«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение основная общеобразовательная школа № 13
д. Мухино
«Рассмотрено»
На педагогическом
совете
Протокол №____от
«___» ______20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ Жукова. С.В
«___» _______20__г.
«Утверждено»
Директор МОКУ ООШ №13 д. Мухино __________А.В.Евсюнин
Приказ №______ от«___» _________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Педагог дополнительного образования
Ахметова Евгения Артуровна
Педагогический стаж 1 год


2013 год
Пояснительная записка.
«Этика: Азбука добра»
Рабочая программа к факультативу «Этика: Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: Азбука добра» И.С. Хомякова, В.И. Петрова « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.
Общая характеристика факультатива.
Необходимость нравственного образования, в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива.
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено, прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —
мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
Главные цели факультатива:
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?».
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных
действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Достижения цели предполагает решения ряда задач:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Место факультатива в учебном плане. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 3, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 99 ч.
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 1 класса: Количество часов в год -33Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Школьный этикет 7
2 Правила общения 7
3 О трудолюбии 8
4 Культура внешнего вида 6
5 Внешкольный этикет 6
Итого: 33

Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 2 класса: Количество часов в год -33Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Школьный этикет 7
2 Правила общения 7
3 О трудолюбии 8
4 Культура внешнего вида 6
5 Внешкольный этикет 6
Итого: 33
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -33Количество часов в неделю – 1
№ Название разделов Количество часов
1 Школьный этикет 7
2 Правила общения 7
3 О трудолюбии 8
4 Культура внешнего вида 6
5 Внешкольный этикет 6
Итого: 33
Содержание тем курса:
1 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Мы пришли на урок 2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
2 Зачем нужны перемены? 2 3 Мы в школьной столовой. 2 4 Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? 3 5 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 3 6 Мой учитель. 2 7 Думай о других: сочувствие, как его выразить? 2 8 Моя семья. 2 9 Что помогает учиться лучше (старательность)? 2 10 Как мы трудимся: в школе и дома. 2 11 Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи). 2 12 Основные правила Мойдодыра. 2 13 Каждой вещи своё место. 2 14 Правила поведения на улице, в транспорте. 3 15 «Спасибо» и «пожалуйста». 2 Содержание тем курса:
2 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Дисциплина в школе и классе. 2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
2 В библиотеке: люби книгу. 2 3 Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. 3 4 Сопереживание, помощь друзьям. 3 5 Дал слово — держи его. 3 6 Диалоги со сверстниками. 2 7 Учусь всё делать сам. 2 8 Взаимопомощь дома и в школе. 2 9 Беречь результаты труда. 3 10 Правила личной гигиены 2 11 Бережное отношение к своей одежде. 3 12 Правила поведения в общественных местах. 3 13 Бережное отношение к природе. 3 Содержание тем курса:
3 класс.

п/п Наименование раздела Кол-во
часов Универсальные учебные действия
1 2 3 4
1 Взаимопомощь: учёба и труд. 3 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
2 Школьное имущество надо беречь. 3 3 Время надо беречь. 2 4 Слово лечит, слово ранит. 3 5 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). 3 6 Труд кормит, а лень портит. 3 7 Как организовать свой труд. 2 8 Уход за своими вещами. 2 9 Одежда будничная и праздничная. 2 10 Разговор по телефону. 2 11 Поведение в гостях. 3 12 Я пишу письмо. 2 13 Поведение на природе. 3 ТРЕБОВАНИИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Должны знать:
--правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
--приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
--школьные перемены как время активного отдыха, игры.
-- поведение в столовой, правила поведения за столом.
-- доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим;
-- добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
--практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
--пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
--нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
--элементы культуры труда.
--стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
-- способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
--пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
--правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
-- оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Должны уметь:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004.
2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. — М. : Логос, 2003.
3. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М. : Экон-Информ, 2009.
4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.
Специфическое сопровождение (оборудование).
1.Демонстративный материал: сюжетные картинки в соответствии с содержанием программы.
2.Иллюстрации к литературным произведениям.
Список литературы:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004.
2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. — М. : Логос, 2003.
3. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М. : Экон-Информ, 2009.
4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.