Моя педагогическая концепция Формирование экологической культуры школьников


Эссе «Моя педагогическая концепция».
Формирование экологической культуры школьников..
«Природа будет действовать на нас своей силой тогда,
когда мы внесем в ощущение ее человеческое начало,
когда наше душевное состояние,
наша любовь, радость или печаль
придут в полное соответствие с ней, и нельзя уже
будет отделить свежесть утра от света любимых глаз».
(К.Г. Паустовский).
Когда я начала работать в школе – интернате стала задумываться над вопросами: видят ли и замечают мои воспитанники прекрасное в привычных местах? Какое чувство испытывают, любуясь пейзажем? Какое влияние оказывают на них картины природы? Понимают ли они, что являются ее частицей? И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам. И пришла к неутешительному выводу: дети в полной мере не осознают, насколько важно гармоничное сосуществование человека и природы. Не придают большого значения остроте современных экологических проблем. Я сделала вывод, что необходимо создать все возможные условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Овладение началами знаний о природе и обществе, непосредованное и опосредованное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека расширяют возможности для понимания остроты современных экологических проблем. Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание личности ребенка является важнейшей частью мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу. Современный русский писатель В. Астафьев горестно восклицает, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые слова», смысл которых я решила донести до детей. Бездумная деятельность человека на протяжении многих веков разрушила среду обитания, но последние два века явились временем экологических катастроф.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество "лицом к лицу" столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально "вываливаются" на планету горы отбросов, удушающих все живое.
Правда, в Мордовии экологическая обстановка не так уж и плоха, но мы часть этого мира. И нам некуда спрятаться от его проблем. И если в данный момент мировая общественность ставит вопрос об исчерпаемости природных ресурсов, то мы, молодые поколения, в первую очередь, должны начать поиск альтернативных выходов из сложившейся ситуации. Нам ещё жить!
Решение проблемы влияния человека на природу возможно лишь в том случае, если каждый из нас встанет на защиту природы. Роль воспитателя и педагога в освещении этого вопроса огромна. Школа и экологическая культура – понятия, которые теснейшим образом связаны между собой. Именно школа может привить ребенку любовь к природе. Изменить отношение человека к окружающей нас флоре и фауне, перестроить сознание, потому что время, когда человек мог брать безнаказанно у природы, давно прошло.
Я считаю, что образовательное учреждение призвано дать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре. Задача эта непростая, в одночасье ее не решить. Поэтому я пришла к выводу, что в этой работе необходима систематичность, нужны эффективные методы, приемы, нужен убедительный фактический материал. В связи с этим я систематически включаю в свою работу беседы, классные часы, посвященные воспеванию красоты природы, сохранению окружающей среды. На сегодняшний день доступным для нас также является огромное количество разнообразных конференций, экологических форумов. Задачи и цели этих мероприятий заключаются в том, чтобы возродить в ребенке чувство благоговейного отношения к живому и неживому, ко всей природе. А самое главное, в работе своего клуба «Исток» воспитываю в детях потребность быть с природой чутким любящим, чтобы чувствовать ответное расположение. Этот клуб я считаю стержнем экологического воспитания, т.к. в процессе работы этого объединения происходит становление ответственного отношения к природе. Дети учатся применять экологические знания, умения и навыки в реальных ситуациях.
Только осознав кровное родство с природой, мы можем пока не поздно в корне изменить свое отношение к природе и сохранить для будущих потомков. Человек встречает в природе удивительную гармонию красок и форм, видит в них идеал совершенства. Для нас близость к природе, понимание природы является самой жизнью, радостью, большой долей возможного счастья. «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»,- записал в дневнике Л.Н.Толстой. Прекрасно воздействует на человека, он обретает силы, желания действовать, созидать, и тогда «эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».
В душе у каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им у человека возникает ощущение связи со всеми живущими на земле, ощущение связи с родной землей, любовь к ней. Видение и переживание красоты окружающего мира – один из самых главнейших источников понимания переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности той мысли, что человек живет только в отведенное природой время, вечной жизни мира, природы, красоты. Поэтому очень важно детям именно в отрочестве задуматься о том, как нужно прожить свою жизнь. Путешествия в природу педагогов с детьми должны обогащать ощущения и восприятия подростка. Чтобы лес, например, для них был не просто местом, где можно провести время с друзьями или заблудиться, а стал миром, полным тайн, красоты, где покидают телесные и душевные болячки, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым. Какой яркий темный след остается, если пройти по седому росистому лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, а в крохотной ромашке четко виднеются еще более крохотные отраженные росинки. Все о чем дети узнали, что увидели, что поразило их воображение, можно зафиксировать в фотографиях, рисунках, рассказе, сочиненном после прогулки.
Многие писатели, художники, музыканты находили свою музу именно в природе. Можно назвать много имен людей, обладающие особым даром постижения природы в сложных взаимосвязях с душевным миром человека. Среди них Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. В этот ряд можно поставить и современников В. Солоухин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Распутин. Сильным толчком к пониманию природы может стать своевременное знакомство с творчеством этих выдающихся личностей.
Невозможно научить человека любить природу, постоянно не общаясь с ней, не делая себе каждодневных открытий, не познавая законов природы, не поражаясь многообразию и совершенству форм животного и растительного мира. Так невозможно стать защитником природы, не зная и не любя ее.
Но самое главное, на мой взгляд, то, что природа учит нас жизненной мудрости. Наблюдая за тем, как гармонично сосуществуют хищные звери и животные, служащие им пищей, ядовитые и полезные растения, можно научиться очень многому. Именно в природе, а не в различных сводах законов человек должен черпать правила своего поведения, учиться естественности, если он хочет быть счастливым.
Общение с природой является психологическим гарантом таких качеств, как благородство, сострадание, милосердие. Нельзя воспитывать лучшие качества человека, и одно из них – гуманизм, не прививая любви к природе, к живым существам. Следовательно, экологическое воспитание неразрывно связано с проблемой становления личностной позиции каждого школьника. Формирование отношения ребенка к природе как к самостоятельной ценности является основой его экологической культуры.
Экологическая культура человека органично связано с личностью в целом, его различными сторонами и качествами, она предполагает наличию человека экологических знаний, развитого в экологическом плане сознания и способности принимать экологически правильные решения.
Таким образом, экологическое воспитание – одно из самых необходимых направлений воспитательного процесса осуществляемого в школе и в семье. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение экологических проблем. Экологические знания, нравственно-эстетическое воздействие природы на человека, организация воспитателями разумной деятельности детей – только таким может быть путь воспитания бережного отношения каждого к природе, поиск гармонии между человеком и природой.