Технологическая карта урока Папоротники.Особенности строения и жизнедеятельности

Технологическая карта урока
Тема урока «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности».
Учитель: Патокина Надежда Васильевна
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место,
Раскрыть: особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности папоротников.
Формировать:
- представление о приспособленности папоротников к среде обитания.
Систематизировать:
- знания учащихся о строении высших споровых растений.
Познакомить:
- учащихся с жизненным циклом папоротников.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.
Информационно-технологические ресурсы: Биология: 7 класс. Учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов
.
Средства обучения: компьютер и мультимедийная программа «Биология 7 класс. « Многообразие живых организмов»
таблица: «Папоротник щитовник мужской»; гербарный материал, лупы, раздаточный материал.



Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя

Деятельность учащихся
УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности













Целеполагание


Создать благоприятный психологический настрой на работу


Вступительное слово.
Все мы любим сказки. Вы знаете сказку
С. Т.Аксакова «Аленький цветочек». О чем эта сказка? Один купец решил отправиться в путь за товаром и перед отъездом спросил у дочерей, каких им хотелось бы гостинцев. Младшая дочь попросила аленький цветочек - это задание оказалось невероятно трудным. После долгих поисков цветочек был найден. Редкость и заповедность цветка стала причиной опасных приключений.

Что такое цветок с точки зрения ботаники?
- Генеративный орган, служащий для полового размножения растений.



Существует еще одно предание, только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, в густом лесу в полночь раскрывается удивительный цветок папоротника. Как писал Н. В. Гоголь в своем произведении Ночь накануне Ивана Купала»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся словно пламя, осветив и другие около себя». «Только смелый и удачливый человек мог заполучить цветок папоротника – разрыв – травы, от которого распадались все замки и запоры, и сами в руки давались клады».

Верно ли предание, о цветке папоротника и его чудодейственной силе?


Так цветет ли папоротник?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью папоротников.


Напомним себе классификацию папоротников














демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Обсуждают данную информацию, вопросы




слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.










На доске схема
Царство Растения
Низшие Высшие
Водоросли Споровые Семенные
Мхи голосеменные
Плауны покрытосем.
Хвощи
Папоротники
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.













Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями












Отвечают на вопросы.

Этап актуализации и пробного учебного действия;
Актуализация опорных знаний и способов действий
План изучения материала.
Что мы уже знаем о папоротниках?


Просмотр диска
Воспроизводят информацию

Задают вопросы
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные:
умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Этап выявления места и причины затруднения;
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Что значит сравнить?
Сравнение – способ познания посредством установления сходства и (или) различия объектов.
Сходство – то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.


Сделайте вывод о сходстве и различие хвоща полевого и папоротника.
Вывод: хвощи и папоротники – высшие споровые растения, с развитыми тканями, отличаются строением и функцией стеблей, листьев, побегов и расположением спорангиев.


Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания
Коммуникативные
Работа в партнёрстве
Регулятивные
целеполагание

Этап построения проекта выхода из затруднения;
Включение учащихся в целенаправленную деятельность


Выполняем лабораторную работу
« Строение папоротника»
На столах гербарий папоротника и лупы


Выполняют лабораторную работу
« Строение папоротника» стр. 32-33
№41
Личностные: осознают свои возможности в учении;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, , задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников Регулятивные: ориентируются в учебнике;

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Вернемся к нашему плану урока.
Дополним то, что мы узнали о строении и жизнедеятельности папоротников.




Познакомимся с размножением и жизненным циклом папоротников. Для этого выполним работу 40 в тетради «Строение и жизненный цикл папоротников» и в учебнике стр 63


Жизненная форма: многолетние травянистые растения. Встречаются и древовидные папоротники до 25 метров высотой.
Среда обитания: Тенистые влажные места (леса, овраги, болота) Встречаются и засухоустойчивые виды и водные растения.
Внешнее строение: высшие растения, имеет стебли, листья и корни (придаточные). Листья папоротников – вайи состоят из черешка и рассеченной пластинки, выполняют функцию фотосинтеза и спороношения. Стебель слабо развит..
Внутреннее строение (развитие тканей): Хорошо развитые проводящие, покровные и механические ткани.
Питание: Автотрофы, питаются в процессе фотосинтеза, так как листья содержат хлорофилл. Еще выполняют функцию спороношения.
Размножение: половое и бесполое (спорами и вегетативным способом -делением корневища)
Жизненный цикл. Жизненный цикл развития – совокупность всех фаз развития, начиная от зиготы до зрелого возраста растения, способного дать начало следующему поколению
В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование поколений полового и бесполого с преобладанием последнего.
Бесполое поколение представлено спорофитом - многолетним травянистым растением, на котором образуются споры. Половое поколение представлено заростком – зеленой многоклеточной фотосинтезирующей пластинкой или нитью. Оплодотворение папоротников связано с водой


Этап включения в систему знаний и повторения
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует работу обучающихся на 2-х уровнях – базовом и повышенном.

