Доклад на тему «Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»


Доклад на тему:
«Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
2016 г.
Социально-педагогическое сопровождение школьников
Традиционно проблема сопровождения учащихся в образовательном процессе рассматривается в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. Причем объектом такого сопровождения, как правило, называется ребенок, уже имеющий те или иные проблемы социального характера обусловленные особенностями психического развития или нарушением физического здоровья.
С социально-педагогической точки зрения проблема сопровождения учащихся может рассматриваться в трех основных направлениях:
1. Социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих различные формы девиантного поведения, где социальный педагог выполняет посредническую функцию, координируя усилия специалистов различного профиля и совместно с ними выстраивая индивидуальный маршрут реабилитации через комплексное разрешение проблем ребенка;
2. Социально-педагогическое сопровождение учащихся, «группы риска», где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции;
3.Социально-педагогическое сопровождение «социально благополучных» учащихся, т. е. не имеющих на данный момент значимых проблем и не относящихся к категории группы риска.
Организация социально-педагогического сопровождения учащихся в русле третьего из названых направлений кажется нам наиболее значимой в современных условиях, так как: во-первых, значительное количество проблем учащихся возникает именно благодаря отсутствию данной формы социально-педагогического сопровождения в большинстве общеобразовательных учреждений; во-вторых, данная тема не получила достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане.Анализируя существующие в этом отношении подходы можно выделить два основных вида социально-педагогической деятельности: как оказание помощи ребенку (подростку), оказавшемуся в кризисной ситуации по разрешению, преодолению его проблем;
организация процесса социального воспитания с целью создания оптимальных условий для позитивной социализации человека.Сопровождение «социально благополучных» учащихся, не имеющих проблем и не относящихся к группе риска, должно осуществляться в рамках специально организованного процесса воспитания; целью сопровождения в данном случае является создание условий, способствующих позитивной социализации учащихся во взаимодействии с другими у частниками процесса воспитания;
сущность сопровождения заключается в предоставлении учащемуся максимальной возможности для реализации себя как субъекта процесса социализации.
Направления социально педагогического сопровождения учащихся, реализуемые на учебных занятиях по обществознанию в 6-11 классах.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и“сейчас” – вот в чём самоценность уроков обществознания. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, делается акцент на результате обучения не как сумме усвоенной информации, а как способности учащегося определённого возрастного периода действовать в различных ситуациях. При использовании метода психологического практикума на уроках обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается личностное противоречие или конфликт социального генеза, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему межличностного взаимодействия. В классе организуется групповая дискуссия, предлагается наметить стратегии решения выделенной проблемы (“мозговая атака”).Принимаются самые разные варианты, так как обеспечивается настрой на коллективное и индивидуальное творчество.
Одним из основных принципов в преподавании обществознания является фасилитаторская позиция педагога, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
Применяются различные приёмы организации познавательной деятельности для стимулирования процесса самопознания и саморегуляции, начиная с пятых классов: выполнение тестовых психодиагностических заданий на выявление собственных характерологических и темпераментных особенностей; использование проективных методик для реализации творческих образных заданий; презентация на уроке психологических этюдов на развитие регулятивных функций; проигрывание ситуаций стрессогенного содержания в контексте психологического тренинга. В старших (9-11) классах основное внимание уделяется обучению приёмам построения личностной траектории саморазвития.
Занятия психологического практикума, которые ведутся интегрировано на уроках отработки умений и навыков, позволяют сопровождать развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации. Здесь происходит овладение регулятивными компетенциями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях, формируется опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; накапливается опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике.
Новизна
1. Приведение в систему и объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно- ориентированного подхода в преподавании обществознания как дисциплины, обеспечивающей формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных школьных возрастов.
2. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся на то,чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с собственным внутренним миром, что является составляющей частью социализации личности.
3. Применение системного анализа содержания учебного предмета , что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для каждого урока практической направленности.
4. Разработка новых технологий развивающего обучения через внедрение в учебные занятия проективных психодиагностических методик и форм тренинговой групповой работы.
5. Достижение высокого уровня обобщения материала личностно- ориентированного содержания путём его ситуативной вариативности.
6. Модернизация урока-практикума. Предпочтение отдаётся его нетрадиционным формам (групповая дискуссия, психологические этюды, вербализация процесса самопознания).
7. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности учителя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.
8. Комплексное применение коллективной,групповой и индивидуальной работы класса в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.
Технология
1. В отборе содержания обществоведческих курсов с 6-го по 11-й класс приоритетна идея об обществе как целостной, динамичной, развивающейся системы. Изучая личность, учитывается, что она многогранна и сложна, что её социализация происходит через собственное внутреннее сопротивление.
2. Выбор оптимальных приёмов и методов также определяется основной педагогической идеей.Большое внимание здесь уделяется дифференцированному подходу в обучении;сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; постоянной активизации познавательной деятельности учащихся; формированию их творческих способностей..Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа;групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок экспресс-диагностики; урок проективных заданий; урок-игра (ролевая,дидактическая); лабораторная работа по текстам социолого-психологического содержания; урок в форме “круглого стола” по определённой проблеме самопознания; семинар по предварительно заданным ситуативным материалам;урок на основе элементов социально-психологического тренинга. В качестве форм внеклассной работы используются индивидуальные и групповые творческие задания:составление проблемных ситуаций, тестов с психологическим и социологическим подтекстом.Для одарённых учащихся предлагается написание докладов, рефератов (с их защитой),исследовательских работ по проблемам конфликтологии, формам социологического и политологического сознания. Цель – овладение навыками теоретической и практической деятельности.
