Организация игровой деятельности детей в старшей группе


Организация игровой деятельности детей в старшей группе
Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют во взрослом мире, в обществе. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально. Поэтому мы поставили перед собой цель; стимулировать, развить самостоятельную игровую деятельность детей. Чтобы дети учились отражать в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняли и уточняли свои знания об окружающем мире, учились сопереживать и отличать вымысел от реальности.
Для организации игр важно создать предметно-пространственную среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно- пространственной среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.. Как и в других группах у нас имеется предметно-игровая среда( т.е. уголки) мини- ИЗО студия, музыкальный уголок, кукольный уголок, магазин, парикмахерская, книжный уголок, физкультурный уголок, театрализованный уголок и т.п.
Важно помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Условно выделяют три вида игр:
•игры по инициативе ребенка (творческие)
•игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)
•народные игры (созданные народом)
Рассмотрим каждый из этих видов.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «во что-то». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно - ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни.
Тема недели была «Посуда», по плану мы пошли на кухню, на экскурсию. Чтобы узнать, какие приборы помогают поварам при их работе. После знакомства с трудовой деятельностью повара , небольшая подгруппа детей захотела обыграть игровую ситуацию «Я повар» где дети закрепляли знания о столовых приборах , посуде. На следующий день небольшая подгруппа детей решила обыграть игровую ситуацию «Дом», сюжет; «Мама готовит обед». Мотивацией этой игры послужила экскурсия на кухню. Также закрепляли назначение посуды. Экскурсия на кухню подвела детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, дети сами распределили роли (мама, папа, дети). Дети старались играть в соответствии с игровым замыслом. Помогала объединяться в игре, т.е. мама готовит обед, папа читает книгу, дети играют. После того, как мама приготовила обед, она попросила дочку помочь накрыть на стол и позвать всех к столу. В игре дети выбирают и используют атрибуты по назначению. Я старалась дать детям больше самостоятельности. Выступала в роли советчика, отходила от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивалась в нее, помогая ребенку словом, советом (допустим сервировка стола или в какой последовательности нужно накрывать на стол).
После проведения дидактических игр «Кому, что нужно для работы?», дети активно включались в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Закупка продуктов», в «Парикмахерскую», «Собираемся в гости», здесь также происходит дальнейшее ознакомление с профессиями, выделяя результат труда: Повар сварил - вкусно поели, парикмахер постриг, сделал прическу, стали красивыми. Так как детский сад работает по «ознакомление с профессиями», планируем ознакомлять с профессиями в дальнейшем через игровую деятельность.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения.
Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре (можно отнести настольный, теневой, пальчиковый театры) ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети. Для самостоятельного показа используем произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Наиболее полюбившееся произведение «Теремок». Выбрали режиссера (можно и по желанию детей). Старалась ввести ребенка в воображаемую ситуацию (была небольшая вводная часть дидактическая игра «Назови и скажи, кто, как кричит»), формировала умение пересказывать знакомую сказку, происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя», к игре, ориентированной на зрителя. Ребенок старается эмоционально передать произведение,т.е. старается воспроизвести действия персонажей сказки. Ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его фигурками на свое усмотрение. Старается соблюдатьпоследовательность, какой персонаж, за каким идет. Благодаря режиссерским играм развивается связная речь, развиваются сенсорные способности (больше, меньше, много, мало). «Зритель» - дети в свою очередь адекватно и эмоционально реагирует на происходящее.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяем заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений. По просьбе детей читали сказку «Репка». После чтения я предложила детям обыграть эту сказку. Обустроили место для игры. Дала детям возможность самостоятельно выбрать себе роль (дети одевают маски - шапочки и встают на ковёр). Остальные усаживаются на ковре в качестве зрителя. Заодно знакомимся с элементами зрительской культуры: не покидать свое место во время спектакля, адекватно реагирует на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов». А «артисты» используют средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.
Еще один вид - конструкторские игры (в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными). Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться, с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров. Важно, помочь воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи. Предварительная работа была такая. Беседа «Где кто живёт» подводя к игре, говорю, что мы купили новые машинки, и у них нет «домика». Спрашиваю детей, что нужно сделать. Коллективный ответ: нужно построить гаражи. В ходе постройки, дети самостоятельно соизмеряют постройки (по высоте, ширине, длине).
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.