Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время


Формы, методы и средства организации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеурочное время
И. В. Черкова
Учитель географии
МБОУ СОШ №4 Гиагинского района
Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.
В. Г. Распутин
В статье 58 Конституции Российской Федерации говорится «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». [3]
Задача школьного образования воспитывать экологическую культуру у учащихся, что должно стать одним из критериев цивилизованности общества.
В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.
Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.
Учитывая требования ФГОС важнейшими личностными результатами обучения географии являются:
Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. [5]
Исходя из этого, перед учителем стоит задача грамотно использовать средства и методы в формировании экологической культуры у учащихся.
Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе ценностных ориентаций. Раскрытие их в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности стран, оценка природной и хозяйственной обстановки в своей местности и т. д.).
Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы», «Атмосфера», «Гидросфера и меры борьбы с загрязнением», «Глобальные проблемы человечества» и многие другие.
В курсе географии 5 класса начинается формирование представления об экологии - как науке.
В 6 классе закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой.
В курсе географии материков и океанов учащиеся знакомятся с формами охраны природы материков. В курсе географии России получают свое дальнейшее развитие основные направления экологического образования: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды и т. д.
Система знаний о рентабельности, рациональности, воспроизводстве и т. д. в курсе экономической и социальной географии России занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности.
Одной из главных особенностей экологического воспитания в курсе экономической и социальной географии мира является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов и требующих совместных действий всех государств.
Региональная специфика экологического образования учитывает:
-местные особенности среды жизни;
- хозяйственно-экологическую структуру республики.
Обращая особое внимание на уроках географии и во внеурочное время экологическому воспитанию учащихся, использую следующие формы и методы работы:
1. Экологические пятиминутки на уроках.
2. Мини-проекты, презентации.
3. Неделя географии.
4. Участие с детьми в экологических субботниках.
Большое воспитательное значение имеют творческие работы учащихся, которые заставляют детей размышлять, думать, высказывать свое мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов, о красоте природы материков и океанов. Так, например, на уроках в 6 классе учащиеся выступили с мини-проектами в разделе «Атмосфера» по темам: «Как образуется град и последствия этого явления», «Необычные осадки». Особенно большую активность в подготовке мини-проектов, презентаций проявляют учащиеся 7, 8, 10 классов. Темы представлены самые разные: «Необычные растения и животные материков», «Глобальные проблемы человечества», «Охрана растительного и животного мира» и т. д.
Особый колорит придают урокам экологической направленности картины русских художников: И. Левитана, А. Саврасова, И. И. Шишкина, И. С. Остроухова, А. А. Пластова, Ф. Васильева, А. М. Герасимова, И. И. Бродского, Н. П. Крымова и др.
Эмоциональность урокам придают удивительные звуки природы:
- звуки утреннего леса, пение птиц;
- звуки вечернего леса;
- звуки дождя;
- звуки лесного ручья;
- звуки зимы: метель, скрип снега,
- шум моря и т. д. – это необычайно красивая музыка живой природы.
Тема экологического воспитания никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником.
Сказки – универсальное средство формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память. Дети, особенно 5-6 классов их охотно слушают, постепенно усваивая необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание больше узнать, наблюдать, сравнивать. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни.
Изучая тему «Движение воздуха» в 6 классе, использую сказку «Вслед за ветром» Е. А. Алябьевой, после прочтения, которой задаю вопросы:
- Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.
- Расскажите о характере каждого брата.
- Какую пользу приносит ветер всему живому?
- Какой вред он может принести людям, животным, растениям?
- Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит? [1]
Изучая тему «Геологическое строение и полезные ископаемые Урала» использую сказки П. П. Бажова, предварительно даю задания детям прочитать и рассказать о необыкновенных самоцветах.
Экологическое воспитание конечно начинается с любви к своей малой Родине – Адыгее. Наша республика – это один из красивейших уголков России. Многие поэты Адыгеи воспевают ее в своих стихотворениях:
Адыгея – родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь – вся в цвету твоя земля,
Кажется, что нет на свете краше.
А. Гадагатль
Изучая природу Адыгеи, даю задания учащимся подготовить презентации и мини-проекты об уникальных памятниках природы, о редких растениях и животных, которые занесены в Красную книгу Адыгеи. В завершении изучения курса «География Адыгеи» провожу викторину «Адыгея – Родина моя».
Внеурочная деятельность в экологическом воспитании учащихся занимает важное место в нашей школе. В рамках недели Естественнонаучного цикла проводятся различные мероприятия экологической направленности. Мероприятия, проводимые в рамках недели, позволяют проявлять у учащихся творческие и ораторские способности. Так, с большим успехом прошло внеклассное мероприятие «Путешествие по материкам и океанам», которое подготовила группа ребят 6-го класса для учащихся 3-4 классов. В данном путешествии использовалась интерактивная физическая карта полушарий. Существует три основных вида работы с электронной картой: 1) работа со слоями карты; 2) работа с дополнительным материалом; 3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). В мероприятии «Путешествие по материкам и океанам» использовались функции: дополнительного материала карты и увеличение отдельных частей карты и перемещение по ней. 6-ти классники выступили в роли экскурсоводов, которые перелетая, с одного материка на другой рассказывали об объектах, изображения которых были на интерактивной карте. При щелчке на значок с латинской буквой «I» раскрывались окна с фотографией объекта и дополнительной информацией, которые можно было разворачивать на весь экран. Таким образом, экскурсоводы познакомили учащихся 3-4 классов с интересными местами нашей планеты, что вызвало большой интерес у детей. «Вернувшись из путешествия», была проведена викторина «Самый внимательный юный эколог», победители которой получили награды.
С большим интересом учащиеся 7-11 классов приняли участие в конкурсе мини-проектов «Чудеса Земли». Это материалы о необычных озерах планеты, необычных природных явлениях, необычных природных объектах на всех материках нашей планеты. Сейчас этот материал используется на уроках географии, который очень привлекает интерес у учащихся.
Важную роль в экологическом воспитании учащихся играет поэзия. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля; человек и судьбы природы.
У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.
Земля страдает, земля вздыхаетИ стон последний к нам обращает:«Забудьте, люди, свои раздоры,Скорей спасайте поля и горы,Спасайте реки, леса спасайте,Животных слабых оберегайте.Вас умоляю, к вам обращаюсь,От дыма злого я задыхаюсь.Меня токсины всю пропитали,Галлоны нефти в моря попали.Ещё немного, и будет поздно.Не простирайте ладони к звёздамИ не молите тогда о чуде,Другого дома у вас не будет!                      Ольга Романенко «Земля страдает» [6]
Русская поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения немало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах, поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.
На своих уроках часто использую стихотворения русских поэтов. [6]
Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "      
Еще в полях белеет снег,                 
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы, 
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
А. С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье!.." (отрывок)                  
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру в рамках экологического образования и его составной части – экологического воспитания.
Список литературы
1. Книга (1 автор)
Алябьева Е. А. Сказка «Вслед за ветром». Природа. Сказки и игры для детей. М: Сфера, Творческий центр, 2012 г.
2. Книга (1 автор)
География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Авт.- сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград. Учитель, 2009г.
3. Конституция Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 58.
4. Статья в журнале (1 автор)
Миронов А. В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). География в школе. 2013 - №3.
5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Просвещение, 2011.
6. WWW. edu/cap.ru