Разработка урока по православной культуреПравославные праздники. Пасха.

Тема урока: Православные праздники. Пасха.
Цель урока: Развитие духовных качеств личности через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи: 1. Сформировать понятие что такое - Пасха, ее важность в христианской вере в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. 2. Развивать интереса традициям и обычаям празднования Пасхи. 3.Воспитать уважительное отношение к народным традициям и русской культуре. 4.Развитие творческой инициативы при оформлении пасхальных яиц.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, плакаты «Пасха», презентации детей, исследовательские работы, заготовки пасхальных яиц, куличей, открыток, вата, присыпка, наклейки, клей, кисточки, салфетки, приспособления для покраски яиц, технологические карты по приготовлению куличей и пасок.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, практическая работа, презентации.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, подумайте, сколько добрых дел вы можете сделать сегодня. Наполните свою душу светом и теплом. - . Сегодня наш урок я хочу начать с притчи.
Притча.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну от его ног, другую от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
III Работа по новой теме.
1.
Целеполагание.
- Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).
На Руси обрядов много. А сегодня праздник Бога: Пасха – Бога воскресение, Его второй день рождения.
Уходят морозы, холода, пробуждается природа – наступает весна. В это время приходит великий христианский праздник – Пасха. Праздник праздников, торжество торжеств – так называют на Руси Пасху. Этот праздник установлен христианами в память чудесного воскресения Иисуса Христа. Празднование Пасхи – многовековая традиция. Сегодня мы узнаем, как же на Руси принято встречать Светлое христово воскресенье?

А теперь послушайте вот такой церковный перезвон. Как вы считаете, где и когда можно услышать такой колокольный звон?
- А что вы знаете об этом празднике?
- Сформулируйте тему нашего урока, цель и задачи.
2. Работа со словарями.
- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе, одном из главнейших праздников православных христиан.
- (Ответы учащихся).
1. Работа со словарями.
- Откройте словари, они все разные и найдите
Что обозначает слово Пасха?

Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.
3.Организация работы в группах.

Работать на уроке мы будем по группам. Каждая группа заранее получила задание и сейчас мы познакомимся с результатами их работы.
История происхождения Пасхи
Традиции и обычаи празднования Пасхи. Пасхальное яйцо.
Традиции и обычаи празднования Пасхи. Пасхальный кулич.
Праздничная открытка.

Учитель: 1.- Послушаем результаты работ.
1 группа по теме: «История происхождения Пасхи».

- Пасха – весенний праздник, который обещает нам близкое лето, цветущие луга, хлебные поля, плеск воды, веселые игры детей под чистым небом.

Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. И вторая группа нам расскажет, какие традиции и обычаи празднования Пасхи характерны для России.

2 группа – Традиции и обычаи празднования Пасхи .
Православную Пасху празднуют весной, точную дату на каждый год устанавливают по лунному календарю. Празднику этому много сотен лет, он имеет свои особые традиции и обычаи, свой особый стол. Мы хотим рассказать вам, как празднуют Пасху в России.
Подготовка к празднику начинается за долго до самого празднования. За 40 дней до самой Пасхи православный народ начинает поститься.
Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды в основном от мяса и развлечений.
Неделя, предшествующая Пасхе – страстная или светлая пасхальная седмица. Каждый день этой недели называется светлым.
Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
Главное место на праздничном столе на Руси изобилие разнообразных блюд. И, конечно же, почетное место занимают разноцветные пасхальные яйца, пасхи и куличи. Многое изменилось с тех времен, но символы и атрибутика остаются неизменными повсеместно. О них мы вас сейчас и расскажем
2 группа. Пасхальное яйцо.
Выступление детей. Презентация.

3 группа. Пасхальный кулич. Рецепт приготовления пасхи.
Учитель В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Пасхальный стол – особый: кушания, которые готовили на Пасху, больше не повторялись в течение года. Готовили куличи, пасхи, жарили телятину, запекали окорок.
- Как приветствуют друг друга в этот день православные?
На Руси всегда был обычай всеобщего целования. В гости брали с собой крашеное яичко. После приветствия “Христос воскресе” – “Воистину воскресе” трижды целовались и одаривали друг дуга яйцами. Этот обычай христосования и одаривания яйцами является отличительной особенностью русской Пасхи. В других странах ничего подобного не наблюдается.
В дни Пасхи у христиан принято раздавать деньги и освященные продукты бедным, чтобы и они могли стать в этот светлый праздник участниками всеобщей радости. 
Учитель: - Какие вы знаете игры, в которые играют на Пасху?
Игра. Физкультминутка.
Положите на середину стола 1 яйцо. Положите руки на стол и старайтесь сдуть его с места, к кому яйцо покатится, тот и выиграл.
4 группа готовила праздничные пасхальные стихи.
Давайте их послушаем.
Русская Пасха отличается целым рядом обычаев, не связанных напрямую с религиозными легендами. Это народные игры, развлечения. Всем знаком обычай битья яиц на Пасху. Это очень простая игра: один держит яйцо в руке носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. У кого яйцо осталось целым, тот продолжает игру с другим человеком.
Еще одна пасхальная игра – катание яиц. Так как во время Великого Поста все игры были запрещены, то эта первая доступная после долгого перерыва  для детей игра доставляла им массу удовольствия. По лотку, установленному с определенным наклоном, скатывали яйцо на одеяло. Играли как на большом столе, так и на полу. Игра проходила интересней, если в ней участвовало много людей. Каждый спускал яйцо по лотку. Если скатившееся яйцо ударяло яйцо, уже лежащее на одеяле, то это считалось выигрышем. Игра проходила всегда очень весело и была доступна всем –  от самых маленьких до самых старших членов семьи.
Как в Европе, в России для детей устраивались «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.

