Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Этика: азбука добра для 1-4 классов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно - нравственное».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
 Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Целью образовательной программы «Этика: азбука добра» является привитие обучающимся элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.
Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач:
Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.
Рассмотреть различные категории этики.
Привить детям умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома.
Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию.
Научить детей уважать себя.
Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно - нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 класса, на  34 часа во 2 - 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения курса «Этика: азбука добра» является формирование следующих умений:
Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- Сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие;
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном;
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;
- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- Вступать в диалог;
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Ожидаемые предметные результаты:
Обогащение личного опыта общения детей.
Ориентация на выполнение нравственных норм – заповедей в процессе общения.
Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться. Ученик должен научиться достойно выходить из трудной ситуации.
Ученик должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Уметь закаливать свой организм.
Ребенок должен научиться применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми; овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми; согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми; овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре; овладеть культурой разговора, искусством спора; использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Школьный этикет (7 часов)
Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.
Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
Правила общения (11 часов)
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
Изучение поступков сказочных героев.
Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
О трудолюбии (6 часов)
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.
Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.
Культура Внешнего вида (4 часа)
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
Внешкольный этикет (5 часов)
Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.
Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.
Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.
Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
Этика общения (8 часов)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Этикет (8 часов)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Этика отношений с окружающими (9 часов)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
класс
Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Разговор по телефону. Афоризмы.
Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Акция «Спешите делать добро». Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс
Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности на 4 класс
«Этика: азбука добра»
№ Дата проведения Тема Кол-во часов Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Примечания
план факт Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Раздел 1. Культура общения (9ч)
1 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 Иметь представление о семье, как частице рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа; Осознание необходимости учения. Формирование познавательных мотивов. Добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке; развитие способностей к творческому мышлению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем;
способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Презентация к уроку
2 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Культура общения в  современной семье. 1 Характеристика современной семьи, семейных ценностей; формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Ориентация на партнера по общению. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Интерактивные задания
3 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Культура общения в современной семье. 1 Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия; уметь различать родственные взаимосвязи. Развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовности к дружбе. Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Презентация к уроку
4-5 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» О терпимости к ближним. 2 Познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерантность; научиться различать значения терминов; уметь использовать в устной речи при выполнении задания. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Ориентироваться в учебнике, словарях; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить анализ учебного материала. Слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Прогнозирование – предвосхищение результата. Презентация к уроку
6 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Культура спора. 1 Дать возможность учащимся посмотреть на себя со стороны; научить быть корректными в споре. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Анализ объектов с целью выделения признаков. Знаково-символическое моделирование. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Интерактивные задания
7 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Этикетные ситуации. 1 Характеристика основных формул этикета; научиться соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Волевая саморегуляция. Презентация к уроку
8-9 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» В мире мудрых мыслей. 2 Показать значение притчи в жизни; познакомить учащихся с притчами о выборе жизненного пути. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Презентация к уроку
Раздел 2. Самовоспитание (7ч)
10 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Познай самого себя». 1 Иметь представление о приемах самопознания личности ребенка; учиться общаться друг с другом и оценивать поведение окружающих и собственные поступки. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Синтез – составление целого из частей. Построение логической цепи рассуждения Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Интерактивные задания
11 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Самовоспитание. 1 Дать знания учащимся о составляющих внутреннего мира человека; о понятии "Самовоспитание" и способах формирования положительных личностных качеств. Закрепление знаний о понятиях: трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность. Формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; эмоционально-положительное восприятие учения;
объективная оценка результатов деятельности;
рефлексия. Синтез – составление целого из частей. Построение логической цепи рассуждения. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Коррекция – внесение необходимых дополнений в способы действия. Презентация к уроку
12-13 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 2 Иметь представление о цели самовоспитания; научиться составлять план самовоспитания. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Постановка и формулирование проблемы. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Интерактивные задания
14 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Как я работаю над собой. 1 Познакомить с приемами саморазвития; научиться пользоваться ими. Формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; эмоционально-положительное восприятие учения;
