Конспект урока по литературе Нравственный идеал и его отражение в рассказе М.Горького Старуха Изергиль


Конспект урока литературы
Преподаватель: Маркевич Е.О.
Группа 101 (СПО)
Тема: «Нравственный идеал и его отражение в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
Вид урока: урок – освоение нового материала
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Познакомиться с романтическим творчеством М.Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»;
Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев двух легенд;
Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении;
Формировать коммуникативную компетенцию на основе групповой сопоставительной работы;
Формировать ценностные ориентиры учащихся, общегуманистические идеалы, раскрыть актуальность изучаемого произведения.
Задачи:
- создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей;- учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей персонажей;- закрепить навыки анализа ;-  развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, на основе прочитанного, развивать умение характеризовать героев через их речь, развивать творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивать умение анализировать, систематизировать и структурировать учебный материал;- формировать устойчивые нравственные и морально-этические понятия, нормы взаимоотношений человека.  
На уроке были использованы принципы:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- принцип научности;
- доступности;
- наглядности;
- связи с жизнью;
- последовательности;
- самостоятельности;
Решение данных целей и задач поможет учащимся проявить свои знания не только на уроках литературы, но и других школьных дисциплинах.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:
индивидуальные
групповые
На данном уроке использовались следующие методы и приёмы обучения:
Репродуктивный (чтение эпизодов рассказа);
Частично-поисковый (работа с терминами);
Исследовательский (групповая работа);
Проблемный (создание проблемной ситуации, требующей поиска решения, в данном случае ответы на проблемные вопросы: «В чем Горький обвинял современное ему общество?», «Каким образом Горький решал проблему человеческого бездействия?», «Что такое нравственный идеал?»)Технологии:
информационно-коммуникативная (при изучении нового материала)
концентрированного обучения («погружение в предмет»), (использование активных форм обучения - групповая работа, коллективная);
проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация учителя, видеоролик, раздаточный материал: художественный текст, высказывание М.Горького, таблица «Признаки романтического произведения», таблица «Сопоставление образов Ларры и Данко». План урока
Орг.момент (распределение по группам).
Погружение в тему урока.
Актуализация ранее полученных знаний.
Постановка целей урока.
Работа с теоретическими понятиями.
Анализ художественного текста.
Групповая работа.
Проверка групповой работы.
Устная творческая работа с опорой на ранее изученный материал.
Выявление актуальности проблем, отраженных в исходном тексте.
Подведение итогов.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание.
Ход урока:
Орг.моментПриветствие. Учащиеся делятся на три группы, занимают свои места.
Погружение в тему. Постановка целей урока.
СЛАЙД 1 (тема)
Слово учителя: Ребята, тема сегодняшнего урока звучит так «Нравственный идеал и его отражение в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Итак, «нравственный идеал»… Понятие сложное, почти философское, касающееся моральных основ жизни человеческой… Людям всегда было свойственно задумываться над подобными нравственными вопросами… И особенно часто к подобным темам обращались в сложные и неоднозначные периоды истории. Таким периодом считаются так называемые «стыки эпох».
СЛАЙД 2
Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Все это подталкивает общество к переосмыслению принципиальных проблем на фоне усиливающегося чувство катастрофичности бытия. Так, последние десятилетия 19 века в России характеризуется глубоким разочарованием в путях истории неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, что грядет «конец мира», поэтому в русская культура обращается не только к поиску новых ценностей и идеалов, но и к ценностям “вечным”, таким как “абсолютное добро”, “вечная и нетленная красота”, внеисторическая мудрость, нравственность.
СЛАЙД 3
На ваших столах, ребята, вы найдете напечатанное высказывание знаменитого писателя конца 19 - начала 20 века М.Горького:
«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что же делать? Попробуем, может быть, вымысел и воображение помогут человеку подняться над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им… Он не борется больше, а только приспосабливается.»Анализируем цитату:
- В чем обвиняет Горький современного ему человека?
