Формирование коммуникативной компетенции учащихся через использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания


Петрищева Н.П.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
через использование проектной деятельности
на уроках истории и обществознания
г. Мичуринск
2016
Современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Важнейшая цель современного образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью полученных в школе знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. [2] Выполнению этих задач способствует, на наш взгляд, использование проектных технологий, так как овладение исследовательскими и проектными методами развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, формирует умения и навыки, повышает учебную мотивацию, стимулирует стремление к самосовершенствованию. Кроме того, в гуманитарном проекте (в отличие от технологического) приоритет отдается воспитательным целям перед обучающими и развивающими. Вот почему важно, чтобы интерес к исследовательской деятельности развивался как можно раньше.
Актуальность проекта заключается в том, что формирование коммуникативной компетенции через использование проектной деятельности на уроках считается самым значимым в современном образовании.
Предмет исследования – использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания с применением презентаций.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Поэтому стоит ответить на вопрос – зачем нужна проектная деятельность на уроках, каковы ее плюсы и минусы. [6]
В настоящее время в педагогическом процессе становится актуальным использование проектных и исследовательских методов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний. Рассмотрим на примере уроков истории и обществознания в колледже.
Так учащимся была предложена работа над исследовательским проектом «Развитие письменности на Руси», включающим исследование появления письменности, первой азбуки, связь этого с родным краем.
Сначала были созданы условия применения метода проектов:
Существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
Применение исследовательских методов для реализации проекта.
Структурирование этапов выполнения проекта.
Самостоятельная деятельность обучающихся в ситуации выбора
Формируются этапы проведения проекта:
Представление проблемной ситуации (вербально; с помощью видеоряда; мультимедийных средств).
Обсуждение.
Выдвижение гипотез.
Определение типа проекта.
Организация малых групп, распределение ролей.
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Самостоятельная поисковая исследовательская деятельность студентов в соответствии с заданием.
Оформление результатов проектной деятельности.
Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
Проектная деятельность несет в себе все свойства деятельности в целом и поэтому обладает своей структурой. Она ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные знания в конкретном или свободном проекте/ [4]
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.[5]
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно
Любой проект мы начинается с изучения теоретического материала. Затем выделяются проблемы, ставятся цели и задачи исследования. Далее формулируется гипотеза, выбирается методика исследования. Учитель должен обсудить с учениками, как и где найти источники информации по теме исследования. Цель: задать верное направление поиска информации, заинтересовать своей идеей как можно больше ребят. Учитель должен убедить ребят, что в их возрасте уже можно что-либо изменить самим в своей школе, в районе. Обязательно должны быть проведены самостоятельные исследования, использован максимально творческий подход. Учащиеся находят, описывают, суммируют информацию, решают проблему, делают соответствующие выводы. Роль учителя – помочь и проконсультировать учеников, вооружить информацией, источником.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Примером может служить исследовательская работа учащейся 1 курса на тему: «Развитие письменности на Руси».
Тема исследовательской работы: «Развитие письменности на Руси».
Цели работы:
более глубокое познание истории появления письменности на Руси;
познакомиться с родоначальниками русской письменности;
влияние письменности на культурно-историческое развитие страны.
В соответствии с целями выявлены следующие задачи:
а) дать оценку состоянию письменной культуры дохристианского периода;
б) выявить предпосылки принятия письменной культуры Древнерусским государством;
в) проследить историю создания славянской азбуки;
г) выявить цель создания славянской азбуки;
д) проследить историю распространения письменности в Древней Руси;
е) проанализировать культурные изменения, возникшие после принятия христианства и появления литературного письменного языка в Древней Руси.
Актуальность исследования состоит в том, что знание родной культуры, ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы каждому образованному человеку или желающим таковым стать. Кроме того, знание культуры необходимо для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам.
Содержание работы:
Письменность дохристианской Руси.
Письменность после принятия христианства.
История создания первой славянской азбуки.
Первые письменные памятники.
Письменность при Ярославе Мудром.
Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.
Значимость данного исследования заключается в том, что оно важно для развития собственной личности.
Таким образом, проектная деятельность является в целом субъектно-ориентированной деятельностью. Такой метод позволяет каждому ученику определять источники, этапы и применять свои знания на практике. Использование слайдовых презентаций совместно с работами дают наглядное представление проблемных тем, значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. На уроках истории и обществознания наиболее продуктивно формируется коммуникативная компетенция учащихся через использование проектной деятельности.
Список литературы:
1. Ахметова, М.Н. Проектная культура будущего учите-ля / М.Н. Ахметова // Школьные технологии. - 2004. - №4. - С.210-216.
2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
4. Колесов, А. В. Использование проектных технологий в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 3. - С. 23-26.ова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42
5. Пахомова, Н. Ю. Проектная деятельность учащихся: с чего начать? // Школьные технологии. - 2007. - № 6. - С. 117-123.
6. Романовская, И. Б. Метод проектов в образовательном процессе // Завуч. - 2007. - № 1. - С. 118-143 .
Информационные источники:
1.http://www.philology.ru.
2.http://ru.wikipedia.org.
3.http://traditio.ru.