объективная оценка результатов деятельности;
рефлексия. Постановка и формулирование проблемы. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Презентация к уроку
15 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» О терпении. 1 Помочь учащимся выявить многогранность понятия «терпение», причины причисления понятия «терпение» к высшему подвигу. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Презентация к уроку
16 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 Помочь обучающимся вести отчет о том, как прошел день, на что следует обратить внимание. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Синтез – составление целого из частей. Построение логической цепи рассуждения. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Интерактивные задания
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
17 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Об источниках наших нравственных знаний. 1 Иметь представление об основных источниках нравственности. Добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний. Высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе. Ориентация на партнера по общению. Прогнозирование – предвосхищение результата. Презентация к уроку
18 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Совесть – основа нравственности. 1 Дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии. Развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками. Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания). Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Волевая саморегуляция. Презентация к уроку
19 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 Дать обучающимся понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека. Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Прогнозирование – предвосхищение результата. Презентация к уроку
20 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 Дать обучающимся понятие о «чести и достоинстве человека». Развитие честности, открытости людей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Видеофрагмент
21 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Заветы предков. 1 Познакомить обучающихся с заветами предков. Развитие внутреннего, духовного мира нравственных качеств; воспитание уважительного отношения к родителям и старшему поколению. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Презентация к уроку
22 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Россияне о любви к Родине. 1 Иметь представление об образе родной страны, края, как Родины; о понятиях «символ», « герб», «флаг», «гимн». Ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам; учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция. Презентация к уроку
23 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Твоя малая Родина. 1 Иметь представление о своей малой Родине, ее прошлом и истории. Способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае. Умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях. Контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию. Умение определять и формулировать цель занятия. Презентация к уроку
24 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 Иметь представление о понятиях «друг», «дружба».
Формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.) Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Видеофрагмент
25 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе. 1 Понимать основные афоризмы о совести, Родине и дружбе. Соблюдать правила бережного отношения к продуктам труда, уважать труд взрослых; проявлять готовность и способность к саморазвитию. Синтез – составление целого из частей. Построение логической цепи рассуждения Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Преобразовывать практическую задачу в познавательную; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; вносить необходимые коррективы в действие с учетом сделанных ошибок. Презентация к уроку
26 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
1 Формировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими, раскрыть значения вежливых слов. Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям. Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Интерактивные задания
Раздел 4. Искусство и нравственность (8ч.)
27 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Нравственное содержание  древних мифов. 1 Способствовать формированию представления о мифах Древней Греции. Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках. Умение работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах. Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Видеофрагменты
28 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 Дать обучающимся понятие «герой былины» через анализ текста; называть основных героев русских былин; Проявление интереса к содержанию и форме художественных произведений.
Умение строить логическую цепь рассуждений. Стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
умение организовывать общение учащихся друг с другом;
формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
культура поведения в учебном диалоге. Сохранять заданную цель;
контролировать свою деятельность по результату;
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Презентация к уроку
29 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Положительные герои в былинах и сказках. 1 Умение давать характеристику героям были и сказок; выявлять среди них положительных героев. Развитие внутреннего, духовного мира нравственных качеств. Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Волевая саморегуляция. Интерактивные задания
30 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 Умение давать характеристику героям литературных произведений; выявлять среди них отрицательных героев. Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Анализ объектов с целью выделения признаков;
постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Умение определять и формулировать цель занятия. Презентация к уроку
31 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 Дать понять обучающимся, что зло тоже имеет своих героев. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Умение работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах. Сохранять заданную цель;
контролировать свою деятельность по результату;
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Презентация к уроку
32 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Искусство и нравственность. 1 Дать понятие обучающимся, что искусство – часть духовной культуры. Понимать нравственное содержание поступков окружающих людей. Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение. Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Презентация к уроку
33 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 Научиться давать характеристику человеку с точки зрения этики. Развитие внутреннего, духовного мира нравственных качеств Постановка и формулирование проблемы. Структурирование знаний. Ориентация на партнера по общению. Прогнозирование – предвосхищение результата. Презентация к уроку
34 4 «А»
4 «Б»
4 «В»
4 «Г»
4 «Д» Обзор курса этикета. 1 Научиться применять все полученные знания и умения в жизни. Интерес к способу решения и общему способу действия. Структурирование знаний. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Умение определять и формулировать цель занятия. Интерактивные задания
ИТОГО: 34 ЧАСА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белопольская Н.А. и другие. «Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра».
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей». М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
«Сказка как источник творчества детей». Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.