- Между тем, перед каким выбором стоит человек? Как называется этот выбор? (нравственный выбор- (условно, выбор между «добром» и «злом») бороться или приспособиться(плыть по течению, раствориться в обывательской среде). СЛАЙД 4
3. Актуализация полученных ранее знаний
- Кто из героев, изученных нами ранее произведений, приспосабливался к действительности, подстраивался и растворялся в ней? (Премудрый пескарь (сказка Салтыкова-Щедрина), Старцев Дмитрий Ионович (рассказ Чехова «Ионыч»). СЛАЙД 5
4. Постановка целей
Итак, люди прекратили «бороться», а борьба - это действие, это жизнь, приспособленчество – это бездействие, это духовная смерть. На нашем сегодняшнем уроке мы должны проследим, каким образом писатель М.Горький попытался решить проблему утраты и забвения людьми высоких нравственных идеалов, духа борьбы и стремления к совершенству.
Обратите еще раз на цитату писателя. Он не только констатирует проблему общества, он пытается решить ее, личным примером утверждая идею борьбы (действия).
- К помощи чего прибегает Горький? (к помощи художественного вымысла)
В 1895 году в газете был напечатан его рассказ «Старуха Изергиль».
СЛАЙД 6
«Средством» для Горького становится художественный вымысел.
- А что становится «методом»? (художественным методом горький выбирает «романтизм»)
- Почему?
- Что такое романтизм?
5. Работа с теоретическими понятиями
СЛАЙД 7
Романтизм – творческий метод (направление), в основе которого положен принцип стремления личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к идеалу, в сочетании с непринятием несовершенства окружающего мира.
- Каковы признаки романтического произведения? (на столах памятки «Признаки романтического произведения»: 1. Изображение исключительной личности, одинокой, бунтующей, противопоставленной толпе. Конфликт между героем и обществом.
2. Противопоставление мира реального и нереального(идеального).
3. Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа) - Каждая из трех групп должна заполнить свою графу, доказывающую, что рассказ Горького «Старуха Изергиль» - романтический рассказ.
Проверяем. Представитель от группы комментирует (аргументирует ответ группы).
Итак, мы доказали, что рассказ «Старуха Изергиль» - романтическое произведение, с помощью которого автору было удобнее всего обнажить проблемы современного ему общества.
Анализ художественного текста.
СЛАЙД 8
Анализ легенды о Ларре.
- Кто является главным героем легенды? Качества характера героя? (Ларра гордый и самолюбивый юноша)
- Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?(да, герой сын земной женщины и орла, имеющий вид обычного человека, но перенявший от отца свободолюбие и гордость)
- Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно, считая себя исключительным, первым на земле)
- для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми племени? (в основе конфликта лежит гордыня Ларры, его крайний индивидуализм)
Разграничим понятия:
Гордость – 1. чувство собственного достоинства
2.высокое мнение о себе.
Гордыня - непомерная гордость, чрезмерная гордость.
Индивидуализм – мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную (личную) свободу, первостепенное значение личности, личную независимость.
Эгоизм ( от лат. «Эго» – «Я») – поведение, определяемое мыслью о собственной пользе и выгоде, когда человек ставит собственные интересы выше интересов других людей. - К чему приводит крайний индивидуализм героя, его эгоизм? (к преступлению, к произволу)
Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие)
- почему такое наказание страшнее наказание смертью? (человек не может жить вне общества, каждый человек нуждается в других людях)
Можно ли назвать Ларру идеальной личностью? (конечно, нет) Как автор относится к психологии индивидуализма? (Автор осуждает героя, в Ларре воплощена античеловеческая сущность)
Вывод на СЛАЙДЕ 9: Ларра – антиидеал, носитель индивидуалистического мировоззрения, эгоист.
Анализ легенды о Данко
СЛАЙД 10
- С чего начинается легенда?
- Какие это были люди? (сначала сильные, веселые, смелые)
- На что уже готовы были обречь себя люди? (на рабство)
- Каким был Данко? (Работа с текстом: Данко отважен, смел, силен и горд, но его гордость не проявляется в своей крайности.)- Что случилось потом? В чем заключается кульминация легенды? (Данко вырвал из груди сердце, чтобы осветить им путь для людей)
- Что лежит в основе конфликта героя и толпы? (людская слабость, люди были слабовольны, но им «стыдно было сознаться в бессилии» и они начали упекать Данко в неумении управлять ими)
- Прежде в сердце Данко «вскипело негодование», но чем он усмирил его?
