Логопедическая тема: «Логопедическое занятие на тему Слова, обозначающие действие предметов» с включением этно-экологического компонента по мотивам хантыйской легенды «Храбрая Земля»


Занятие №5
Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этно-экологического компонента
( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)
ФИО логопеда Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории
Группа, класс (логопедическое заключение) Группа обучающихся коренной национальности (ханты) 1-х классов
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня
Время работы Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце
Тема занятия Логопедическая тема: «Слова, обозначающие действие предметов»
Этно-экологический компонент: хантыйская сказка «Храбрая Земля»
Цель занятия Научить детей понятию «слова- действия предметов» на основе материала хантыйской сказки «Храбрая Земля»
Задачи занятия Обучить детей практическому усвоению слов, обозначающих действие предметов.
Формировать у детей коммуникативную сторону речи.
Развивать пространственную ориентировку.
Формировать навыки организации учебной деятельности.
Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.
Универсальные учебные действия Личностные УУД Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Формирование интереса к учебному материалу через введение этно-экологического компонента по мотивам хантыйских легенд.
Регулятивные УУД Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
Формирование умения оценивать успешность выполнения учебной задачи.
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД Формирование умения слушать, слышать и понимать товарищей, учителя.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями.
Познавательные УУД Формирование умения извлекать заданную информацию из Информационных источников.
Формирование умения на основе анализа делать выводы и обобщение.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Оборудование Персональный компьютер
Проектор и экран
Карточки с вопросами ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Карточка «ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ» , подчеркнутая двумя прямыми линиями
Сигнальные карточки квадратной формы синего и зеленого цвета.
Портрет Еремея АйпинаКарточки с изображением падающей шишки, плывущих по воде осенних листьев, летящего ворона
Памятка «Работа в парах, группах» (см. предыдущее занятие)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап логопедического занятия Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности с обучающимисяДеятельность учителя - логопеда Деятельность обучающихсяЭтап мотивации 3 мин Словесные, практические Фронтальная, индивидуальная - Ребята! Я предлагаю Вам поздороваться со мной с помощью пальчиков. Для этого вы подходите ко мне и здороваетесь каждыми своими пальчиками с моими, называя богатства Югры: полезные ископаемые, животных, растения, которые вы запомнили с прошлого урока. В конце упражнения вы должны показать мимикой, с каким настроением вы пришли на занятие.
- Очень хорошо, что все вы пришли на занятие с хорошим настроением. Дети выходят поочередно к логопеду и прикасаются каждым своим пальцем с пальцами логопеда, называя одно из богатств Югры. В конце выполнения упражнения показывают мимикой свое настроение
Этап актуализации знаний 3 мин Словесные, практические Фронтальная, индивидуальная - Ребята, на прошлом уроке мы обсуждали взрослую тему вырубки кедров. Мы решили сделать выставку рисунков «Не рубите кедры!» Давайте проверим, какие проекты вы подготовили.
- Давайте обсудим, что дальше мы сделаем с нашими рисунками.
- Ребята, очень хорошее и важное дело мы делаем. Земля, на которой мы с вами живем, будет только благодарна!
- Вспомним, в каком крае мы живем?
- Кто является коренными жителями края?
- Какой вопрос мы зададим к словам КЕДР, ХАНТЫ, МАНСИ Дети выходят к доске и начинают защищать свои проекты
- Сделаем выставку, проведем акцию и разместим на сайте школы
- Мы живем в России, Югре, Сургутском районе, селе Угут (дети постепенно сужают руки).
- Ханты и манси.
- Дети показывают с помощью сигнальных карточек: КТО? -синяя карточка, ЧТО? –зеленая.
Этап подготовки к восприятию новой темы 2 мин Словесные
Фронтальная - Ребята, на югорской земле живут люди, которые умеют трудиться и заботиться о своей земле. Всю свою любовь к своей Земле коренные жители выражают в своих легендах и сказаниях.
- Сейчас мы просмотрим мультипликационный сюжет по мотивам хантыйской легенды «Храбрая земля». - Подготовка к просмотру мульфильмаЭтап объяснения (добывания) новых знаний посредством Интернет источников 2 мин Наглядно-демонстрационные Фронтальная - Внимательно просмотрите видеоролик, а затем мы побеседуем по нему Дети просматривают видеоролик по мотивам хантыйской легенды «Храбрая земля».
Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните на ссылку):
http://yandex.ru/video/search?filmId=ppczSihAUXI&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%20%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0Или набрать в Youtube «Храбрая земля» хантыйская легенда
Постановка темы и задач занятия 5 мин Наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Фронтальная, индивидуальная - Ребята, понравился ли Вам мультфильм, созданный по мотивам хантыйской легенды?
- Расскажите о гагарах, что они делали? Сколько раз ныряли?
- Что они сделали в 3-й раз?
- Что происходило с Землей?
- Задайте вопросы к словам ныряли, росла.
- Сделайте предположение, о чем будем говорить на занятии?
- Что, по вашему мнению, могут обозначать эти слова: предмет или действие предмета?
- Правильно, такие слова обозначают действие предметов и их будем подчеркивать двумя чертами. - Ныряли
- 3 раза
- Достали землю
- Она росла
-Что делали? Что делала?
(появляются карточки с вопросами ЧТО делает? Что делал? ЧТО будет делать?)- Будем говорить о словах, отвечающих на эти вопросы.
- Эти слова обозначают действие предметов (появляется карточка ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ, подчеркнутая двумя чертами)
Рефлексия 3 мин Словесные, практические Фронтальная - Ребята, сейчас мы будем еще раз просматривать видеоролик и повторять движения по ходу мультфильма.
- Какие действия мы сейчас выполняли?
- Что обозначают эти слова?
- На какие вопросы отвечают? - Дети имитируют движения по ходу видеоролика.
- Ныряли, показывали растущую землю
- Действие предмета
- ЧТО делает?
Закрепление во внешней речи увиденного материала 5 мин Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Фронтальная, индивидуальная - Какие люди появились на хантыйской земле?
- Что они умели делать?
- Задайте вопрос к этим словам
- Что обозначают эти слова?
- Послушайте загадки Еремея Айпина. Кто знает это имя? Еремей Айпин – хантыйский писатель (появляется портрет), он собрал много хантыйских загадок. Отгадайте, о чем пойдет речь в его загадках:
- Юхэл – юхэл – по-ок!
Что это?
- По речной воде,
По озерной воде
Остроголовые люди
Несут – плывут,
Что это?
- Показывается приподнятая рука с тремя средними и согнутыми и прямыми большим пальцем и мизинцем. Кто это?
- Задайте вопросы к этим словам – отгадкам. Какое слово лишнее? - Ханты и манси
- Ловить рыбу, охотиться, собирать ягоды
Умели (что делать? ) ловить, охотиться, собирать
- Действие предметов
Шишка, упавшая с кедра
- Осенние листья, плывущие по реке
- Ворон
- Лишнее слово ВОРОН, так как это слово отвечает на вопрос КТО?, а остальные на вопрос ЧТО?
Рефлексия 3 мин Словесные, практические, наглядные Фронтальная - Ребята, покажем движениями упавшую шишку, плывущие листья, летящего ворона
- Что обозначают эти слова, задайте к ним вопросы - Имитация движений
- Это слова – действия.
Шишка ЧТО сделала? (упала), листья ЧТО делают? (плывут), ворон ЧТО делает? (летит)
Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Работа в парах - Сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.
-Составьте предложения со словами:
1 пара ШИШКА и ПАДАЕТ
2 пара ЛИСТЬЯ и ПЛЫВУТ,
3 пара ВОРОН и ЛЕТИТ
- Составьте схему своего предложения Памятка «Работа в парах»
- Составляются предложения
- Дети составляют схему предложения в тетради, подчеркивая слова – предметы одной чертой, слова – действия – двумя чертами.
Рефлексия. Включение нового в систему знаний 4 мин Словесные, аналитико - синтетическиеФронтальная, индивидуальная - Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску?
- Ребята, мы много говорили о богатствах нашего края. А сегодня мы говорили о людях нашего края, они большие труженики. Жители нашего региона – тоже достояние нашего края! Озвучивается общий вывод:
На занятии мы говорили о словах – действиях -предметов. Слово-действие предмета отвечает на вопрос ЧТО делает? - и подчеркивается двумя прямыми линиями. Еще мы показывали свои рисунки «Не рубите кедры!», слушали хантыйскую легенду «Храбрая земля»