Программа экологического кружка Живи, Земля


Программа кружка «Живи, Земля!»
Пояснительная записка
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания школьников в рамках кружка «Живи, Земля!».
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
познавательном;
познавательно-развлекательном;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка.
Программа составлена из расчета два занятия в неделю.

Тематический план работы кружка
«Юный эколог»
Время Познавательные мероприятия Познавательно -развлекательные мероприятия Практические мероприятия Исследовательские мероприятия
1 2 3 4 5
Сентябрь Утренник «Мир вокруг нас» Театрализованное представление на экологическую те-му: «Новые при-ключения Маши и Вити». Работа над про-ектом «Мое дере-во».
Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохра-ним планету». Путешествие по экологической тропинке (I часть).
Октябрь Беседа «Перелетные пти-цы. Их охрана». Праздник «Золо-тая волшебница осень».
Конкурс на луч-ший осенний бу-кет. Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). Экскурсия «Удиви-тельное рядом».
Фенологические на-блюдения «Осенние явления».
Ноябрь Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Утренник «В гос-тях у жителей под-водного царства». Операция «Малые реки» (рейд в пой-му реки Малка). Опыт «Волшебница вода».
Декабрь Спектакль «Зачем зимой снег». Утренник «Здравствуй, гостья зима». Подготовка мате-риалов для эко-логической тро-пинки. Конкурс рисунков «Снеж-ные узоры». Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»
Январь Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». Путешествие на родину комнат-ных растений. Уход за комнат-ными растениями. Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на расте-ния зимой).
Февраль Беседа «Охраняемые жи-вотные КБР». Устный журнал «Зимующие пти-цы. Кто как прово-дит зиму». Операция «Синица» изго-товление и разве-шивание корму-шек, подкормка птиц. Экскурсия «Следы. Феноло-гические наблю-дения.»

1 2 3 4 5
Март
Дидактическая игра «Первоцве-ты. Узнай расте-ние по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». Очистка аллеи от сушняка. Опера-ция «Скворец» изготовление пти-чьих гнездовий Опыт со сре-занными ветками.
Апрель Беседа «Что мы знаем о насеко-мых и их охране.» Чтение и обсуж-дение книг и ста-тей в журналах о природе и ее ох-ране. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». Операция «Муравей». Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.
Май Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР». Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам». Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.