Рабочая программа+КТП для 1-3 классов по внеурочной деятельности: Этика-азбука добра.


Пояснительная записка
Этика есть философия доброй воли,
а не только доброго действия.
Кант И.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основной целью курса является формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе,
- способствовать воспитанию чувства коллективизма,
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит педагогу использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.


Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны с взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Данная программа позволяет учащимся 1-2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
праздники.

Место проведения занятий:
Школа















Планируемые результаты освоения воспитанниками
программы внеурочной деятельности.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение детьми опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Программа адресована учащимся 1- 2 классов .
Рассчитана на 33 часа в 1-2 классах
Периодичность занятий – 1 час в неделю.

















Содержание программы
«Этика: азбука добра» 1 класс.

Раздел 1. Этика общения (7 часов).
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (8 часов).
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов).
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (9часов).
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 31-32. Доброта что солнце.
33.Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.







Тематическое планирование
«Этика: азбука добра» 1 класс А 33 часа


Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата
По плану
Дата
По факту

Этика общения. 7ч.

1
Доброе слово что ясный день
1
Познавательная беседа. Игра



2
Если вы вежливы
1
Познавательная беседа. Игра



3
Да здравствует мыло душистое
1
Игра. Конкурс. Рисунки



4
Когда идёшь по улице
1
Познавательная беседа.
Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.



5
Узнай себя
1
Путешествие в сказку. Конкурсы.



6
Нам счастья не сулит обида чья-то
1
Рассказ. Беседа. Игра



7
Подарок коллективу
1
Урок-сюрприз. Игры



Этикет. 8ч.

8
Простые правила этикета
1
Беседа. Решение задач



9
Повседневный этикет
1
Ответы на вопросы. Игра



10
Весёлые правила хорошего тона
1
Работа с картинками. Сценки-миниатюры



11
Сказка об этикете
1
Познавательная беседа. Игра



12
Продолжение сказки об этикете
1
Познавательная беседа. Игра



13
Путешествие в страну этикета
1
Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.



14
Просим к столу
1
Познавательная беседа.
Ролевые игры.



15
Практическое занятие в столовой сервировка стола
1
Практическое занятие в столовой




Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.



16
Путешествие в волшебную сказку
1
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



17
Я могу быть волшебником
1
Познавательная беседа. Игра



18
Маленькое дело лучше большого безделья
1
Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.



19
Любимый уголок родной Отчизны
1
Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.



20
У каждого героя свои герои
1
Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.



21
Мы соберём большой хоровод
1
Познавательная беседа. Игра



22
Я люблю маму милую мою
1
Познавательная беседа. Игра.



23
Поздравляем наших мам
1
Праздник.



24
Люби всё живое
1
Беседа.



Этика отношений в коллективе. 9ч.



25
Если радость на всех одна
1
Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.



26
Мой класс – мои друзья
1
Познавательная беседа. Игра.



27
Самолюб никому не люб
1
Познавательная беседа. Игра.



28
Путешествие по станциям этикета.





29
Поиграем и подумаем
1
Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.



30
О дружбе мальчиков и девочек
1
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



31
Путешествие в мир добрых мыслей
1
Познавательная беседа. Игра.



32
Просмотр мультфильма.
1
Просмотр мультфильма.



33
Доброта что солнце
1
Праздник.



Тематическое планирование
«Этика: азбука добра» 1 класс Б 33 часа


Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата
По плану
Дата
По факту


Этика общения. 7ч.



1
Доброе слово что ясный день
1
Познавательная беседа. Игра



2
Если вы вежливы
1
Познавательная беседа. Игра



3
Да здравствует мыло душистое
1
Игра. Конкурс. Рисунки



4
Когда идёшь по улице
1
Познавательная беседа.
Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.



5
Узнай себя
1
Путешествие в сказку. Конкурсы.



6
Нам счастья не сулит обида чья-то
1
Рассказ. Беседа. Игра



7
Подарок коллективу
1
Урок-сюрприз. Игры




Этикет. 8ч.