Работа с тренажёром «Папоротниковидные»
Приложение №2

Личностные
Оказание помощи
Познавательные
(каждый выбирает задания по возможности)
Регулятивные
Новая задача, новая цель.

Этап самостоятельной работы с проверкой
Выявление качества и уровня усвоения знаний





Раздаю ответы на листочке
Приложение№3




Работа с карточками по вариантам
(приложение №1)
Обмениваются работой и ставят оценки друг другу.
.Проверяют себя и снова ставят оценку через дробь
(самооценка)

Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Обратите внимание на домашнее задание.
стр.61-63,Сообщение
1.Разнообразие папоротников.
2.Значение в природе и жизни человека
3.Значение папоротников и хвощевидных в образование каменного угля


Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы
Коммуникативные
Обсуждение выполнения д/з

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
– Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?
Термины на доске
Дать понятие
-бесполое поколение
-половое поколение
-вайи
-сорусы
- споры
--заросток
-гаметофит
- спорофит
-антеридии
- архегонии
-гаметы
– С каким настроением вы уходите с урока?
Оценивание и выставление оценок, обсуждение.




Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
Коммуникативные анализ и обсуждение работы на уроке



Приложение №1 «Строение и жизнедеятельность папоротников»

Вариант 1
1.Папоротники – это а) только травянистые растения б) только кустарники в) травянистые и древовидные растения г) кустарники и травы
2.В отличие от мхов у папоротников есть: а) цветки б) корни в) стебель г) листья
3.Вода необходима папоротникам для а) передвижения б) дыхания в) размножения г) цветения
4.Месторождения каменного угля образовались из а) современных папоротников б) древних папоротников в) древних мхов г) древних водорослей
5.Считают, что от псилофитов произошли: а) покрытосеменные растения б) голосеменные растения в) папоротникообразные г) водоросли

Вариант 2
1.Хлорофилл в листьях папоротников находится в а) хроматофоре б) хлоропластах в) рассеян по цитоплазме клеток г)спорангиях
2.Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями потому, что:
а) они размножаются спорами б) у них есть проводящие сосуды стебля в) они способны к фотосинтезу г) у них есть половой процесс
3.Что является свидетельством древности папоротников:
а)размножение спорами б) отпечатки листьев в каменноугольных пластах в) существование травянистых и древесных форм г) все перечисленное
4.Спорофит папоротника – это: а) предросток б) заросток в) взрослое растение г) зигота
5) В отличие от мхов у папоротников нет: а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов

Вариант 3
1.Папоротники растут во влажных местах так как:
а) их размножение связано с водой б) это водное растение в) не переносят солнечных лучей г) не могут расти на сухой почве
2.Где расположены спорангии у папоротника: а) на спороносном колоске б) на корневище в) на листе г) на заростке
3.В отличие от мхов у папоротников нет: а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
4.Древовидные папоротники начали вымирать из-за а) увеличения водоемов б) поедания их растительными животными в) деятельности человека г) сухости климата
5.Папоротники имеют: а) листья, корневище, ризоиды б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды в) листья, корневища, корни г) листья, стебли, цветки
Вариант 4
1.Папоротники произошли от: а) водорослей б) мхов в) потомков псилофитов г) плаунов
2.от корневища папоротника отрастают: а) придаточные корни б) главный корень в) боковые корни
3.Древовидные папоротники сохранились в тропических лесах, так как там: а) мало населения б) жаркий и влажный климат в) много света г) нет покрытосеменных растений
4.Жизненные формы папоротников: а) кустарники и травы б) только кустарники в) только травянистые растения г) травянистые и древовидные растения
5.Взрослое растение папоротника – это: а) гаметофит б) спорангий в) спорофит г) заросток
Вариант 5
1.Листья папоротников называются а) спорангиями б) вайями в) заростком г) хроматофором
2.В отличие от мхов у папоротников нет а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
3.Вода необходима папоротникам для а) передвижения б) дыхания в) размножения г) цветения
4.Где расположены спорангии у папоротника: а) на спороносном колоске б) на корневище в) на листе г) на заростке
5.Месторождения каменного угля образовались из а) древних мхов б) древних папоротников в) современных папоротников г) древних водорослей
Вариант 6
1.Что является свидетельством древности папоротников:
а) существование древесных и травянистых форм б) отпечатки листьев в каменноугольных пластах в) размножение спорами г) все перечисленное
2.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов
3.Хлорофилл в листьях папоротников находится в:
а) спорангиях б) рассеян по цитоплазме клеток в) хлоропластах г) хроматофоре
4.Спорофит папоротника – это:
а) предросток б) заросток в) взрослое растение г) зигота
5.Папоротники считаются наиболее высокоорганизованными споровыми растениями потому, что:
а) у них есть проводящие сосуды стебля б) они способны к фотосинтезу в) они размножаются спорами г) у них есть половой процесс

