Программа развития воспитательной системы МОУ «СОШ №112» на 2009-2012 г.


Утверждено:
педагогическим советом
«24» марта 2010г.
Протокол № 4
Программа развития воспитательной системы
МОУ «СОШ №112» на 2009-2012 г.
Разработана
заместителем директора
по воспитательной работе
МОУ «СОШ №112»
И.С.Долгих
2010 год
Концепция воспитательной системы школы простроена как открытая система для действующих и потенциально возможных участников реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «Об образовании Пермского края», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.»
Основные принципы воспитания:
- личностная ориентация;
-системность;
-диалогичность и толерантность;
-воспитание на успехе;
- развитие творческих интересов;
Главным условием при создании воспитательной системы необходимо считать то, что все дети от природы разные, наделены различными способностями, имеют подчас совершенно разную среду воспитания, статусы семей. Поэтому данная программа должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставить ребенку различные виды деятельности, среди которых он может найти себе близкий род занятий.
Одной из составляющей генеральной цели становления ВС школы является создание некой системы взаимодействия, в центре которой стоит личность ученика данной школы, окруженная такими условиями, продуктивная деятельность (ученические достижения и результаты учебной и внеучебной деятельности) в которых будет работать на положительный образ школы, повешения престижа данного образовательного учреждения, восстановление и укрепление доброго имени школы №112.
И как следствие мысли необходимо обозначить наиважнейшую подцель – оптимизация условий системы взаимодействия как базовую основу ВС школы.
Создание ВС школы:
Непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Воспитательная работа разработана в соответствии:
- с Законом РФ «Об образовании»
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Законом Пермского края «Об образовании»
-Уставом МОУ «СОШ №112»
- Программой развития МОУ «СОШ №112»
ВС работает по следующим направлениям:
- нравственно-эстетическое
-гражданско-патриотическое
- здоровьесбережение (сохранение здоровья, ЗОЖ, безопасность)
-профилактика правонарушений и ассоциального поведения
Данная программа развития воспитательной системы учреждения рассчитана на 3 года.
Цель создания воспитательной системы (ВС) школы:
-создание единого пространства школы и социума, направленного на развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.
Задачи:
Создание условий для обеспечения единства образования и жизнедеятельности учащихся, включающее их в общественн0-полезную деятельность.
Формирование у учащихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навыки жить в условиях свободной самоуправляемой общины.
Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер.
Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности ( соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.
Компоненты ВС:
Работа школьного методического объединения классных руководителей.
Работа с родителями.
Работа школьной психолого-педагогической службы
Работа актива школы и ученического самоуправления.
Работа с партнерами школы.
За основополагающие направления воспитательной работы с классами взяты разработанные программы:
«Ученик - патриот и гражданин»
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и его интеллектуальные возможности»
«Ученик и его здоровье»
«Общение и досуг ученика»
«Ученик и его семья»
Этапы построения воспитательной системы школы.
1 этап – становление системы 2009-2010 уч. года:
- прогностическая стадия;
- разработка модели ВС;
- формирование коллектива;
- педагогический поиск;
- наработка технологий;
- зарождение традиций;
- установление взаимосвязей с окружающей средой;
- решение проблем материально-технического нормативно-методического обеспечения;
- разработка и приведение к системному регламенту установленных форм документов ведения воспитательной работы в классах, школе;
-разработка системы (программы) мониторинга эффективности воспитательной деятельности (составление базы методик, разработка циклограммы проведения мероприятий по исследованиям воспитательной работы классов, школы)
-разработка программы работы с родителями «Взаимодействие»
2 этап – практический 2010-2011 уч. год:
- развитие школьного коллектива;
- развитие органов самоуправления;
- определение ведущих видов деятельности;
- корректировка и определение приоритетных направлений;
- отработка педагогических технологий;
- качественное закрепление достигнутых результатов;
- повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания;
- оформление воспитательных систем класса.
- утверждение комплекса документов, сопровождающих воспитательный процесс
-создание базы методической помощи классному руководителю «Компьютерный кабинет классного руководителя»
- введение системы дополнительного образования на базе школы в рамках воспитательной работы
-апробирование системы мониторинга эффективности воспитательной деятельности
3 этап – окончательное оформление системы 2011 – 2012 уч.год:
- накапливание традиций и их передача;
- взаимодействие школы и района, города, края;
- обобщение опыта работы участников воспитательной системы;
- в центре внимания индивидуальное развитие личности
-активная позиция школы в участии в различных проектах и мероприятиях на уровне города и края.
- постоянное функционирование на базе школы Центра дополнительного образования
- комплексные мониторинговые обследования учебно-воспитательного процесса;
Система воспитания и развития индивидуального творчества детей формирует воспитательное пространство самовыражения ребенка. При организации любой деятельности необходимо учитывать половозрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.
Используемые формы досуга:
- праздники;
- конкурсные программы;
- интеллектуально-познавательные программы;
- танцевальные программы;
- интеллектуальные марафоны;
- выставки;
- КТД;
- клубы по интересам;
- акции;
- беседы;
- дискотеки;
- конференции;
- ярмарки;
- театральное представление
- спортивно-оздоровительные соревнования;
-выездные мероприятия (экскурсии, встречи с интересными людьми, дни здоровья, дни творчества)
Механизм функционирования воспитательной системы школы.