8
Простые правила этикета
1
Беседа. Решение задач



9
Повседневный этикет
1
Ответы на вопросы. Игра



10
Весёлые правила хорошего тона
1
Работа с картинками. Сценки-миниатюры



11
Сказка об этикете
1
Познавательная беседа. Игра



12
Продолжение сказки об этикете
1
Познавательная беседа. Игра



13
Путешествие в страну этикета
1
Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.



14
Просим к столу
1
Познавательная беседа.
Ролевые игры.



15
Практическое занятие в столовой сервировка стола
1
Практическое занятие в столовой




Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.



16
Путешествие в волшебную сказку
1
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



17
Я могу быть волшебником
1
Познавательная беседа. Игра



18
Маленькое дело лучше большого безделья
1
Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.



19
Любимый уголок родной Отчизны
1
Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города.



20
У каждого героя свои герои
1
Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.



21
Мы соберём большой хоровод
1
Познавательная беседа. Игра



22
Я люблю маму милую мою
1
Познавательная беседа. Игра.



23
Поздравляем наших мам
1
Праздник.



24
Люби всё живое
1
Посещение выставочного зала. Беседа.




Этика отношений в коллективе. 9ч.



25
Если радость на всех одна
1
Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.



26
Мой класс – мои друзья
1
Познавательная беседа. Игра.



27
Самолюб никому не люб
1
Познавательная беседа. Игра.



28
Путешествие по станциям этикета.





29
Поиграем и подумаем
1
Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.



30
О дружбе мальчиков и девочек
1
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.



31
Путешествие в мир добрых мыслей
1
Познавательная беседа. Игра.



32
Просмотр мультфильма.
1
Просмотр мультфильма.



33
Доброта что солнце
1
Праздник.



















Содержание программы
«Этика: азбука добра» 2 класс, 33 часа

Раздел 1. Этика общения (14 часов).
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (16 часов).
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. В гостях у Вежи.
Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (18 часов).
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (16 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 32. Доброта что солнце.
33.Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.


























Тематическое планирование
«Этика: азбука добра»2 класс А 33 часа


Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата по плану
Дата по факту

Этика общения. 14 ч.



1
Если песни петь, с ними веселей
2
Познавательная беседа. Игра.



2
Добрым жить на белом свете радостно
2
Путешествие в сказку. Конкурс рисунков



3
Добро творить – себя веселить
2
Посещение выставочного зала. Рисунки.



4
Подумай о других
2
Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.



5
Подарок коллективу
2
Урок-сюрприз. Игры



6
Делу – время, потехе - час
2
Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.



7
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
2
Познавательная беседа. Игра.



Этикет. 16 ч.



8
По правилам этикета
2
Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.



9
Приглашение к столу.
2
Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.



10
Вот школа, дом, где мы живем
2
Сценки-миниатюры



11
Вот магазин, куда идем
2
Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.



12
Дороги, транспорт, пеший путь
2
Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.



13
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть
2
Путешествие на лесную полянку.



14
В гостях у Вежи
2
Праздник.



Этические нормы отношений с окружающими. 18 ч.



15-16
Подари другому радость
2
Познавательная беседа. Игра



17
От чего зависит настроение
2
Познавательная беседа. Игра



18
Не стесняйтесь доброты своей
2
Познавательная беседа. Игра



19
Мой дом – моя семья
2
Дискуссия



20
В труде человек хорошеет
2
Познавательная беседа. Практическое занятие.



21
Все на белом свете солнышкины дети
2
Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.



22
Поздравляем наших мам
2
Праздник. Рисунки.



23
Со взрослыми и сверстниками
2
Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.



24
Цени доверие других
2
Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.



Этика отношений в коллективе. 18 ч.



25
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
2
Познавательная беседа. Игра



26
Советуем друг другу
2
Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.



27
Общее и особенное для мальчиков и девочек
2
Познавательная беседа. Игра



28
Поговорил бы кто со мной
2
Путешествие в весенний парк. Практическая работа.