(Данко пожалел несчастных обезумевших людей и его негодование сменилось «тоской» о них).
- Что заставило Данко совершить героический поступок? (великая любовь к людям)
- Как называется мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности? Любви к людям?(гуманизм)
Гуманизм – система взглядов о личности как высшей ценности, утверждающая право человека на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. (Человеколюбие)
- Наградили ли люди Данко за его поступок ради них? (нет)
- Ждал ли Данко награды? (Данко не думал об этом, им руководили высокие помыслы о счастье людей, а не о наградах. Данко бескорыстен)Альтруизм - нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.
- Чему противопоставлены гуманизм и альтруизм в рассказе? (индивидуализму и эгоизму)
- Чем оканчивается легенда о Данко? (Данко погибает, достигнув цели)
- Почему осторожный человек не обошел сердце Данко, а наступил на него? (люди не оценили поступка Данко, более того, затушили его пылающее сердце, потому что психология обывательской толпы такова: люди, способные совершить героический поступок, не нужны, или даже опасны)
Вывод на СЛАЙДЕ 11: Данко – идеальный образ, альтруист, носитель гуманистических идей.
- Случайно ли, что Горький оканчивает свой рассказ легендой о Данко?(нет, не случайно, так автор выражает свою позицию)
СЛАЙД 12
Автор воспевает поступок Героя, он восхищается его силой, мужеством, отвагой. Рассказ «Старуха Изергиль» оканчивается торжеством добра и света над хаосом, тьмой, гордыней и эгоизмом.
Групповая работа
Сопоставьте образы Ларры и Данко, исходя из семи пунктов вашей таблицы. Каждая группа работает над двумя выделенными для нее пунктами, последний пункт общий для всех групп.
Проверка групповой работы
Устная творческая работа
СЛАЙД 13 с заданием: Выберете из предложенных концепций ту, которая наиболее точно отражает философский взгляд Горького, его нравственный идеал. (Жить с людьми и для людей)
10. Выявление актуальности проблем, отраженных в исходном тексте (тексте рассказа)
- Можно ли назвать поступок Данко подвигом? Что такое подвиг?
СЛАЙД 14 «Подвиг – это…» (размышляем)
-Какие герои, узнанные нами в этом учебном году, совершали подвиг?
Что они вкладывали в это понятие?
Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - кн. Андрей Болконский (его первичное понимание «подвига»), кн. Багратион (авангард Багратиона отправлен наперерез противнику, превосходящему силой, ради спасения жизни всей русской армии), кап. Тушин (поведение в бою, Шенграбенское сражение)
Осмысляем, обобщаем. Что же такое «подвиг»?
- А возможен ли подвиг в наши дни?
Просмотр ВИДЕОРОЛИКА (сюжет из программы «Вести» (на Первом канале) «Студент из Челябинска спас людей из тонущей маршрутки»)
11. Подведение итогов
Слово учителя: Как говорила героиня рассказа Горького, сама старуха Изергиль, «в жизни всегда есть место подвигу». Получается, что все зависит лишь от человека, от того, какими нравственными идеалами он руководствуется в жизни… Живет ли он только личными интересами или остро сопереживает тем, кто его окружает. Ведь порой достаточно просто любить тех, кто тебе дорог, (своих близких, друзей), поддерживать их и помогать им, если это потребуется. И тогда изменится к лучшему не только жизнь других людей, но и ваша собственная заиграет новыми красками, что и приблизит вас к высокому нравственному идеалу…
Оценивание работы учащихся на уроке
(оценивается работа в группе и вклад в нее каждого учащегося: активность участников групп, грамотность и аргументированность ответов, степень ориентирования в материале, умение анализировать текст).
Домашнее задание (на СЛАЙДЕ 15)
Написать небольшое эссе (сочинение-рассуждение) на тему «В жизни всегда есть место подвигу»