Методика работы над вокальным произведением в младшем хоре ДШИ


Работа над вокальным произведением.
в младшем хоре(1 класса)
МУДО «ДШИ»
ХМАО-Югра Тюменская область
Кондинский район пгт.МеждуреченскийПреподаватель сольного пения 1 кв. категории
Поварницына Елена Юрьевна
Пение принадлежит к самому массовому виду искусства. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.
“Человеческий голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры” – так считал знаменитый венгерский композитор и педагог ЗолтанКодай.
Песня – это синтез слова и музыки. Понятные и доступные по содержанию песни, вызывают у детей интерес, положительное отношение ко всему прекрасному и доброму, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять их на сцене.
Главная черта эстрадного пения, эстрадного исполнительства – беречь вокальную и исполнительскую индивидуальность. Отход от индивидуальной природы голоса порочен для певца. Пение “не своим голосом" разрушительно. Иногда дети, подражая своим кумирам, придумывают звучание, не соответствующее природе своего голоса. И это приходится исправлять. Но излишняя акцентировка сковывает учащихся, поэтому при устранение недостатков нужно начинать с того дефекта, который в наибольшей мере мешает хорошему голосообразованию. Исправление других дефектов целесообразно оставить на последующие этапы.
Цели
Постановка певческого голоса; развитие способности к самовыражению, самосовершенствованию и самореализации; формирование у детей эстетического отношения к звучанию на основе чистоты интонации и выразительного исполнения.
Задачи
Образовательные:
Формирование общих музыкальных способностей – певческого голоса, вокального, мелодического и гармонического слуха. Формирование чувства ритма, умения правильно передавать направление мелодии. Различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы.
Развивающие:
Развитие певческих навыков и умений: певческой установки, певческого дыхания, чёткой дикции. Развитие артикуляционного аппарата, певческого диапазона, умение отличать правильное и неправильное пение; развитие связи между вокальным слухом и голосом. Развитие музыкальной памяти и мышления. Развитие музыкального и звуковысотного слуха. Развитие творческого воображения, фантазии и умения импровизировать. Развитие воли, целеустремлённости, активности, чувства коллективизма. Развитие сенсорных способностей (чувства, ощущения, сопереживание).
Воспитательные:
Эмоциональное развитие детей через песню; воспитание художественного и музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления; расширение представлений об окружающем мире; повышение культуры поведения и общения.
Оборудование:
CDпроигрыватель, CD диск с песней и «минусовой» фонограммой, напечатанный текст песни, нотный текст песни с цифровкой, фортепиано, аппаратура: усилитель, колонки, микшер, 4 микрофона.
Все занятия начинаются с дыхательной гимнастики, артикуляционных и вокальных упражнений
Ансамбль, количество 8 человек, возраст 7-8 лет – младшая возрастная группа.
Песня «Дракоша» муз. Е. Цыганковой, сл. О. Рахмановой.
1 куплетГде пещера с водопадом и растёт трава шалфей,
Рядышком с фруктовым садом жил дракончик Тимофей.
Фрукты собирал Дракоша и варение варил,
Все своих друзей Тимоша угощать любил!
ПрипевЗайцы, лисы, белки, мышки, канарейки, цапли,
Лягушата, бабочки, бобры –
Все они с Тимошей, маленьким ДракошейНеразлучны и всегда добры!
Па-па-па-па-бам, пара-па-па-бам, пара-па-па-бам,
пара-ба-па-ба-па-па-бам.
2 куплетНаш Тимоша веселится, собрались его друзья,
Можно прыгать и резвиться, и плескаться у ручья,
Песни петь и ночью тёмной звёзды яркие считать,
И компанией огромной чай распивать.
Припевтот же (2 раза)
План подготовки
Знакомство с песней «Дракоша» (показ, исполнение).
Разучивание текста и мелодии (под фортепиано).
Пение всей песни под аккомпанемент фортепиано и под музыкальное сопровождение – фонограмму«минус».
Работа над сценическими движениями (показ движений под текст песни).
Исполнение песни с микрофоном в классе.
Исполнение песни с микрофоном на сцене, работа над сценическими движениями, подготовка к конкурсу.
Участие в городском экологическом фестивале «Солнечный мост». Результаты.
Сценарий
Первое занятие.
Знакомство с песней «Дракоша» (показ, исполнение).
