Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках информатики через использование информационно-коммуникационных технологий


Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках информатики через использование информационно-коммуникационных технологий




СЛАЙД 1
Школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Под компетенцией (авторы Босова Л.Л., Добудько Т.В., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А, Роберт И.В., Хуторской А.В.) будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».
Важную  роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, основной целью для меня, является повышение уровня информационно–коммуникативной компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
СЛАЙД 2
Информационно-коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением аппаратных и программных средств, средств телекоммуникаций, Интернета.
СЛАЙД 3
Формирование информационно-коммуникативной компетенции в школе проходит три уровня развития:
- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
Я развиваю информационно-коммуникативные компетенции следующим образом
СЛАЙД 4
1. Практически на каждом уроке я использую презентации, выполненные в программе Microsoft Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
СЛАЙД 5
Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе. Я использую компьютерные учебные курсы, электронные учебники и книги, мультимедийные энциклопедии, тренажеры различных видов, контролирующие системы для автоматизированного тестирования, видеоуроки.
Все это облегчает подготовку к уроку и обучение детей.
СЛАЙД 6
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет мне управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветные пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета.
СЛАЙД 7
На каждой перемене и во внеурочное время каждый воспитанник нашей школы может воспользоваться в кабинете информатики услугами сети Интернет. Ведь работа в компьютерных сетях и поиск информации в сети Интернет актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.
СЛАЙД 8
В современном информационном мире человек чувствует себя вполне здоровым, если, обладая знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой.
 Соблюдая санитарно-гигиенические условия обучения, я предотвращаю влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей.
Во время работы учащихся в тетради или за компьютером я рекомендую им при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у детей формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
Также я слежу за позой учащихся во время занятий, провожу физминутки на уроках.
СЛАЙД 9
Я разработал и внедряю курс «Использование информационно-коммуникационных технологий на железнодорожном транспорте». В него входят следующие разработки:
Виды компьютерных сетей.
Автоматизация как процесс преобразования индустриального общества.
Сортировка данных при помощи электронной таблицы Excel.
Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах и языках программирования.
После таких мероприятий воспитанники понимают, как важна роль автоматизации и компьютеризации на железной дороге.
СЛАЙД 10
Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи формирования у школьников информационно-коммуникативных компетенций, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, воспитанники нашей школы:
создают презентации для участия в школьных, районных, городских, областных конкурсах;
помогают учителям в создании презентаций уроков;
записывают различные звуковые оформления к праздникам;
создают презентации для проведения общешкольных и классных мероприятий ;
участвуют в проектной и исследовательской деятельности.
Уважаемые коллеги, участники конкурса, выйдите, пожалуйста, на сцену для определения степени использования информационно-коммуникационных технологий. (Раздаю анкеты). Чтобы наше уважаемое жюри не скучало, разрешите мне проверить вашу информационно- коммуникативную компетентность. (Раздаю тесты). Редко у учителя выпадает свободная минутка на уроке. Но мне повезло, она у меня выпала. А вам я предлагаю посмотреть на экран и послушать приятную музыку.(Физминутка)
СЛАЙД 11,12,13,14,15,16
Собираю анкеты и делаю вывод:
Я вынужден вам сообщить, что большинство моих коллег, так же как и я, в полном объеме используют информационно- коммуникационные технологии. А сейчас мы узнаем, как у членов жюри обстоят дела с информационно- коммуникативными компетенциями. Выпишите по порядку все ответы; должно получиться слово: ПРАВИЛЬНО. Если это так, то, цитируя слова министра образования, господина Фурсенко, вы можете дальше занимать свои должности, а если нет, то нужно поискать работу в другом месте.
СЛАЙД 17