Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этно-экологического компонента Мы живем в Югре ( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)


Здравствуйте!
38105334000Школа, в которой я работаю, отличается своей многонациональностью. В Угутской школе, в том числе, обучаются дети коренной национальности: ханты, манси, ненцы. В среднем их количественный состав колеблется от 40%-44% от общего количества обучающихся в школе. Это дети, отличаются от своих сверстников своей непосредственностью, первозданностью. Какие школьные знания должен дать учитель для такого ребенка? Как научить ребенка, выросшего вне современной поселковой культуры, приспосабливаться к реалиям современного общества?
Именно для данной категории детей была разработана адаптированная программа логопедических занятий «Тропинка». Почему именно такой выбор названия Программы? Лесная тропинка – узкая дорожка, которая может потеряться или вывести не в том направлении. И только опытный проводник знает, в каком направлении идти и где выйти.
Если все эти ассоциации перенести на школу, то тропинка – это современное общество – петляющее и меняющееся. Учитель – тот проводник, который может вооружать знаниями и выводить ребенка к новым высотам. Знания, полученные в школе – это и есть тот длинный хвост, который останется с ребенком по жизни и будет служить ориентиром в современном обществе. Если знания достаточно крепкие, значит, ориентир получен хороший и ребенок сможет быстро приспособиться к условиям современного общества.
С 1 сентября 2016 года будут вводиться Федеральные государственные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее актуальными технологиями работы с такими детьми становятся здоровьесберегающие. Предлагаю одно из логопедических занятий, составленных в рамках программы «Тропинка», рассчитанное на детей – ханты, имеющих речевые нарушения (V вида) и основанное на здоровьесберегающих технологиях с включением этно – экологического компонента. Конспект занятия составлен в форме технологической карты, что так же является одним из нововведений стандартов для детей ОВЗ. В рамках проведения занятия показано поэтапное формирование УУД у детей с ОВЗ.
Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этно-экологического компонента
( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)
ФИО логопеда Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории
Группа, класс (логопедическое заключение) Группа обучающихся коренной национальности (ханты) 1-х классов
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня
Время работы Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце
Тема занятия Логопедическая тема: «Слова, обозначающие предметы»
Этно-экологический компонент: «Мы живем в Югре»
Цель занятия Научить детей понятию «слова- предметы» на основе материала этно-экологического компонента «Мы живем в Югре»
Задачи занятия Обучить детей практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Формировать у детей коммуникативную сторону речи обучающихся.
Развивать пространственную ориентировку на знание пальцев рук и право-левой ориентировки.
Формировать навыки организации учебной деятельности.
Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.
Универсальные учебные действия Личностные УУД Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Формирование интереса к учебному материалу через введение этно-экологического компонента о родном крае - Югре.
Регулятивные УУД Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
Формирование умения оценивать успешность выполнения учебной задачи.
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД Формирование умения слушать, слышать и понимать товарищей, учителя.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями.
Познавательные УУД Формирование умения извлекать заданную информацию из Информационных источников.
Формирование умения на основе анализа делать выводы и обобщение.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Оборудование Персональный компьютер
Проектор и экран
Карточки – фото с изображением нефти, газа, золота, железной руды, меди.
Карточки – фото с изображением медведей, рысей, горностаев, соболей, белок, осетров, стерляди, щуки, рябушки, трясогузки.
Карточки с вопросами КТО? - синего цвета, ЧТО?- зеленого цвета.
Индивидуальные карточки квадратной формы синего и зеленого цвета.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап логопедического занятия Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности с обучающимися Деятельность учителя - логопеда Деятельность обучающихся
Этап мотивации 3 мин Словесные, практические Фронтальная, индивидуальная - Ребята! Я предлагаю Вам поздороваться со мной с помощью пальчиков. Для этого вы подходите ко мне и здороваетесь каждыми своими пальчиками с моими и своего соседа. В конце вы должны показать мимикой, с каким настроением вы пришли на занятие.
- Очень хорошо, что все вы пришли на занятие с хорошим настроением. Дети выходят поочередно к логопеду и прикасаются каждым своим пальцем с пальцами логопеда и своего одноклассника. В конце выполнения упражнения показывают мимикой свое настроение
Этап актуализации знаний 3 мин Частично-поисковые, словесные, практические Фронтальная, индивидуальная - Ребята, скажите, как называется страна, округ, район, село в котором мы с вами живем? Давайте это покажем с помощью рук. Дети встают около парт и начинают показывать действия с совместным проговариванием с учителем – логопедом:
- Мы живем в стране Россия (руки широко раскрывают на уровне плеч).
- В Ханты – Мансийском автономном округе – Югре (руки сужают).
- В Сургутском районе (руки еще сужают).
- В селе Угут (показывают точку с помощью пальцев).
Этап подготовки к восприятию новой темы 2 мин Словесные
Фронтальная - Ребята, сделайте предположение, о каком округе мы поговорим на занятии?
- О каких богатствах округа мы можем упомянуть на занятии?
- Правильно, сегодня на занятии мы вспомним, насколько богат наш край. А так же будем учиться различать слова – предметы от других слов. .- Мы будем говорить о нашем крае Югре?
- Край богат лесами, реками, пушниной, нефтью.
Этап объяснения (добывания) новых знаний посредством Интернет источников 2 мин Наглядно-демонстрационные Фронтальная - Ребята, сейчас мы просмотрим мультипликационный сюжет о нашем крае. Внимательно просмотрите видеоролик, а затем мы побеседуем по нему Дети просматривают видеоролик об Югре.
Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните ссылку):
http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=dIyR2fJWUXI&text=%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&path=wizardИли найти в Yotube мультипликационный фильм «Мы живем в России – Ханты» (видеоэнциклопедия нашей страны)»
Закрепление во внешней речи увиденного материала 5 мин Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Фронтальная, индивидуальная - Ребята, понравился ли Вам мультфильм о нашем крае?
- Как называется столица нашей Югры?
- Какие богатства есть в нашем крае? Учитель – логопед снова по частям демонстрирует видеоролик. По мере ответов детей размещает карточки - фото с изображением природных богатств на доску.
- Можно ли сказать, что эти слова обозначают предметы, которые можно потрогать руками?
- Скажите, какие предметы обозначают эти слова: живые или неживые?
- Сделайте вывод, на какой вопрос они отвечают: КТО? или ЧТО?
- Правильно, слова, которые обозначают неживой, неодушевленный предмет отвечают на вопрос ЧТО? И обозначать мы их будем зеленым цветом прямой линией (на доске появляется вопрос ЧТО?, обозначенный зеленым цветом). - Да, понравился.
- Ханты – Мансийск.
- Дети перечисляют природные богатства: нефть, газ, золото, железные руды, медь.
- Да, их можно потрогать.
- Эти слова обозначают неживые предметы.
- Эти слова отвечают на вопрос ЧТО?
Рефлексия 3 мин Словесные, практические Фронтальная - Ребята, сейчас я буду называть слова, отражающие богатства нашего края. Если это слово будет отвечать на вопрос ЧТО?, вы должны присесть. Во всех остальных случаях – прыгнуть.
Слова: ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ДЯТЕЛ, РЕКА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ, БЕЛКА, НЕФТЬ, МОХ, ХАНТЫ Выполнение действий по инструкции
Закрепление во внешней речи увиденного материала 5 мин Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Фронтальная, индивидуальная - Ребята, кто являются одним их коренных народов нашего северного края? (Повторная демонстрация фрагментов ролика)
- Что хорошо умеют делать эти народности?
По мере ответов детей размещает карточки - фото с изображением охотников и рыболовов.
- Можно ли сказать, что эти слова обозначают неживые предметы, сделайте предположение почему?
- Сделайте вывод, на какой вопрос они отвечают: КТО? или ЧТО?
- Правильно, слова, которые обозначают живой, одушевленный предмет отвечают на вопрос КТО? И обозначать мы их будем синим цветом прямой линией (на доске появляется вопрос КТО?, обозначенный синим цветом).
- Вспомните, на кого охотятся и рыбачат эти люди – замечательные охотники и рыболовы. Учитель – логопед снова по частям демонстрирует видеоролик. По мере ответов детей размещает карточки - фото с изображением животных.
- Какой вопрос мы зададим ко всем этим животным? Докажите свой ответ.
- Ханты (дети оживляются, так как все обучающиеся группы относятся к этим коренным народностям).
- Ханты – хорошие охотники и рыболовы.
- Нельзя. Охотники и рыболовы – живые люди
- Эти слова отвечают на вопрос КТО?
Ханты охотятся на медведей, рысей, горностаев, соболей, белок. Рыбачат они на осетров, стерлядь, щуку, рябушку.
- К словам животным зададим вопрос КТО?, так как эти слова обозначают живые предметы.
Рефлексия 3 мин Словесные, практические, наглядные Фронтальная - Ребята, вспомните, какой весенний праздник ждут с нетерпением народности ханты? (на доске появляется карточка с изображением птицы).
- Как отмечают этот праздник?
- Изобразим эти движения. - Праздник птички трясогузки.
-Варят кашу с кедровыми орехами, пекут печенье с изображением птичек, девочки машут руками, словно крыльями.
- Выполнение действий по ходу видеоролика.
Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные Групповая - Сейчас вы будете работа в группах. Но сначала мы проведем жеребьевку. Вытяните карточки зеленого и синего цвета и подумайте, как вам можно распределиться по группам.
- Ребята, вам надо распределить все богатства Югры по 2 группам, подумайте, как вы это сделаете? -Дети вытягивают карточки синего и зеленого цвета и самостоятельно распределяются по группам.
- Дети работают по группам: кому достались зеленые карточки находят карточки с изображением слов, отвечающих на вопрос ЧТО?
Кому достались синие карточки находят карточки с изображением слов, отвечающих на вопрос КТО?
Рефлексия. Включение нового в систему знаний 4 мин Словесные, аналитико - синтетические Фронтальная, индивидуальная - Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску?
На доске дети классифицировали карточки с изображением богатств края по вопросам КТО? ЧТО?
- Ребята, я, например, очень рада, что я живу в таком богатом крае, где в недрах полезные ископаемые, в лесах животные, в реках рыбы. А еще в этом крае живут такие замечательные народности – ханты. Именно вы, ребята, являетесь представителями коренной национальности. Именно вы должны гордиться своей малой Родиной, ее богатствами! А я горжусь Югрой и ее жителями! Озвучивается общий вывод:
На занятии мы говорили о словах – предметах. Если слово обозначает неодушевленный предмет, оно отвечает на вопрос ЧТО? - и подчеркивается зеленой прямой линией. Если слово обозначает одушевленный предмет, оно отвечает на вопрос КТО? и подчеркивается прямой синей линией. Еще мы говорили о том, что наш край очень богат.