IV Творческая работа учащихся.
Учитель: -  В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки. На уроке технологии мы с вами тоже начали готовить подарочки, но не закончили. А кому можно подарить такие сувениры? - Вот давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца. ( раздаточный материал для самостоятельной работы)    
V. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Чтобы еще хотели узнать о праздновании Пасхи?
С какими праздниками вы хотели бы еще познакомиться на уроках?
VII Рефлексия
Учитель: - Наш урок подошел к концу. Мы с вами плодотворно поработали. Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника и традициями празднования Пасхи. А также разукрасили пасхальные яйца. Они получились очень разные красивые и красочные.

- А теперь мне хотелось бы узнать, насколько вам был интересен и полезен урок. И с каким настроением вы пойдете домой.
Положите свои яйца нужного цвета в корзинки.
Красное яйцо – я активно работала на уроке, у меня все получилось. Эти знания пригодятся мне в дальнейшем.
я чувствовала себя на уроке плохо, было не интересно, не комфортно. У меня ничего не получилось. Урок мне не понравился.
Желтое яйцо – я чувствовала себя на уроке плохо, было не интересно, не комфортно. У меня ничего не получилось. Урок мне не понравился.

Слайд 22 - И мне бы очень хотелось всех вас поздравить с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хочется напомнить, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним.


   


Поверия и приметы.
На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу.
Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана).
Чтобы девушке быстрее выйти замуж, во время церковного служения на Пасху нужно сказать: “Восресение Христово! Пошли мне жениха холостого!”
В дни Пасхи нельзя шуметь и напиваться.
Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов.
Учитель: - Сейчас я проведу увлекательную викторину, в ходе которой вы продемонстрируете свои знания и поможете нашим красавицам Настеньке, Алёнушке и Ладушке наполнить корзину пасхальными яйцами. Отвечайте на вопросы ангелочков – в награду получайте яички.
Вопрос 1. Слово “Пасха” имеет в современном русском языке несколько значений. Среди представленных значений найдите лишнее:
Весенний религиозный праздник у евреев.
Религиозный праздник в честь воскрешения Христа.
Праздник весеннего равноденствия.
Сладкое кушанье из творога.
Ответ: 3. Праздник весеннего равноденствия.
Вопрос 2. Слово “Пасха” восходит к древнееврейскому глаголу “passah”. Укажите его значение:
красить;
радоваться;
говорить;
проходить.
Ответ: проходить.
Вопрос 3. Как назывался день недели, следующий за субботой, в Древней Руси до принятия христианства?
неделя;
седмица;
понедельник;
Петров день.
Ответ: неделя, так как в этот день отдыхали, ничего не делали.
Вопрос 4. Народная пословица гласит: “Дорого яичко ко Христову дню!” В Пасху это выражение приобретает буквальный смысл.
Что не символизирует пасхальное яйцо?
жизнь;
вселенная;
чудо;
зима.
Ответ:  зима
Вопрос 5. (нужно выбрать цвет на яйцах). Какой цвет является традиционным для пасхальных яиц?
белый;
жёлтый;
красный;
зелёный.
Ответ:  красный.
Вопрос 6. Что символизирует красный цвет пасхального яйца?
солнечный свет;
кровь Христа;
алый рассвет;
праздничный наряд.
Ответ: кровь Христа.
Вопрос 7. О ком говорят: “Дай ему яичко, да ещё и облупленное”?
прожорливый человек;
ленивый человек;
беспечный человек;
осторожный человек.
Ответ: ленивый человек.
Вопрос 8. Народные поверья наделяли яйцо, полученное первым при христосовании, чудодейственными свойствами и использовали в различных ситуациях. В какой ситуации не использовали пасхальное яйцо?
во время пожара;
для лечения;
для омоложения;
для закаливания.
Ответ: для закаливания.
Вопрос 9. Множество пословиц, поговорок и загадок сложил русский народ о яйце. Среди загадок найдите лишнюю:
Полна бочка вина – ни клёпок, ни дна.
Без окон, без дверей – полна горница людей.
Под ледком-ледком стоит чашечка с медком.
В одном калинничке два тестечка.
Ответ: (об огурце).
Вопрос 10. На Святой неделе проводился на Руси обряд катания яиц, в котором с удовольствием принимали участие дети. Какое значение имел этот обряд?
наделить землю плодородием;
придать себе здоровья;
разбогатеть;
развить меткость.
Ответ: наделить землю плодородием. Подведение итогов викторины











                                           
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015