Урок русского языка в 8 классе Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В жизни всегда есть место подвигу»



Урок русского языка в 8 классе
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В жизни всегда есть место подвигу»
Урок – творческая мастерская
Эпиграфы к уроку: Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.Юлиус Фучик
Подвиг — это все, что будет сделано тобой для блага человека: взрастил ли ты нежный стебелек пшеницы или выковал плуг, — все, что ты сделал с любовью для Родины, для ее людей.
Василий Чуйко
Цели:
Образовательные:
продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
продолжить формирование умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме.
Развивающие:
обучать основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство);
развивать познавательный интерес школьников к учению, творческую активность.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувство долга и ответственности за совершенствование себя и окружающего мира;
формировать личность и гражданскую позицию ученика.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: подвиг, самопожертвование
Ход урока:
Подготовка к восприятию. Вызов.
1.Работа с домашним упражнением.
- У кого из вас хорошая память? Вспомните, текст домашнего упражнения. (Возможно, понадобится прочтение текста. Упр.) Определите стиль и тип речи. В чем заключается основная мысль текста? (Подвиги миллионов солдат помогли завоевать победу в Великой Отечественной войне)
Назовите ключевое слово этой фразы (подвиг)
Как вы понимаете смысл этого слова? (Подвиг – героический поступок)
2. Работа над кластером.
Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Давайте составим кластер. В центре доски слово подвиг. Ребята, ваша задача написать вокруг этого слова слова-ассоциации.
Я не зря начала урок со слова память. Как взаимосвязаны эти понятия: подвиг и память? (Ответы учащихся)
Сообщение темы и целей урока.
Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
Работа с алгоритмом сочинения-рассуждения.
Вспомните, по какой схеме пишется сочинение-рассуждение. Записывают план в тетради самостоятельно, сверяются с образцом, ставят в оценочном листе баллы.
Тезис (Моя позиция)
Аргументы в пользу своей позиции
Заключение –вывод.
Работа с текстом.
Толик посмотрел на небо. Низко над городом плавали черные тучи. Толик вгляделся получше. Это был дым, который поднимался все выше и выше.
- Что это? – спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
- Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своем.
- Что горит?
- Как будто выселенная деревня за городом.
- Что? – вскрикнул Толик. – Тёмка! Там Тёмка!
Толик ринулся вперед, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, не думая ни о чем, кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперед. Он узнал отца.
Горело с той стороны, где еще утром были дома. Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с черной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. Пламя стремилось ввысь и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
- Там мальчик! – кричал отец. – Там мальчик!
Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала еще одна машина. Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжелый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
Рядом с Темкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. Сгоревшие ветки, красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновение.
- Назад! – крикнул отец. – Немедленно назад!
Но Толик мотнул головой. Собрав силы, он кинулся вперед и, обогнав отца, вскочил в дом. Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. Темки не было.
Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Темку.
Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху: он ловил цыплят, спасая их от огня.
В это время на нем вспыхнула куртка. Темка сбросил ее, но тут же красный уголек – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
Отец стремительно бросился на Темку и придавил его к земле, потом отец поднялся, схватил Темку на руки и побежал к машине скорой помощи.
Толику стало страшно. Он увидел машину с красным крестом, согнутую мокрую спину отца и носилки. На носилках лежал Темка. Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
- Ложись! Ложись! – говорил ему отец, но Темка непослушно тряс головой, и Толик понял его. Он подбежал к Темке и стал вытаскивать у него из-за пазухи желтых перепуганных цыплят. Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Темкиной спине, и плача ругался:
- Что же ты наделал, юный натуралист!
Толик вглядывался в Темкино осунувшееся лицо и все думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
(по А.Лиханову)
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
- Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1)о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Дым поднимался все выше и выше»)
2 абзац – «горит деревня за городом»
3 абзац - «Толик мчался как бешеный, не думая ни о чем, кроме Тёмки»»
4 абзац – «Деревянные домишки вспыхивали один за другим»
5 абзац – «Вода испарялась, не долетая до крыш»
6-7 абзац – крыша Тёмкиного дома вспыхнула
8 абзац - «Толик кинулся вперед и вскочил в дом»
9 азац – «Темка ловил цыплят, спасая их от огня»
10 абзац – на Темке вспыхнула куртка
11 абзац - «Толику стало страшно»
12 абзац – «Что же ты наделал, юный натуралист!»
13 абзац – Толик завидовал Теме
- О чём этот текст?
Думали ли мальчики о себе, рискуя жизнью?
Почему Толик завидовал Теме?
2.Формулировка проблемы
- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную. - Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: А.Лиханов заставляет нас задуматься о том, всякий ли смелый поступок можно считать геройским.
2 способ: Что такое подвиг? Каждый ли человек способен на это? Именно эти вопросы волнуют А.Лиханова.)- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3. Комментарий проблемы. Прокомментируйте проблему. Определите авторскую позицию. Автор считает, что подвиг – это не столько смелый поступок, сколько поступок, совершаемый во чье-либо благо.
4. Аргументация собственного мнения
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
- Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

IV. Творческая работа в парах.
Минисочинение.
Написать по одному аргументу на основании прочитанных произведений о войне, на основании прочитанных произведений не на военную тематику, на жизненном опыте.
Отчет о проделанной работе.
V.Итоговая рефлексия.- Что нового вы сегодня узнали?- Какие этапы урока вам были особенно интересны?- С какими трудностями столкнулись?
- Какие книги вам захотелось прочитать?- В чём заключается подвиг человека?
VI.Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему: « В жизни всегда есть место подвигу»