– Здравствуйте, девочки! Сегодня, мы с вами познакомимся с новой песней Елены Цыганковой, на стихи Ольги Рахмановой «Дракоша». Послушайте эту песню (включается запись в исполнении ребёнка и после прослушивания задаются наводящие вопросы).
О чём поётся в песне? (О драконе и его друзьях, которые приходят в гости)
Кто главный герой, как его зовут? (Дракон Тимоша)
Где живёт Дракон Тимоша? (В пещере с водопадом, рядом с фруктовым садом)
Помимо основного героя, какие животные присутствуют в песне? (Зайцы, лисы, белки, мышки, канарейки, цапли, лягушата, бабочки, бобры)
Характер песни весёлый, жизнерадостный, озорной.
Основная тема в песне – это дружба, гостеприимство и доброта.
Разучивание текста и мелодии (под фортепиано).
От начала до конца прочитывается текст. Под аккомпанемент фортепиано ещё раз поётся вся песня.
– А теперь мы с вами приступим к разучиванию песни. Начнём с первой части припева, с того места, где перечисляются друзья Дракона Тимоши. Без мелодии, запоминаем в правильном порядке всех друзей Дракона. Слушаем мелодию первой строчки (подыгрывая на фортепиано мелодию). Повторяем вместе. Закрепляем. Поём по одному (индивидуальная работа, 1-2 минуты). Повторяем вместе. Молодцы!
Разучиваем вторую часть припева (принцип разучивания такой же).
Соединяем обе части, поём весь припев вместе (подыгрывая на фортепиано мелодию).
Второе занятие.
Продолжение работы над разучиванием припева. Закрепление пройденного материала. Пение по фразам, работа над интонацией. Пение индивидуально, парами. Дальнейшее разучивание припева со слов «Па-па-па-па-бам…».
– Учить будем вместе с мелодией (подыгрывая на фортепиано), по фразам (4 фразы). А сейчас немного поиграем, в порядке очерёдности, каждая поёт одну фразу (начинает первая – поёт первую фразу, затем вторая – вторую и т. д., затем начинаем со второй девочки – она поёт первую фразу, третья – вторую фразу и т. д.). Мы постараемся петь так, чтобы каждая из вас спела все четыре фразы. Очень хорошо передаёте «эстафету» друг другу!Споём все вместе эту часть. Теперь весь припев целиком. Молодцы! Замечательно!
Третье занятие.
Закрепление пройденного материала. Пение всего припева.
– Итак, сегодня мы приступаем к разучиванию запева первого куплета. Читаю слова первого куплета, будьте внимательны! Будем учить по строчкам, послушайте мелодию со словами первой строчки, поём вместе со мной, попробуйте спеть без меня, ещё раз, для закрепления. Аналогично разучиваем ещё 3 строчки. Молодцы! А теперь споём первую и вторую строчки вместе, затем третью и четвёртую. Соединяем все четыре строчки и поём весь запев целиком. Хорошо! Молодцы. Думаю, пришло время спеть весь первый куплет, запев и припев (подыгрывая мелодию на фортепиано).
Четвёртое занятие.
Закрепление пройденного материала. Пение первого куплета. Работа над интонацией, по фразам. Пение индивидуально, парами.
– У нас с вами, остался ещё один куплет, второй. Послушайте слова запева второго куплета.
Разучивание запева второго куплета аналогично разучиванию запева первого куплета.
– Вот теперь, мы с вами знаем всю песню от начала и до конца, попробуем спеть целиком, мелодию я вам подыграю на фортепиано. В песне нет проигрышей, всё идёт подряд, после припева второго куплета ещё раз поём припев. Давайте попробуем! Молодцы!
Пение всей песни под аккомпанемент фортепиано и под музыкальное сопровождение – фонограмму «минус».
– Ещё раз споём всю песню под аккомпанемент фортепиано, но теперь мелодию я играть не буду. Та же самая структура. Получилось неплохо. Ещё раз споём для закрепления. Ну, а теперь самое главное и нужное, поём песню под фонограмму «минус». Итак, включаю музыку!!! Просто замечательно!!! Ещё раз поём. Молодцы!!!
Пятое занятие.
Закрепление пройденного материала. Пение по куплетам с мелодией, работа над интонацией, индивидуально. Пение под аккомпанемент фортепиано и фонограмму «минус».
Работа над сценическими движениями (показ движений под текст песни).
– Чтобы наша песня выглядела ещё лучше, мы её украсим сценическими движениями.