Вариант 7
1.Древовидные папоротники начали вымирать из-за:
а) деятельности человека б) поедания их растительными животными в) сухости климата
г) увеличения площади водоемов
2.Папоротники имеют:
а) листья, корневища, ризоиды б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды в) листья, стебли, цветки г) листья, корневище, корни
3.папоротники растут во влажных местах так как:
а) их размножение связано с водой б) не переносят солнечных лучей в) не могут расти на сухой почве г) это водные растения
4.В отличие от мхов у папоротников нет:
а) листьев б) ризоидов в) стеблей г) спор
5.Где расположены спорангии у папоротника:
а) на спороносном колоске б) на листе в) на корневище г) на заростке
Вариант №8
1. Какие из перечисленных растений относятся к папоротниковидным:
A. Сфагнум Б. Псилофит B. Орляк Г. Сальвиния
2. Листья папоротника выполняют функцию:
A. Испарения излишней влаги Б. Размножения B. Фотосинтеза Г. Размножения и фотосинтеза
3. Гаметофит папоротника называется:
A. Заросток Б. Проросток B. Зигота Г. Зародыш
4. В жизненном цикле папоротника преобладает:
А. Спорофит Б. Гаметофит
5) В отличие от мхов у папоротников нет:
а) стеблей б) спор в) листьев г) ризоидов













Приложение№2







Приложение №3



Папоротники

Вариант №1

1-в
2-б
3-в
4-б
5-г





Папоротники

Вариант №2
1-б
2-б
3-б
4-в
5-г



Папоротники

Вариант №3
1-а
2-в
3-г
4-г
5-в



Папоротники

Вариант №4
1-в
2-а
3-б
4-г
5-в




Папоротники


Вариант №5

1-б
2-г
3-в
4-в
5-б



Папоротники

Вариант №6

1-б
2-г
3-в
4-в
5-а



Папоротники

Вариант №7

1-в
2-г
3-а
4-б
5-б



Папоротники

Вариант №8

1-в, г
2-г
3-а
4-а
5-г




Самоанализ урока
Патокина Н.В..
7А класс урок биологии.
Тема: «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности».
  Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации .
Планируемые результаты
Предметные:
Объяснять строение и жизнедеятельность папоротников: строение, питание, размножение
Определять основные органы растений.
Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им эволюционное объяснение
Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл
Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Метапредметными :
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории.
Личностные результаты :
демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека
Мотивация к учебной: деятельности: интерес к изучаемой теме формируется в ходе деятельности
( просмотр диска, работа с таблицей ,гербариями и сравнивание свое знание по этой теме)
Содержание урока.
1.Основное содержание урока соответствует программе и учебнику НМК Н.И. Сонина.
2.гармоничное сочетание предметных( работа с понятийным аппаратом) и универсальные учебные действия(личностные : учились рассматривать события с принятыми этическими и моральными нормами ;регулятивные: участвовали в постановке цели ,осуществляли само-и взаимоконтроль, корректировали свои действия и действия партнера, оценивали себя и партнера; познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме (лабораторная работа)обобщали знания о высших споровых растениях, о их размножении, чередовании поколений; , полового и бес полового, выдвигали предположение и обосновывали его; коммутативные; планировали сотрудничество с учителем и сверстниками, учились управлять поведением партнера.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная что соответствует решению основной задачи урока: Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение
Самостоятельная работа: 50% репродуктивного + творческий характер самостоятельной учебной деятельности.
Структура урока соответствует теме, цели планируемого результата.
Оценивание деятельности учащихся на уроке: сочетание методов педагогического оценивания и само и взаимооценки.
Результативность урока: цель достигнута, основная дидактическая задача решена( полученные знания применялись на практике: лабораторная работа.




для Патокиной Заголовок 115