3. Обществознание в рамках учебного предмета оптимально развивает мышление и рефлексивное сознание при условии, что ученик не только приобретает знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Не воспроизводить готовые интерпретации обществоведческого характера, а создавать “собственную перспективу общественного развития”, “собственную траекторию самопознания и саморазвития”. Особое значение приобретает работа с диагностическими и проективными материалами. Например, в 6-ом классе на уроке-практикуме по теме “Человек” при исследовании самооценки и построении положительной Я – концепции учащиеся используют методы индукции и дедукции, составления словесного портрета на основе эмоционального отношения к репродукциям картин и стихотворным произведениям. Это позволяет вести групповую дискуссию, а также представлять индивидуальные проекты.
4. В организации психологического практикума значительное место отводится проблемно-поисковому методу и такой форме проведения уроков как эвристическая беседа с элементами социально-психологического тренинга. Здесь разбирается психологическая природа агрессии, механизмы психологической защиты, девиации, аддикции и их профилактика (7 класс);выявляется психологическое содержание самореализации и самоактуализации (8 класс);устанавливаются психологические механизмы правовой социализации (9 класс).
5. Большое значение для накопления социально-культурного и психологического опыта обучающихся имеет деятельностный подход в обучении. Например, в 10 классе при изучении психологических механизмов рационального и нерационального потребительского поведения применяется дидактический приём усложнения ситуативных заданий. В старших классах способные учащиеся привлекаются к проведению занятий:разыгрывается форма активно-ролевого урока.Учащиеся при этом делятся на группы. Сюжетные вопросы заранее известны. Но каждая группа предлагает различные вариации ситуативных изменений. Эффективность такой работы очевидна:обучающиеся включены в познавательную деятельность, в общение, в построение личностной траектории развития.
6. Особенное внимание уделяется формированию творческих способностей учащихся. Продумана система творческих заданий для обучающихся 6-11классов по обществознанию, которые стимулируют развитие коммуникативной и регулятивной сферы. Успешное выполнение учащимися различных категорий этих заданий доказывает, что любые дети и подростки склонны к творчеству, а также раскрывает способности нестереотипного мышления, самими учениками в себе не замечаемые.
7. Для развития аналитических способностей учащихся практикуются такие задания как,например, написание эссе по социально-психологической или политологической тематике; письменный и графический анализ структуры собственной личности, коммуникативной сферы и регулятивных компетенций.
9. На уроках психологического практикума и во внеурочной деятельности по предмету осуществляется нравственно-этическое воспитание школьников. Соответствующий подбор материала формирует нравственные ценности,которые могут быть усвоены в определённом возрастном периоде. Например, анализируя поведение исторических личностей и выдающихся деятелей культуры в различных жизненных ситуациях, учащиеся каждого класса на своём компетентостном уровне дают нравственные оценки мотивов и результатов поведения. Тем самым они побуждаются совершить свой собственный моральный выбор, а это в значительной мере способствуют формированию их самосознания и активной гражданской позиции.
Результативность
Критерием оценки результативности представляемого педагогического опыта может служить уровень овладения компетентностями. Данные педагогического и административно-методического мониторинга констатируют эффективность образовательного и воспитательно-развивающего воздействия уроков психологического практикума, интегрированных в рассмотрение тем по обществознанию на обучающихся различных возрастов по следующим показателям:
Класс Исследуемая компетенция Психолого-педагогическое описание личностных новообразований
6 Личностная центрацияУчащиеся дают собственный словесный портрет с точки зрения положительных и отрицательных качеств. Растёт количество и качественное описание положительных черт при возрастании и личностной критичности.
7 Коммуникативная Учащиеся начинают понимать причины агрессивности и межличностных конфликтов, могут представить различные варианты выхода из “коммуникативных кризисов”.
8 Социокультурная Учащиеся устанавливают взаимосвязи между традиционными культурными феноменами (вежливость, пунктуальность, аккуратность…) и реалиями собственного благополучия и общественного сосуществования.
9 Операционная (профессиональное ориентирование) Учащиеся начинают осуществлять перенос метазнаний и сознательно формировать собственную научную картину мира.
10-11 Функциональная (личностное проектирование) Учащиеся сознательно развивают мировоззренческую позицию, делают положительные психоэмоциональные и этические выборы, способны рационально объяснить построение личностной перспективы.
Наблюдаются положительные изменения в гуманитарно-познавательной компетентности учащихся. Происходит развитие творческих способностей учащихся, усиливается мотивация учащихся к освоению опыта общественной жизни и общественных отношений, повышается интерес к изучению собственного внутреннего мира.
Литература
1. Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса//Классный руководитель.-2004.-№2.-С.107-115.
2.Ванина Э. В. Методическая диагностика при изучении курса истории в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 24 с.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом Университет, 2000. 336 с.
4. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр//Хрестоматия попедагогической психологии.-М.:Междунар.пед.академия.-1995.-С.332-342.
5. Обухова О.Е. Психологическое сопровождение профильной смены «Одаренные дети»//Одаренный ребенок.-2003.-№6.-С.34-35.