На запевах будем показывать руками по тексту песни, а в припевах синхронно двигаться. Смотрите на меня и повторяйте за мной и не забывайте при этом петь! Одна рука (левая) держит воображаемый микрофон, вторая (правая) работает.
Далее по тексту песни:
Первый куплет:
Первая строчка – правая рука ладонью вверх показывает «пещеру…», ладонью вниз «растёт трава шалфей».
Вторая строчка – правая рука чуть в сторону показывает «рядышком с фруктовым садом», попеременно одно плечо вниз, второе вверх, словно гребень дракона «жил Дракончик Тимофей».
Третья строчка –правой рукой имитируют собирание фруктов (4 раза) «фрукты собирал Дракоша», мешают варенье «и варение варил».
Четвёртая строчка – широкий жест слева направо «всех своих друзей…».
Второй куплет:
Первая строчка – попеременно одно плечо вниз, второе вверх, словно гребень дракона «Наш Тимоша веселится…», широкий жест слева направо «собрались его друзья».
Вторая строчка – постепенно опускаются вниз, раскачиваясь на коленях вправо и влево «можно прыгать и резвиться…», правой рукой имитируют плескание в воде «и плескаться у ручья»
Третья строчка – правая рука поднимается вверх и считает звёзды (4 раза) «звёзды яркие считать».
Четвёртая строчка –широкий жест слева направо «и компанией огромной…».
Все эти движения повторяются многократно с пением без фонограммы, без пения под фонограмму, с пением под фонограмму (на шестом и седьмом занятиях).
Восьмое занятие.
А теперь мы с вами поучим движения для припева. Без пения, на четыре счёта.
Первая строчка – повернувшись полубоком правой ногой вперёд пятка, назад носок (2 раза), затем тоже самое движение в левую сторону, с левой ноги (2 раза).
Вторая строчка – вправо два приставных шага, затем назад влево два шага.
Третья, четвёртая строчки – движение вперёд, шаг правой ногой, шаг левой ногой, движение назад, шаг с правой ноги, затем шаг левой ногой (3 раза).
На слово «добры» – слегка присесть «пружинка», правая рука описывает сверху, слева направо круг, остаётся на уровне плеча, ладонью вверх.
На слова «Па-па-па-па-бам…» приставной шаг вправо, рука поднимается снизу до уровня плеча (рисует полукруг), приставной шаг влево, рука опускается вниз (рисует полукруг). Движение проделывается восемь раз.
После того, как движения более-менее выучат, можно попробовать с пением без фонограммы (несколько раз), с фонограммой без пения и наконец, с пением под фонограмму (на девятом, десятом занятиях).
Одиннадцатое занятие.
Под фонограмму, без пения, повторяем все движения от начала до конца (несколько раз).
– Ну, а теперь попробуем от начала и до конца всю песню петь и танцевать. Готовы! Начали. Молодцы! Уже получается!
Исполнение песни с микрофоном в классе.
– Теперь задача усложняется, вам в руку даётся микрофон со шнуром, будьте аккуратны при шагах, шнуры от микрофона должны находиться впереди вас. После того, как спели песню и закончилась музыка, нужно поклониться, поблагодарить зрителя – согнуть в коленях обе ноги (пружинка), слегка наклонить голову вниз, руку оставить в правой стороне (похоже на реверанс). Итак, начали. Споём ещё раз, закрепим.
Двенадцатое занятие.
В начале занятия отдельно по строчкам пропеть с мелодией, подыгрывая на фортепиано всю песню, поработать над интонацией, над чётким произношением текста индивидуально и вместе.
– Несколько раз поём в классе и идём на сцену репетировать.
Исполнение песни с микрофоном на сцене, работа над сценическими движениями, подготовка к конкурсу.
– Без музыки репетируем выход и уход со сцены. Две девочки выходят из правой кулисы, две девочки – из левой кулисы. На первую часть вступления выходим из-за кулис, на вторую часть – движения припева, дальше поём со всеми движениями, поклон и уходим все в левую кулису(несколько раз прорепетировать без музыки). А теперь будем репетировать с музыкой, постарайтесь движения делать ритмично, краем глаза посматривать друг на друга.
На протяжении нескольких занятий репетиции происходят на сцене, с микрофонами.
Продолжается работа над интонацией, сценическими движениями, синхронностью исполнения движений, работа над голосом, звучащим в микрофон, привыкание к микрофонному голосу и т. д.
Итог выученного номера: исполнение на концертах и участие в конкурсах, фестивалях.