Конспект урока литературного чтения Работа с лирическим произведением. И. С. Никитин Встреча зимы

Урок литературного чтения
Тема: Работа с лирическим произведением.
Иван Саввич Никитин «Встреча зимы».
Цели: познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;
продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
пополнять словарный запас учащихся, развивать связную речь;
воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.
Ход урока
I.Орг. момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
- Дети, в какой стране мы с вами живём?
- В какой области России находится наш родной город?
Воронежская область славится своей плодородной черноземной почвой, которая, как известно, является мировым эталоном почвы. Соответственно, на плодородной земле произрастают сильные растения, приносящие обильные плоды. Но не только растения породила Воронежская земля, но ещё и многих талантливых людей, прославляющих наш край плодами своего труда и творчества.
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких талантливых людей, прославивших Воронежскую область на весь мир.
II. Постановка цели. Актуализация знаний.
На доске портрет Никитина.(Слайд 1.)
- Кто изображен на портрете?
- Что вы помните о поэте?
- Какие стихи Никитина мы изучали?(«Полно, степь моя, спать беспробудно»
- О чем писал Никитин?
III. Сообщение учащихся об авторе.
1 ученик: Иван Саввич Никитин родился в Воронеже 21 сентября 1824 года. Отец его был купцом – владельцем свечного завода.
Будущий поэт учился в училище, но не закончил его, т.к. отцу грозило разорение, и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он начал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать другим.
Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений. На вырученные деньги впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие – очень известными композиторами. Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями.
2 ученик: В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора Шкулина.(Слайд 2.)
В Воронеже, где жил поэт с 1846 года действует литературно-мемориальный дом музей Никитина (с 1924 г.) (Слайд 3.)
В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже, Липецке, Новосибирске.(Слайд 4.)
Воронежская областная библиотека носит имя поэта.(Слайд 5.)
В Воронеже функционирует гимназия имени И.С. Никитина.(Слайд 6.)
IV. Работа над новым материалом. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И. С. Никитина и изучим его стихотворение «Встреча зимы».
- Как вы считаете, можно ли догадаться о чем стихотворение по его названию?
- Что, по-вашему, будет описываться в стихотворении? (Природа)
Давайте убедимся, правы ли вы?
Первичное чтение стихотворения учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Что и кого описал поэт в стихотворении?
- Описывая природу, Никитин изобразил одну и ту же картину, или картина природы менялась? Почему?
- Кто еще описан в стихотворении?
Словарная работа.
Подбери синоним (Слайд 7.)
Сумрачный лес – тёмный
Раздолье – ширь, простор
Искони – издавна, с давних пор (словарик)
Хмельный – пьяный
Подчас – тотчас
VI. Самостоятельное чтение детьми стихотворения.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, на сколько частей можно его разделить. (На 2 части.)
(Жужжащее чтение)
- Что описывается в 1 части? (природа)
- Что изобразил поэт во 2 части стихотворения? (жизнь русского народа)
VII. Вторичное чтение и анализ.
Прочитайте 1 часть и пронаблюдайте, как сменяются картины описания природы и погоды.
Чтение по цепочке.
- Какое время суток изобразил поэт? (утро, полдень, ночь, рассвет)
Утро (шел дождь, вставал туман, дул холодный ветер, мокрый лес)
День (дождь перестал и пошел пушистый снег. Он падал на грязь на земле)
Рассвет (чистое небо, река покрылась льдом, снег укрыл дворы и дома. Он переливается на солнышке, поле и лес укрыты снегом, на березах блестят замерзшие капельки воды.)
- Докажите примерами из текста, что на дворе мороз.
-замёрзла река
-снег на солнце блестит
- на ветках берез как алмазы горят капли сдержанных слёз.
Какие средства выразительности использовал поэт, чтобы передать картины природы? (сравнения, эпитеты, олицетворения)
Слайд 8
СРАВНЕНИЯ (туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли сдержанных слёз)
ЭПИТЕТЫ (угрюмые небеса, сумрачный лес, воздух лёгок и чист, безлюдный простор, разноцветный ковёр, черные кудри)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ (плакал лес, смотрит лес, лес рад)
- С какой целью поэт использует средства выразительности? (Чтобы наиболее красочно изобразить картину природы)
- Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
VIII. Физминутка
Выпал беленький снежок.
Выйдем на него, дружок!
Все потопаем, все потопаем!

Будем весело играть,
Будем ручки согревать:
Все похлопаем, все похлопаем!

Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам!

Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей!
Все попрыгаем, все попрыгаем!

- Какое чувство вы испытываете, когда видите первый снег?
Перечитайте приветствие зиме. Какое чувство надо передать, читая этот отрывок? (радость, восторг)
Давайте сделаем пометы для выразительного чтения этого отрывка.
- Какие виды помет мы будем использовать? (логические ударения и паузы)
На партах у вас лежат листы с распечатанным отрывком.
слайд 9
Прочитайте I строфу.
Здравствуй, /гостья зима!//
Просим милости к нам/
Песни севера петь/
По лесам и степям.//
- Прочитайте вслух . (3 чел.)
- Прочитайте 2 и 3 строфу.
Сделайте разметку самостоятельно
(Сверка разметки). У кого по-другому?


Работа в парах
Прочитайте отрывок друг другу в полголоса, согласно расставленным пометам.
3 человека читают вслух.
Кто прочитал лучше и почему? (оценка своих товарищей)
В начале урока мы говорили, что некоторые стихи Никитина положены на музыку. Вот и этот отрывок стал песней. Послушайте его.
Песня
- О ком говорится во II части стихотворения? (о русском народе)
Прочитайте вторую часть стихотворения. (чтение цепочкой)
- Легкой ли была жизнь русского народа?
- Как переносили русские люди невзгоды? Найдите и зачитайте.
- Какие черты характера отражены в этом отрывке? (неунывающий, безрассудный, бесстрашный, весёлый, оптимистичный, позитивный)
- Как Никитин относится к Родине?(любит) Почему вы так решили?
- Как поэт называет свою Родину в стихотворении? (Русь святая)
- Какой смысл вложил поэт в слово «святая»? Что для человека свято? (мама, Бог)
- Значит, что для поэта Родина? Да и для всего русского народа
- Зачитайте строфу, где автор называет Русь святой.
- К кому он обращается в этой строфе? (к зиме)
- О чем поэт просит зиму? (просит помочь в борьбе с врагом)
- Как Никитин называет врага? (гость незванный)
- Как зима может помочь в борьбе с врагом? (заморозить)
- Как русский человек относится к зиме? (любит её, радуется приходу, не боится холода, с рождения закаляется)
- А враги?
- Можно ли сказать, что поэт одушевляет природу?
- Что он хотел показать этим? (жизнь человека неразрывно связана с природой)
- Какое чувство помогает русскому человеку жить в гармонии с природой, несмотря на её порой суровый нрав? (любовь)СВЯТАЯ РУСЬ Надо любить свою родину, свою маму, жить по совести, по законам Бога.
Итог урока
Какое произведение сегодня изучили?
Кто его написал?
Рефлексия снежинки.
15