Тема статьи : «Развитие исследовательской компетентности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по биологии».

Н. Е. Уварова
Хоботовский филиал МБОУ Новоникольской СОШ
Тема статьи : «Развитие исследовательской компетентности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по биологии».

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования одним из приоритетных направлений учебного процесса становится развитие у школьников умений осуществлять исследовательскую деятельность. Актуальность исследовательской деятельности связана с социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в обществе. В обществе усиливается осознание значимости каждой личности. В связи с этим именно обучение призвано удовлетворить познавательные потребности учащихся, раскрыть их способности, способствовать их творческому саморазвитию. [1, с. 17]
А для того, чтобы мотивировать учащихся на познание «нового» и «неизвестного», необходимо создать проблемную ситуацию, так как именно противоречие ставит его в положение исследователя.
Организация исследовательской деятельности в нашей школе проводится не только на уроках, но и во внеклассной работе. Для успешного исследования нужны умения работать с источниками информации и развитие мыслительных процессов (умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, открывать «новое»), и в то же время исследовательская деятельность способствует их формированию.
Роль учителя на всех этапах выполнения исследовательской работы велика, так как для ученика этот процесс достаточно сложен. Для проведения исследования необходима мотивация, нацеленность на получение какого-то конкретного результата.
Итоги исследовательской деятельности мы подводим, выступая на научно-практических конференциях. Именно здесь учащиеся получают первую оценку своей работы, сравнивают свои достижения с наработками других.
Творческая закалка, полученная в процессе исследовательской деятельности, позволяет развивать интеллектуально-творческую инициативу учащихся, формирует характер, настойчивость и ответственность за результат исследования.
На протяжении нескольких лет наши обучающиеся неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами муниципальных, областных, всероссийских конкурсов и конференций по биологии.
В 2015 г. учащаяся школы заняла первое место и получила диплом за лучшую работу на секции «Экология» на XXX Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», за победу в конкурсе получила грант от администрации Тамбовской области. В 2016 г. - за участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева- учащаяся была награждена дипломом призера, серебряной медалью и путевкой в санаторий «Артек»).

Список литературы.
1. Русских Г. А. Технология проектного обучения. Биология в школе.-№3, 2012



15