Самые важные слова для самых дорогих людей….

Самые важные слова для самых дорогих людей.
Психолог школы-гимназии №31г. Астсны
Астрелина И.В.
Ко мне пришла молодая пара, родители ребёнка, ученика начальной школы. Долго рассказывали, какой у них замечательный ребёнок (но ко мне с замечательными детьми не ходят), и по какой замечательной системе они его воспитывают, и наконец, мама неуверенно, стесняясь, стала рассказывать о том, что же на самом деле их привело ко мне. Я попросила их рассказать про систему воспитания, которой они пользуются. Мама с радостью стала мне объяснять, что это японская система воспитания. Я спросила её: «В чём же она заключается?» вот тут всё и стало на свои места. Мама сказала: «Это когда всё можно».
Традиционное воспитание в стране восходящего солнца делит возраст ребёнка на три фазы:
возраст от 0 до 5, в этот  ребёнку ничего не запрещается
возраст от 5 до 15, эти десять лет ребёнок считается «рабом».  С пяти лет ситуация кардинально меняется, и воспитание японских детей
ведётся в строжайшей дисциплине. В этом возрасте жестко регламентировано не только поведение ребёнка, но и его внешний вид. 
и возраст после 15 лет, когда детей называют «равными». В этом возрасте к молодому члену общества уже относятся, как к взрослому, способному нести ответственность за себя, свою семью и государство в целом. 
Следует сразу предупредить, что такая методика воспитания работает идеально только в самой Японии, так как там её принципам следуют во всей стране, от мегаполисов до провинций. 
К сожалению, можно отметить, что с каждым годом растёт количество детей с различными проблемами в развитии. Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что сегодняшним родителям не хватает педагогических знаний. Они очень любят своих детей. И часто, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред. Противоречат своим же воспитательным воздействиям, приводя к существенным нарушениям в развитии детей. Отрицательно сказывается и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые, воспитывают ребенка по новомодным методикам и системам, хватая их вершки, либо так же, как воспитывали их самих. Имеют место и такие отношения ребенка и родителя, которые ярко отражают собственные проблемные зоны родителей. Нередкое явление в нашем обществе, когда школьные результаты ребенка, рассматривают в качестве зеркала собственной успешности.
И наконец, среди причин нужно назвать односторонность взгляда родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда это два разных человечка.
Осознавая, что 70% воспитания складывается в результате общения  в семье, наша служба пытается скоординировать взгляды педагогов и родителей относительно воспитания ребенка. В таком случае и обучение в школе, и «домашние ценности» совпадают и идут в едином направлении, что помогает всем допиться желаемого результата и получить больший эффект от обучения.
Для решения поставленной задачи, в нашей школе уже несколько лет работает «Родительская гостиная». Принцип работы гостиной заключается в том, что мы берём определённую тему, а затем начальная школа отрабатывает её со своими родителями, с учётом своих возрастных особенностей, средняя школа –своих, а старшее звено –на своём уровне. Целью данной работы является повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оптимизация детско-родительских отношений.
Для реализации данного проекта мы определили следующие направления работы с родителями:
согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности необходимо воспитывать при переходе на 12-ти летнее образование;
определение проблемных моментов воспитание и развитие ребёнка (возрастные кризисы);
определение зон ответственности родителей и педагогов.
Эффективность работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый обеспечение эмоциональной безопасности. Взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Второй активное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где каждый участник отрабатывает своё направление.
Интерактивные формы работы позволяют каждую встречу сделать интересной и непохожей на другие.
Ниже представлены примерные темы для обсуждения на встрече с родителями.
Примерные темы для «Родительских гостиных»
Семейные роли
Модели семьи
Детские страхи и фобии
Стили воспитания: гиперопека, гипоопека, безнадзорность, «кумир семьи», «золушка», «ежовые рукавицы», повышенная моральная ответственность, «в культе болезни», «кронпринц», противоречивое воспитание, смена образцов воспитания.
Как помочь ребёнку успешно учиться
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Как помочь ребёнку успешно учиться
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Возрастные кризисы
Семейное взаимодействие
Стратегии поведения в конфликте
Кто влияет на выбор профессии
Мир профессий
.
Кроме этого, мы проводим различные акции. Например, «А знаешь, папа.?», «Самые важные слова для самых дорогих людей», «Я хочу тебе сказать». Проводятся с учащимися всех классов, и заставляют задуматься, а иногда и прослезиться и детей и родителей.
Как выяснилось, чем старше ребёнок, тем меньше он получает словесных подтверждений своей важности и нужности, прикосновений, да и просто ласковых слов.
На встречах, родителям, традиционно, предлагается поднять руку тех, кто сегодня целовал своего ребёнка, кто говорил ласковые слова и тех, кто сказал своему ребёнку, что он самый важный человек в жизни, самый дорогой. Количество рук говорит само за себя. На общих родительских собраниях, из параллели 5 классов – это максимум 10 человек.
Следующий вопрос: «У вас есть кто-то дороже детей?»
Ответ традиционный: нет, конечно.
Если ваши самые дорогие люди на свете недолюблены, недоласканы, тогда для кого вы это всё бережете? В такие моменты происходит переоценка ценностей.
На уроках самопознания такие же вопросы задаются детям в отношении родителей.
Стало уже традицией, что уходя с собрания, родители получают буклеты, где отмечено самое важное из встречи.
Думаю, работа в данном направлении будет продолжена, т.к. она даёт свои результаты.
В заключение хочется вспомнить слова знаменитого мультика: «Ребята, давайте жить дружно!», потому, что вместе с родителями мы сможем сделать больше детей счастливыми.























15