29
Путешествие по весеннему лесу
2
Экскурсия.



30
Подарок коллективу
2
Урок – сюрприз.



31-32
Делаем газету
2
Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии.



33
Доброта что солнце
2
Праздник.



















Тематическое планирование
«Этика: азбука добра»2 класс Б 33 часа


Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата по плану
Дата по факту

Этика общения. 14 ч.



1
Если песни петь, с ними веселей
2
Познавательная беседа. Игра.



2
Добрым жить на белом свете радостно
2
Путешествие в сказку. Конкурс рисунков



3
Добро творить – себя веселить
2
Посещение выставочного зала. Рисунки.



4
Подумай о других
2
Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.



5
Подарок коллективу
2
Урок-сюрприз. Игры



6
Делу – время, потехе - час
2
Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.



7
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
2
Познавательная беседа. Игра.



Этикет. 16 ч.



8
По правилам этикета
2
Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.



9
Приглашение к столу.
2
Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.



10
Вот школа, дом, где мы живем
2
Сценки-миниатюры



11
Вот магазин, куда идем
2
Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.



12
Дороги, транспорт, пеший путь
2
Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.



13
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть
2
Путешествие на лесную полянку.



14
В гостях у Вежи
2
Праздник.



Этические нормы отношений с окружающими. 18 ч.



15-16
Подари другому радость
2
Познавательная беседа. Игра



17
От чего зависит настроение
2
Познавательная беседа. Игра



18
Не стесняйтесь доброты своей
2
Познавательная беседа. Игра



19
Мой дом – моя семья
2
Дискуссия



20
В труде человек хорошеет
2
Познавательная беседа. Практическое занятие.



21
Все на белом свете солнышкины дети
2
Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.



22
Поздравляем наших мам
2
Праздник. Рисунки.



23
Со взрослыми и сверстниками
2
Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.



24
Цени доверие других
2
Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.



Этика отношений в коллективе. 18 ч.



25
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
2
Познавательная беседа. Игра



26
Советуем друг другу
2
Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.



27
Общее и особенное для мальчиков и девочек
2
Познавательная беседа. Игра



28
Поговорил бы кто со мной
2
Путешествие в весенний парк. Практическая работа.



29
Путешествие по весеннему лесу
2
Экскурсия.



30
Подарок коллективу
2
Урок – сюрприз.



31-32
Делаем газету
2
Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии.



33
Доброта что солнце
2
Праздник.


















Содержание программы
«Этика: азбука добра» 3 класс
Раздел 1. Этика общения (16 часов).
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ

Раздел 2. Этикет (14 часов).
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (20часов).
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда », «Я смеюсь, когда », «Я радуюсь, когда »
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Этика отношений в коллективе (16 часов).
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32-33. Школе посвящается.
34.Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.









Тематическое планирование
«Этика: азбука добра» 3 класс А 34 часа

Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата по плану
Дата по факту

Этика общения. 16ч.



1
Здравствуйте все!
2
Познавательная беседа. Игра



2
Будем беречь друг друга.
2
Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач.



3
Дружим с добрыми словами.
2
Игра. Познавательная беседа.



4
Любим добрые поступки
2
Познавательная беседа.
Разучивание песни.



5
Подари дело и слово доброе
2
Путешествие в сказку



6
Умеем общаться
2
Рассказ. Беседа. Игра



7
Каждый интересен
2
Познавательная беседа. Игра.



8
Подарок коллективу
2
Урок-сюрприз. Игры



Этикет. 14 ч.



9
Премудрости дедушки Этикета
2
Беседа. Решение задач



10
За столом с дедушкой Этикетом
2
Познавательная беседа. Игра



11
Школьные правила этикета
2
Работа с картинками. Сценки-миниатюры



12
Когда рядом много друзей
2
Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.



