время отключённой индивидуальной работы с отдельным учеником является самым ценным в учебном процессе. Оно должно быть справедливо распределено между всеми учащимися класса, как слабыми так и сильными, способными. Для достижения более высокого уровня необходимо уделить всем одинаковое время, но при этом опираться на помощь наиболее способных учащихся, которые будут помогать товарищам во время парной работы и таким образом способствовать поднятию уровня общего развития каждого члена коллектива класса.
Организовывая и проводя уроки с использованием технологии КСО, стараюсь придерживаться следующей поэтапности и соответствующей ей деятельности учителя, что является одним из основных условий достижения хорошей результативности урока.
ЭТАПЫ УРОКА
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
1.Подготовительный этап
определение познавательных целей;
разделение учащихся по группам;
создание условий, обеспечивающих непосредственное взаимодействие между учащихся;
планирование урока;
подборка материалов к уроку;
2.»Запуск» урока
объяснение основных понятий, ознакомление с порядком работы;
комментарии примерных заданий;
установка на позитивную взаимозависимость и личную ответственность;
установление структуры взаимодействия в середине группы и межгруппового взаимодействия;
ознакомление с критериями успеха;
3.Контроль и «вмешательство» в действия учащихся.
распределение ролей в группах;
определение способов общей работы и общения;
4.Оценивание результатов, их анализ
организация публичных презентаций достигнутых результатов;
оценивание результатов;
анализ работы групп;
подведение итогов урока;
Для практического применения технологии коллективного обучения на уроках английского языка мною разработаны «Алгоритм работы над заданием в сотрудничестве» и «Памятка, работающим в мини-группе», которые способствуют активизации учебной деятельности учащихся в режиме обучения в сотрудничестве. С целью популяризации использования данной педтехнологии на уроках английского языка мною написана статья «Взаимообучение на уроках английского языка» ( публикация в журнале «Английский язык и литература» издательство «Основа», май 2011г.), а также разработки уроков с использованием отдельных элементов технологии КСО: метод взаимных диктантов, общение в парах сменного типа («диалогических сочетаниях» по А.Г.Ривину), работа в малых группах и т д. Данная технология применима как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи. В ближайших планах учителя работа над созданием матричного, а затем сетевого плана работы, а также открытого графика сомоучёта достижений учащихся, которые являются важными организующими моментами в деятельности учителя и учащихся по данной технологии.
ВЫВОДЫ
Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в активную коммуникативную деятельность. Введение парных и парно-коллективных занятий по технологии КСО резко увеличивает время на активное говорение с 6-7% при традиционном обучении до 60% при КСО.
Демократический стиль общения, присущий КСО, снимает языковой барьер, общение на уроках иностранного языка становится более раскованным, живым. КСО реально превращает учащихся в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становится более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность, что является основным условием для получения устойчивой системы знаний по предмету и подтверждением слов Я. А. Каменского: «Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил – обучать других, - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».