Учебно-методическая карта занятия — Старуха Изергиль (М. Горький)


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте
Экономико-гуманитарный колледж

«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по учебной работе
___________
«___» __________201_ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Дисциплина Литература
Тема занятия Романтический пафос рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Группа 21 ГД/к

Подготовил: преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Чубко Е. Ю.

Обсужден и утвержден на заседании ЦМК:
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Протокол № ____ от «__»__________ 201_ г.
Председатель ЦМК__________________

Ялта – 201__ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема: Романтический пафос рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
1. Актуальность темы обусловлена проблематикой самого произведения. В своём рассказе Горький ставит актуальные для нашего времени социально-философские проблемы, например вопрос о месте человека в обществе, о смысле его жизни. Подобные дискуссионные темы имеют живой отклик у старшекурсников.
2. Учебные цели: ознакомить обучающихся с особенностями композиции рассказа как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противостояния героев рассказа.
3. Развивающие цели: развивать навыки анализа художественного текста.
4. Воспитательные цели: подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
5. Междисциплинарная интеграция
Дисциплины Знать (ОК, ПК) Уметь
1. Ранее изученные дисциплины (обеспечивающие):
Обществознание ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
– описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
– сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
– объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
– приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
– осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации (далее – СМИ)), учебном тексте и других адаптированных источниках), различать в социальной информации факты и мнения;
– самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
2. Последующие дисциплины:
Основы философии ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации. – ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
3. Внутридисциплинарные связи (темы данной дисциплины, с которыми интегрируется новая тема):
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
М. Горький «На дне»;
А. П. Платонов «Котлован»;
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
А. В. Вампилов «Утиная охота»;
Э. Хемингуэй «Старик и море». ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. – воспроизводить содержание литературного произведения;
– анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
– анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
– соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
– определять род и жанр произведения;
– сопоставлять литературные произведения;
– выявлять авторскую позицию;
– выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
– аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
– писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
6. План и организационная структура занятия.
№ п/п Основные этапы занятия Методы контроля и обучения Материалы методического обеспечения Время в минутах
1. Подготовительный этап
1 Организация занятия Приветствие 2 мин.
Проверка присутствующих Журнал группы 2 Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности Слово преподавателя Конспект
(приложение 1) 5 мин.
2. Основной этап
1 Изучение нового материала Аналитическая беседа Конспект
(приложение 1) 10 мин.
Пересказ заранее подготовленным учащимся легенды о Ларре. Беседа План пересказа
(приложение 2) 15 мин.
Пересказ заранее подготовленным учащимся легенды о Данко. Беседа План пересказа
(приложение 2) 15 мин.
Сопоставление библейской истории и Моисее и легенды о Данко 10 мин.
Работа в группах по составлению опорной схемы «Концепция жизни Ларры и Данко» Схема 7 мин.
«Мозговой штурм» (в группах) Конспект
(приложение 1) 15 мин.
2. Закрепление нового материала Обобщающая беседа Конспект
(приложение 1) 6 мин.
3. Заключительный этап
1 Подведение итогов занятия, оценивание работы студентов Заключительное слово преподавателя Конспект
(приложение 1) 2 мин.
Выставление оценок, учебная мотивация студентов Журнал группы 2 мин.
2 Домашнее задание Эссе «Данко нашего времени. Кто он?» Литературное произведение, критический материал 1 мин.
Приложение 1.
I. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.
П р е п о д а в а т е л ь. Одной из основных проблем творчества М. Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время – рубеж столетий, столкновение эпох – делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов писателя характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» – так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «Макар Чудра» и «Челкаш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения – служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
II. Работа над темой.
Аналитическая беседа
Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира – идеальный и реальный, яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж)
В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
Какие природные образы вы могли бы выделить?
Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
Почему именно таким показан пейзаж в природе?
Каковы ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
Пересказ заранее подготовленным учащимся легенды о Ларре. Беседа
Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу, – тень Ларры)
Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла)
Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
А что добавила в рассказе Изергиль непосредственно от себя?
Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?
Есть такое слово – «гордыня». Подумайте, в чём различие слов «гордость» и «гордыня».
Запись толкования слов
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
Пересказ заранее подготовленными учащимися легенды о Данко и библейской истории о Моисее
4. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко
В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?
Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей получает помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает)
Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?
Как складываются отношения между Данко и толпой?
5. Работа в группах по составлению опорной схемы «Концепция жизни Ларры и Данко»
П р е п о д а в а т е л ь. Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость. Но мы также доказали, что герои разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте изобразим это в схеме (запись на доске и в тетрадях).
Концепция жизни Ларры и Данко

6. Обобщающая беседа
Как вы думаете, почему рассказ заканчивается легендой о Данко?
Какие нравственные начала утверждает М. Горький в легенде о Данко?
Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом?
7. «Мозговой штурм» (в группах)
Выполните задание и скажите, кому из героев рассказа М. Горького близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре (запись на доске).
Задание для 1-й группы. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. (Старуха Изергиль и Ларра были красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прожили жизнь, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.)
Задание для 2-й группы. Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? (Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Равнодушие роднит её с Ларрой.)
8. Обобщение преподавателя
Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Л арре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни. Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают внимание – без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра – против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по М. Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательная философия писателя, который развивает по сути ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех», – гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, считает их рабами. Данко же гордится именно званием Человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную юную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень – «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».
Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.
Приложение 2.
План пересказа легенд о главных героях рассказа
Характер;
Внешность;
Взгляд;
Родственные связи;
Жизненная позиция;
Отношение соплеменников к герою;
Причины «наказания»;
Совершенные поступки;
Итог жизненного пути.