Тема счастья в рассказе М.Горького Старуха Изергиль


План-конспект урока
Предмет: литература, 11 класс
Учитель: Капитонова Лилия Уразбаевна, МАОУ «Средняя школа № 6»
Тема урока Место урока по теме
«Тема счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» Третий урок по теме «Творчество Максима Горького»
Тип урока Формы, приемы, методы
Урок открытия новых знаний.
е Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,
работа с учебником, работа у доски.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Приемы: «Синквейн», «Говорящий эпиграф», «Подводящий диалог», «Кластер», «Аналитические таблицы», «ПОПС», «Инсерт», «Выбери фразеологизм».
Цель урока Задачи урока
Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения выделять и сопоставлять образы, находить проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко, обучение монологическому аргументированному ответу, умению вести диалог, сотрудничать в команде; развитие творческих способностей учащихся; воспитание бескорыстия, смелости, отрицательного отношения к эгоизму, умение понимать суть добра и зла 1) Организовать деятельность учащихся на самостоятельное исследование темы счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».
2) Сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
3) Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать образное мышление, речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии.
4) Способствовать выработке умения работать в группах, анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.
5) Формировать положительную мотивацию к обучению.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- текст произведения,
- Горьковскую трактовку счастья,
- семантику понятий: «индивидуализм, альтруизм, смысл жизни» - интерпретировать текст произведения, проводить филологический и литературоведческий анализ;
- работать со средствами художественной выразительности;
- на основе полученной информации строить кластер (схему), фишбоун – определять причинно-следственные связи, заполнять таблицу ПОПС, создавать мини-проект
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
- личностные: формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции на примере героев повести, понимание смысла таких категорий, как добро-зло, любовь-ненависть, гуманизм-индивидуализм, счастье-горе.
- метапредметные: выделять причинно-следственные связи, вести диалог, дискуссию, представлять монологическую речь, сравнивать позиции героев, выделять главное, классифицировать признаки, подбирать аргументы, использовать сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы, строить устные и письменные высказывания, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.- предметные: воспроизводить содержание текста, соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять поведение героев рассказа, их речь, позицию, анализировать эпизоды, владеть различными видами пересказа, знать понятия: афоризм, индивидуализм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование.Технология критического мышления, проблемного обучения, обучение в сотрудничестве
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, портрет М. Горького, иллюстрации к рассказу, фрагменты фильма о Данко и Ларре, текст произведения М.Горького, аналитические таблицы
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Умения/Компетенции
Оценивание/формы контроля Результат
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Предлагает подумать над высказыванием: «Счастье как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь».
Выясняет, каждый ли человек хочет быть счастливым? Хотите ли вы быть счастливыми - отвечают на вопросы учителя,
- обнаруживают желание быть счастливыми, разобраться в своих чувствах и ощущениях Умение мобилизовываться, быстро включаться в работу Оценка учителем за быстроту, творчество и точность высказываний Включение в деятельность
Этап целеполагания – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Предлагает определить тему урока, сформулировать цель
- Итак, попытайтесь определить тему урока, о чём нам сегодня необходимо поговорить?
Предлагает обучающимся   сгруппировать качества характеров относительно героев рассказа: Данко-Ларра
- корректирует ответы обучающихся, уточняет тему и цели урока, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть - Дети определяют тему урока, цель
- Находят ответы на вопрос: «Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы быть счастливым?»
- Определяют семантику слов: «афоризм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование, эгоизм»,
- Работая с интерактивной доской, устанавливают соответствие разных черт характера героям рассказа,
-определяют границы знания и незнания изученного материала, смысла вводимых понятий,
-формулируют тему урока
-определяют цель учебной деятельности на уроке Умения ставить цели, определять задачи, регулятивные Оценка учителя: Отлично, вы справились с заданием, верно определили тему урока и цель нашей работы.
Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений
На этапе целеполагания учитель обязательно должен отметить стремления обучающихся определить цель урока, что поможет спланировать дальнейшую работу, поскольку от качества данного этапа будет зависеть протекание всего урока. Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. - А какими качествами характера обладают герои рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларра?
- Какие качества не были названы?
- Известны ли вам такие понятия, как «индивидуализм» и «альтруизм»? Что они обозначают?
- Кто из героев рассказа счастлив? Почему? Что нужно для счастья?
- Предлагает обучающимся сгруппировать качества характеров относительно героев рассказа: Данко-Ларра.
- Вводит новые понятия и предлагает определить их семантику «индивидуализм – альтруизм».
- Предлагает определить проект выхода из затруднения, т.е. сформулировать задачи урока (план действий).
- Корректирует ответы обучающихся.
- Предлагает перейти к реализации построенного проекта выхода из затруднения Учащиеся демонстрируют знания, умения вычленять главное, анализировать и составлять образы;
- определяют семантику слов: «афоризм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование, эгоизм»;
- участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока.
- Работая с интерактивной доской, устанавливают соответствие разных черт характера героям рассказа.
- Определяют границы знания и незнания изученного материала, смысла вводимых понятий «индивидуализм альтруизм».
- Строят проект выхода из затруднения: что будут делать на уроке, как работать с учебником, текстом рассказа, чему научиться, что узнать.
Учебно-познавательная Оценка учителя: Отлично, вы действительно правильно отметили характерные черты образа. Отметьте «+» свой ответ на вопрос в карте достижений. Два «+» могут поставить в свою табличку те ученики, которые обнаружили новые качества и понятия.
Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности, обнаружение затруднения, выдвижение версий проекта выхода из затруднения
Этап изучения нового материала (Реализация построенного проекта)
Основная цель этапа:
восприятия, осознание нового материала и его первичное закрепление
-Предлагает рассмотреть эпизоды рассказа, раскрывающие поведение и характеры героев, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы.
-Обеспечивает первичное закрепление новых знаний.
-Предлагает показать на интерактивной доске через аналитическую таблицу сходства и различия образов, обратить внимание на способы поведения и мироощущения героев, определить режиссёрскую интерпретацию поведения и характеров героев, определить семантику новых понятий и заполнить аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика Данко и Ларры» -Отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое понятие «индивидуализм-альтруизм», находят сходства и различия характеров, поведения и мироощущения героев.
-Формулируют способы поведения и характеров героев, делают выводы, работая с интерактивной доской, просматривают фрагменты фильма, обнажающие поведение и поступки героев
-Заполняют сравнительную характеристику в аналитической таблице.
-Выводят определения терминов «индивидуализм-альтруизм».
Учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательская На данном этапе учитель обязательно должен отметить умения сравнивать, анализировать, находить главное, видеть художественные детали, от которых зависит полнота образа.
Появление цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
Практическая работа (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)
Основная цель этапа: закрепление изученного материала
-предлагает выполнить практическую работу, опираясь на полученные знания;
-обеспечивает закрепление новых знаний, развитие интеллектуальных способностей через защиту работы через Фишбоун и синквейн, таблицу «ПОПС»
Учащиеся по группам заполняют таблицу ПОПС «Психологический портрет героя»
Предполагаемые ответы учеников:
Позиция: я считаю, что Данко романтический герой
Обоснование: потому что он - исключительный герой, который действует в исключительных обстоятельствах
Пример: я могу доказать это на примере строк из предложенного для анализа текста: «И вдруг он разорвал руками свою грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно сияло так ярко, как солнце и ярче солнца…». Он жертвует собой ради счастья других людей.
Следствие: исходя из этого, я делаю вывод о том, что Данко гуманист-альтруист. В служении людям он видит смысл своей жизни и в этом заключается его счастье.
1.1.Подготовленный ученик представляет презентацию «Счастье Данко и Ларры».
1.2.Обучающиеся по группам, используя приём «Инсерт», анализируют теоретический материал горьковской интерпретации темы счастья и несчастья, составляют кластеры, затем группы озвучивают краткие выводы о проделанной работе.
1.3. Работая в группах, выполняют творческую работу, определяя причинно-следственные связи между характером и поведением героев, заполняя Фишбоун;
-повторяют правила работы в группе, защищают свой исследовательский проект, используя приём Фишбоун.
Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская Оценка класса: учитель предлагает классу оценить работу обучающегося и аргументировать оценку.
На данном этапе класс вполне способен высказать своё мнение о работе обучающихся и аргументировать свою оценку
Взаимооценка: группы оценивают работу друг друга, обучающиеся отмечают отметки в таблице достижений
На данном этапе уроке каждая из групп высказывает своё мнение о работе других групп и аргументирует свою оценку
Работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал.
Самостоятельная работа по эталону.
Основная цель этапа: закрепление и отработка полученных знаний.
-предлагает выполнить самостоятельную работу в группах, используя учебный материал (учебник, текст рассказа), составить синквейн, анализируя образ Изергиль. Учитель предлагает работу в группах по аналитическим таблицам
-проверяет работу групп, предлагает зафиксировать верный вариант на доске, другим группам проверить работу по эталону, выставить оценку за работу по предложенным критериям в таблицу достижений. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, используя приём «Инсерт», анализируя образ Изергиль, составляют синквейн.
- проверяют работу по эталону,
- оценивают свою работу по предложенным критериям, используя приём «Траектория достижений»
Учебно-познавательная, коммуникативная, аналитическая, исследовательская
Самооценка: Проверьте правильность вашего ответа по образцу и выставите себе отметку по 5-балльной шкале
На данном этапе уместна самооценка, поскольку на интерактивной доске предлагается эталон выполнения
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Этап рефлексии – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Основная цель этапа: выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов
1.Обучающимся предлагается через рефлексивное устное сочинение-схему «Выбери фразеологизм» высказать насколько оправдались их ожидания от урока.
2.Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:
Сегодня на уроке я …
Самым полезным и интересным для меня было….
Я встретился с трудностью при…
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Счастье и несчастье в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
Анализирует деятельность по достижению цели и результата
Используя фразеологические обороты высказывают свои ощущения по уроку
Учебно-познавательная, аналитическая Рефлексия с использованием фразеологизмов, заготовки «Благодарю»
Оценка класса: Обучающиеся подводят итоги урока и оценивают работу отдельных обучающихся, чья работа показалась наиболее продуктивной, оценивают работу групп. Обучающиеся подводят итоги своих достижений на уроке в своих таблицах.
Учитель оценивает работу класса, групп, корректирует самооценки обучающихся, озвучивает и выставляет отметки в классный журнал.
На этапе рефлексии предполагается комплексная оценка деятельности отдельных учащихся, групп и всего класса. Используя клеше на слайде, заготовку устного сочинения «Благодарю» обучающиеся подводят итоги своей работы на уроке, оценивая при этом свою работу и работу других учеников. На основании их оценок в таблице достижений, а также на основании личных наблюдений учитель также оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.