Рабочая программа внеурочной деятельности Этика:азбука добра


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новотарманская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Жаринова М.Н.
№ протокола 1
«___» сентября 2014г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Паньшина Е.В.
«___» сентября 2014г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
Казанцева О.Н.
«___» сентября 2014г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Предмет
«Этика: азбука добра»

Учебный год
2014-2015г.

Класс


Количество часов в год
34 часа

Количество часов в неделю
1час

Учитель: Баженова С.Г.










Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы». И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра»
Факультатив «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место факультатива «Этика: азбука добра» в учебном плане
Программа рассчитана на 66 часов в год с проведением занятий 2 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Планируемые результаты освоения программы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся выучит:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
-работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
-ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание факультатива
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
-Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор,драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.















Календарно - тематическое планирование



Дата
план.
Дата
факт.
Тема занятия
Содержание деятельности
Воспитательная работа





Теоретические занятия
Практические занятия





Школьный этикет

1
03.09

Взаимопомощь: учёба и труд.
Беседа
Урок знакомств
Дать представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.


2
10.09

Взаимопомощь: учёба и труд.
Познавательная беседа.
Игра


3
17.09

Составление рассказа или сказки о взаимопомощи
Ответы на вопросы.
Практикум


4
24.09

Чтение художественной литературы с примерами взаимопомощи.
Беседа.
Игра


5
01.10

Подбор пословиц и поговорок о взаимопомощи.
Познавательная беседа.
Практикум


6
08.10

Что такое бережливость?
Познавательная беседа.
Викторина


7
15.10

Школьное имущество надо беречь.
Беседа
Практикум


8
22.10

Как сохранить школьное имущество?
Ответы на вопросы.
Игра





Правила общения

9
05.11

Время надо беречь.
Беседа
Игра
Получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком

10
12.11

Сказка «Потерянное время»
Урок-обсуждение
Просмотр сказки


11
19.11

Сказка «Потерянное время»
Беседа
Просмотр сказки


12
26.11

Слово лечит, слово ранит.
Беседа
Ролевая игра


13
03.12

Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит»
Ответы на вопросы
Ролевая игра


14
10.12

Чтение художественной литературы на тему «Слово лечит, слово ранит»
Ответы на вопросы
Ролевая игра


15
17.12

Что такое справедливость?
Ответы на вопросы
Ролевая игра


16
24.12

Я и мои друзья.
Ответы на вопросы
Песенный конкурс


17
14.01

Трудно ли быть справедливым?
Ответы на вопросы
Практикум


18
21.01

Что такое коллективизм?
Ответы на вопросы
Практикум


19
28.01

Коллективная работа
(Сказочное панно)
Ответы на вопросы
Практикум







О трудолюбии

20
04.02

Труд кормит, а лень портит.
Ответы на вопросы
Просмотр мультфильма

Воспроизводить основные
требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.

21
11.02

Сбор информации «Пословицы о труде»
Ответы на вопросы
Викторина


22
18.02

Как организовать свой труд. (режим)
Ответы на вопросы
Игра. Путешествие по станциям.


23
25.02

Как организовать свой труд.
Ответы на вопросы
работа в школьной библиотеке


24
04.03

Выпуск плаката «Правильная организация своего труда»
Ответы на вопросы
Мини зарисовки






Культура внешнего вида

25
11.03

Уход за своими вещами.
Ответы на вопросы
Мини зарисовки
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.


26
18.03

Портфель и его содержимое
Беседа
Ролевая игра.


27
01.04

Бережное отношение к своим вещам в школе и дома.
Ответы на вопросы
Ролевая игра


28
08.04

Одежда будничная и праздничная.
Ответы на вопросы
Практикум
Мини зарисовки


29
15.04

Оденем своих кукол в будничную и праздничную одежду
Беседа
Мини зарисовки Практикум





Внешкольный этикет

30
22.04

Разговор по телефону
Беседа
Ролевая игра
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


31
29.04

Поведение в гостях.
Беседа
Ролевая игра


32
06.05

Я пишу письмо.
Ответы на вопросы
Практикум


33
13.05

Поведение на природе.
Ответы на вопросы
Экскурсия в парк


34
20.05

«Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть»
Итоговое мероприятие






Литература


1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..
6.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15