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействия;
- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического педагогического коллектива;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;- компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:
Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:
- формирование позитивной Я-концепции;
- актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе;
Концепция воспитательной системы учреждения разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и принята для апробирования и реализации на педагогическом совете в 2009 году.
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности каждого ученика школы.
Дополнительное образование- условие для личностного роста. Которое формирует систему знаний, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
На момент начала реализации программы развития ВС школы был сформирован блок дополнительного образования, который включал в себя комплекс кружков дополнительных занятий для начальной школы (занятия развития творческих способностей и познавательных интересов – «Риторика», «Информатика в играх», «Математическое конструирование», «Умники и умницы»), для среднего и старшего звена введены секции и студии основанные на потребностях учащихся и возрастных интересов ( баскетбол, танцевальная студия, клуб диджеинга, психологический клуб общения).Для расширения возможности организации альтернативных вариантов дополнительного образования детей были заключены договора о сотрудничестве с ЦДОД района и города (секции Ушу и каратэ, школа искусств, клуб им.Терешковой, Пермская школа мультипликации)
На втором этапе реализации программы развития ВС разрабатывается проект «Школа +ЦДОД»: открытие на базе школы центра дополнительного образования с предоставлением услуг дополнительного образования для учеников нашей школы, а также района.
Принципы воспитательной системы
Принцип вариативности Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях НОУ.
Принцип сотрудничества Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми
Принцип инновационный Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования
Принцип комфортности Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях
Принцип программностиПраво, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей
Принцип самоуправления Право на самоуправление школой
Принцип заинтересованности Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме
Принцип адекватности Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить
Принцип коммуникативностиПраво расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми
Принцип адаптивности Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества
Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:
- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;
- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
- восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;
- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
- создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.
Система организации программно-методического сопровождения
Система предполагает работу Школьного методического объединения классных руководителей, которое функционирует на основании Положения о ШМО классных руководителей. Это постоянно действующее структурное подразделение внутришкольной системы управления.
Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:
- диагностическая;
- прогностическая;
- адаптационная;
- инновационно-развивающая;
- организационно-педагогическая деятельность;
- информационно-аналитическая.
Принципы работы:
- демократичность;
- научность;
- системность;
- открытость;
- целенаправленность;
- принцип конкретности и интеграции;
- оперативность и гибкость.
Организация (формы организационной работы)
1.Аналитико-диагностическая деятельность
- наблюдение;
- тестирование;
- соцопросы;
- анкетирование;
- проектирование;
- консультирование;
- анализ.
2.Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информативно-педагогическая деятельность
- посещение занятий, праздников;
- конкурсы;
- обучающие семинары;
- тренинги;
- открытые программы;
- конференции;
- обзоры педагогической литературы;
- методическая учеба;
- педагогические советы;
- работа методических объединений;
- работа творческих групп;
- скорая методическая помощь.
Результаты воспитательной системы
Эффективность воспитательной деятельности отслеживается системой мониторинга, который разрабатывается на первом этапе действия программы развития ВС школы.
Функции мониторинга:
1) контрольно-корректировочная – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическая – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающая– оказание учителем воспитательных воздействий на учеников
Мониторинг осуществляется в несколько этапов:
1 этап – подготовительный.
Постановка цели, определение объекта, определение направлений и отбор критериев, выбор инструментария
2 этап – практический. Сбор информации.
3 этап – аналитический. Обработка полученной информации, систематизация информации, анализ данных,3
4 этап – заключительный. Вывод, разработка рекомендаций.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий – конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.
Модель выпускника
Вся воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.
В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.
Модель будущего выпускника школы - здоровая конкурентоспособная. Творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
- умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
- умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
- умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, компетентности);
- умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде проработать перспективы своего культурного роста;
- знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
- умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
Условия успешной реализации воспитательной системы
1.Кадровое обеспечение
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.
2.Программно-методическое обеспечение:
- разработка программ и их апробация;
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;
- разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
3.Материальное обеспечение
В школе работают 27 секции и кружка, имеется помещение для занятий ритмикой и фитнесом, спортивный зал, в котором проходят кроме занятий физической культуры тренировки УШУ, каратэ. Школа тесно сотрудничает с тренажерным залом на территории здания. Для занятий диджеинга оборудована комната с установками видео-аудиоаппаратурой, для занятий мультипликационной студии оборудован кабинет с мультстанком.
Технические средства:
- магнитофон;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- DVD,
-проектор,
Спортивное оборудование:
- настольные игры;
- мяч, обручи;
- шахматы;
- скакалки.
Кроме того, имеется детская литература, методическая выставка, канцелярские принадлежности.
4.Информационное обеспечение
Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. Создана электронная версия «Методической папки классного руководителя», в наличии комплекты дополнительных обучающих компьютерных (и dvd) образовательных программ по литературе, ОБЖ, Гражданской защите, МЧС, ПДД. Для педагогов и детей имеются открытые точки доступа в интернет.
Школа пользуется возможными интернет-ресурсами: сайт школы, электронные дневники, 3 группы «в контакте».
Перспективы развития воспитательной системы школы
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
- совершенствование воспитательной системы школы;
- разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
- совершенствование системы самоуправления в школе;
- расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
- обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;
- апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.
-апробирование и внедрение программы работы с родителями «Взаимодействие»