Лирика Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»

Лирика Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»
Вся поэзия Лермонтова – воспоминание об
этой песне, услышанной в прошлой
жизни
Д.С.Мережковский




Учитель:
1.В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии 19 века: поэта, природы, Родины, любви. Что же нам близко в поэзии этого удивительного поэта? Каковы тайны его поэзии? И почему так «мрачна» душа поэта? Вопросов много. На некоторые из них мы сможем ответить в 7 классе.
- Какие стихотворения Лермонтова мы читали? (показ иллюстраций, выполненных шестиклассниками).
- Какая тема их объединяет? Почему эта тема (тема одиночества) постоянна в его лирике?
(вспоминаем детство, одиночество, приход в литературу «На смерть поэта»)
- В чём искал утешения поэт? (Детство, природа)
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями;
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
(Как часто пёстрою толпою окружён)

Мир природы и мир детства в сознании Лермонтова сливаются, они полны ясных, ярких и нежных красок. В мире природы возможны гармония, красота, любовь, сознание значительности жизни. Природа пробуждает желание жить, усмиряет тревогу души, рождает уверенность в возможность счастья на земле.
2 - Читаем стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»
- Ваши иллюстрации
-Нарисуйте картину словами ( Картина созревающего и желтеющего хлеба на поле, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»), - всё это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, даёт надежду на счастье на земле. И Бог есть – «в небесах я увижу Бога), он не оставит.)
Сага- жанр скандинавского эпоса (былина северных народов), прозаическое произведение о богах, героях, их военных походах, плаваниях в чудесную страну, сватовстве. Были особенно развиты в Ирландии.

-Выпишем эпитеты, какие из них имеют дополнительный смысл?
Прямой смысл: желтеющая нива, малиновая слива, зелёного листка
Свежий лес- эпитет указывает на то, что лес утренний, обрызганный росой, молодой и зелёный.
Росой душистой- душистая не роса, она свежая, холодная, но запах цветов позволяет так сказать.
Румяным вечером - на закате.
Час златой – золотым делают утро солнечные лучи.
Ландыш серебристый – нежный, тонкий, будто изделие ювелира, художника.
- Сколько времён года в стихотворении? ( желтеющая нива, малиновая слива – осень, ландыш – весна, зелёный листок – начало лета.) То есть ощущение жизни, описываемое поэтом, приходит к нему независимо от времени года. В центре последней строфы – Бог.
Здесь впервые названа тревога. От души - к мирозданию. Последний стих выделен размером- здесь 4-стопный ямб- весомый, краткий. По трём длинным ступеням-строфам- мы уходим из мира внешнего, а по трём коротким ступеням-стихам поднимаемся на высшую – с богом в небе, к гармонии.
Поэт утверждает гармонию на земле и на небесах.
- Мы вспомнили стихотворения ранней лирики. Скажите, произошли ли изменения?
(Нет эмоциональных словесных украшений и преувеличений, реже употребляются метафоры, сравнения, олицетворения)

3-Читаем стихотворение «Молитва»
-Ваши иллюстрации?
- Устное словесное рисование
- Когда человек обращается к молитве? А вы, когда вам трудно, «когда теснится в сердце грусть», к чему прибегаете?
Да, он жаждал жизни – «Так жизнь скучна, когда боренья нет», «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» «Я жить хочу, Хочу печали любви и счастию назло». Жаждал жизни, а жизнь, разумеется, приносила страдания.
- Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения? ( Созвучье слов живых)
-Что происходит с лирическим героем в процессе молитвы? (Уходят тяжёлые мысли, с души скатывается бремя, слёзы облегчения)
-почему во 2 и 3 четверостишиях исчезает «Я» лирического героя? Какое значение имеет окончание стихотворения безличными глаголами? («Я» твердит молитву, всё остальное совершается само собой)

-Давайте послушаем романс Глинки в исполнении Козловского на это стихотворение.
(№8, в 3 папке №»2)
-Удалось ли, на ваш взгляд, композитору передать настроение стихотворения?

4 -Вспомним «Парус» «А он, мятежный, просит бури. Хотя// Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой) И.Андроников писал, что природа наделила его страстями.
В три года он плакал на коленях у матери, когда она пела ему песню. И в память о рано ушедшей матери (ей было 22 ) и о песне он написал своего «Ангела». По убеждению поэта, души людей существуют до рождения во внеземном мире и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти. Мария Михайловна, мать поэта, была музыкальна и передала этот дар сыну.
- Читаем стихотворение
- Ваши иллюстрации
- Устное словесное рисование: По полуночному небу летел Ангел и пел песню, которую слушали все. Он пел о райской жизни духов, о Боге, хвалил его, хвалил искренне. В объятиях Ангел нёс душу младую на землю для печали и слёз. Звук песни запал в душу младую. Душа долго томилась на земле, потому что скучные песни земли не могли звуков небес заменить.
-Это история пришествия в мир души поэта. Поэт создаёт миф о своей душе. А в мифе, как известно, время - обобщённо-вечное, собирательное.
-Охарактеризуйте глаголы, которыми написано стихотворение ( глаголы прошедшего времени, причём все, кроме последнего - несовершенного вида, то есть обозначают действие, не ограниченное во времени. Так возникает эффект времени, разлитого в вечности. События совершаются последовательно: ангел несёт душу в мир, и лирический герой наблюдает за этим, затем время земной жизни души. И если в первых строфах л.г наблюдает со стороны ( вечность – земной мир «печали и слёз»), то в заключительных – время мира земного- мы слышим интонацию не отстранённо-печальную, но интимно- проникновенную- это голос самой томящейся души. Речь идёт о душе самого поэта.
(Обращение к эпиграфу)
5 -Что нового мы узнали о лирическом герое Лермонтова? Человек, тонко чувствующий природу, любящий Родину, человек действия, гармоничный человек
6. Оценки за урок.
7. Д.З. «Тарас Бульба». История создания. Историческая справка
.


15