13
Как решать семейные проблемы
2
Познавательная беседа. Игра



14
Чистый ручеек вашей речи
2
Познавательная беседа. Игра



15
Встречаем Новый год
2
Классный «Огонек»



Этические нормы отношений с окружающими. 20 ч.



16
Душа – это наше творение
2
Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.



17
Отворите волшебные двери добра и доверия
2
Познавательная беседа. Игра



18
Хорошие песни к добру ведут
2
Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр.



19
Вглядись в себя, сравни с другими
2
Познавательная беседа. Игра



20
Помоги понять себя
2
Познавательная беседа. Игра



21
О настоящем и поддельном
2
Познавательная беседа. Игра



22
Тепло родного дома
2
Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»



23
Поздравляем наших мам
2
Праздник.



24
Цветы, цветы – в них Родины душа
2
Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе.



25
Когда солнце тебе улыбается
2
Праздник. Игры. Песни.



Этика отношений в коллективе. 18 ч.



26
Чтобы быть коллективом
2
Познавательная беседа. Игра



27
Коллектив начинается с меня
2
Познавательная беседа. Игра



28
Подарок коллективу
2
Урок - сюрприз. Игра



29
Секретные советы девочкам и мальчикам
2
Познавательная беседа. Игра



30
Скажи себе сам
2
Сочинение «Скажи сам себе»



31
Вот и стали добрей и умней
2
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра



32-34
Школе посвящается
2
Подготовка к празднику. Праздник.





Тематическое планирование
«Этика: азбука добра» 3 класс Б 34 часа

Название темы
Кол-во часов
Форма деятельности
Дата по плану
Дата по факту

Этика общения. 16ч.



1
Здравствуйте все!
2
Познавательная беседа. Игра



2
Будем беречь друг друга.
2
Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач.



3
Дружим с добрыми словами.
2
Игра. Познавательная беседа.



4
Любим добрые поступки
2
Познавательная беседа.
Разучивание песни.



5
Подари дело и слово доброе
2
Путешествие в сказку



6
Умеем общаться
2
Рассказ. Беседа. Игра



7
Каждый интересен
2
Познавательная беседа. Игра.



8
Подарок коллективу
2
Урок-сюрприз. Игры



Этикет. 14 ч.



9
Премудрости дедушки Этикета
2
Беседа. Решение задач



10
За столом с дедушкой Этикетом
2
Познавательная беседа. Игра



11
Школьные правила этикета
2
Работа с картинками. Сценки-миниатюры



12
Когда рядом много друзей
2
Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.



13
Как решать семейные проблемы
2
Познавательная беседа. Игра



14
Чистый ручеек вашей речи
2
Познавательная беседа. Игра



15
Встречаем Новый год
2
Классный «Огонек»



Этические нормы отношений с окружающими. 20 ч.



16
Душа – это наше творение
2
Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.



17
Отворите волшебные двери добра и доверия
2
Познавательная беседа. Игра



18
Хорошие песни к добру ведут
2
Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр.



19
Вглядись в себя, сравни с другими
2
Познавательная беседа. Игра



20
Помоги понять себя
2
Познавательная беседа. Игра



21
О настоящем и поддельном
2
Познавательная беседа. Игра



22
Тепло родного дома
2
Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»



23
Поздравляем наших мам
2
Праздник.



24
Цветы, цветы – в них Родины душа
2
Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе.



25
Когда солнце тебе улыбается
2
Праздник. Игры. Песни.



Этика отношений в коллективе. 18 ч.



26
Чтобы быть коллективом
2
Познавательная беседа. Игра



27
Коллектив начинается с меня
2
Познавательная беседа. Игра



28
Подарок коллективу
2
Урок - сюрприз. Игра



29
Секретные советы девочкам и мальчикам
2
Познавательная беседа. Игра



30
Скажи себе сам
2
Сочинение «Скажи сам себе»



31
Вот и стали добрей и умней
2
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра



32-34
Школе посвящается
2
Подготовка к празднику. Праздник.




Список литературы

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415




15