Урок биологии по теме Бактерии: строение и жизнедеятельность. 5-й класс


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5 - й класс Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями. Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД. Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать те му проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Поз навательные УУД: структурировать знания; анализи ровать текст и рисунки учебника , сравнения роли бактерий - автотрофов и бактерий - гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проек тной деятельности под руководством учителя - консультанта. Тип урока: урок введения нового материала. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа. Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии. Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Бактерии”; ЭОР текст “Общая характеристика бактерий”, гипертекст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бак терий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианоба ктерий”; презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность”. Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут). I. Актуализация знаний (5 мин). Вспомните У каких организмов тело не состоит из клеток? На какие царства организмов делят живой мир? Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека? II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях. III. Ф ормулирование темы урока, постановка цели (3 мин). Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях? IV. Изучение нового материала (20 мин). 1. Общая характеристика бактерий. Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами: Кто такие бактерии? Какая наука их изучает? Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника со с. 3 9, текст ЭОР “Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии. http://files.schoo l - collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e - 1764 - 48e4 - 9b57 - 04800589f505/%5BBI6ZD_14 - 01%5D_%5BIL_01%5D.html В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий. Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Для ответа на него просит учащихся прочита ть текст о бактериях - гигантах на соответствующем слайде презентации ( приложение 1 ): есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом [4]. Затем учащиеся анализируют ЭОР “Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий” http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e - 9777 - 40f5 - 9975 - 8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_01%5D.htm Заполняют в тетради схему “Формы бактерий” и зарисовывают их <рисунок 1>, сравнивают изображение схемы на со ответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют. После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования. 2. Строение бактериальной клетки. Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”. Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей <рисунок 2 >, сравнить рисунок с изображённым на слайде презентации, в случае необходимости откорректировать его. Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий. Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе. Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят расте ния, грибы, животные, в том числе человек. 3. Процессы жизнедеятельности бактерий. Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 “Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР “Питание бактерий”. htt p://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8 - 4e8c - 4b20 - b14c - 65a4970d577f/%5BBI6RA_14 - 01%5D_%5BAN_03%5D.swf Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”. http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7 - 42ad - 462f - 817e - 3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_02%5D.htm Типы питания бактерий Автотрофы Гетеротрофы используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии. используют органические соединения для построения органических веществ бактерии. Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии). Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии). Сапрофиты извлекают питательные вещества из мёртвых тел. Паразиты питаются органическими веществами живых тел. Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы. http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e - 9777 - 40f5 - 9975 - 8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_01%5D.htm Условия жизни бактерий Аэробные Анаэробные живут в воздухе живут в бескислородной среде Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии. Энергию получают в результате брожения – древний и энергетически маловыгодный процесс. Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию. http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000337 - 1000 - 4ddd - 3b5e - 010046bb2fd1/0024.swf После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бакте рии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20 - 30 минут. Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как бактерии переносят неблагоприятные условия сре ды?” и предлагает просмотреть анимацию ЭОР “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”. http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore /00000338 - 1000 - 4ddd - 4de3 - 040046bb2fd1/0025.swf В ЭОР “Общая характеристика бактерий” http://files.school - collection.edu.ru /dlrstore/41bc632e - 9777 - 40f5 - 9975 - 8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_01%5D.htm учащиеся находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются. Затем учи тель предлагает учащимся выполнить физкультминутку. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. V. Закрепление нового материала (5 мин). Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”. http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/0000033b - 1000 - 4ddd - 73a0 - 0d0046 bb 2 fd 1/0028. swf http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /00000339 - 1000 - 4 ddd - ccea - 070046 bb 2 fd 1/0029. swf http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000342 - 1000 - 4ddd - 2421 - 250046bb2fd1/0046.swf VI. Контролирующее задание (5 мин). Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания по двум вариантам ( приложение 2 ). VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “ Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем [6]. VIII. Домашнее задание (2 мин). Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа. По выбору: – изучить дополнительный текст со с. 38; – либо индивидуально, либо в паре, либо группой: – выполните модель бактериальной клетки; – подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”; – придумайте научно - популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить св оё произведение как сценарий фильма или мультфильма; – заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой. Методика проведения опыта Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь дл я бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2 - 3 часов в 1 % - м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питател ьная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2 - 3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини - доклад о своём опыте на следующем уроке биологии [5]. Источники 1. Биология: 5 класс: учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 128 с.: ил. 2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 80 с. 3. Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана - Граф, 160 с. 4. Биология: энциклопедия для детей, том 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова и др., издание второе, переработанное и дополненное. Москва “Аванта+”, 1994. 5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю). 6. http://www.zankov.ru/exp/article=2152 7. Список используемых на данном уроке ЭОР ( приложение 3 ). Приложения: 1. Презентация урока 2. Тестирование 3. Список используемых ресурсов Приложение №1 Приложение №2 Контролирующее задание Вариант I Часть А Выберите один правильный и наиболее полный ответ. А1. Бактерии относят к: 1 ) царству растений; 3 ) царству грибов; 2 ) царству животных; 4 ) самостоятельному царству. А2. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключает ся в отсутствии: 1 ) клеточной оболочки; 3 ) цитоплазмы; 2 ) ядерного вещества; 4 ) ядра. А3. Бактерии, для которых характерно образование цепочек округлых клеток, носят назва - ние: 1 ) кокки; 3 ) стафилококки; 2 ) стрептококки; 4 ) диплококки. А4. Бактерии, имеющие форму палочки, носят название: 1 ) бациллы; 3) вибрионы; 2 ) спириллы; 4 ) кокки. А5. Бактерии, питающиеся органическими вещества мёртвых тел, носят название: 1 ) гетеротрофы; 3 ) симбионты; 2 ) сапротрофы; г) паразиты. А6. Главной особенностью аэробных бактерий является то, что они: 1 ) развиваются только при доступе воздуха; 2 ) не нуждаются в кислороде; 3 ) имеют очень крупные размеры клетки; 4 ) образуют споры. Часть В В1. Выберите три верных ответа. 1. Все бактерии являются автотрофами. 2. В клетках цианобактерий содержится хлорофилл. 3. Цитоплазма бактериальной клетки постоянно движется. 4. Бактерии являются прокариотами. 5. В ходе аэробного дыхания выделяется меньше энергии, чем в ходе анаэробного дыхания. 6. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку. В2. Установите соответствие. А. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. Б. Дел ятся на симбионты, сапротрофы, 1. Автотрофы. паразиты. 2. Гетеротрофы. В. Имеют хлорофилл, способны к фотосинтезу. Г. Бактерии, потребляющие готовые орган ические Вещества. Д. Цианобактерии образуют органические вещества и выделяют кислород. Ответ: А Б В Г Д Часть С Как отличить клетку прокариот от клетки эукариот? Приведите примеры организмов этих групп. Вариант II Часть А Выберите один правильный и наиболее полный ответ. А1. Раздел микробиологии, изучающий бактерии: 1 ) ботаника; 3 ) биология; 2 ) бактериология; 4 ) вирусология. А2. Клетки бактерий ка к и клетки растений имеют: 1 ) ядро; 3 ) подвижную цитоплазму; 2 ) вакуоли; 4 ) клеточную стенку. А3. Бактерии, для которых характерно образование гроздьев округлых клеток, носят на - звание: 1 ) кокки; 3 ) стафилококки; 2 ) стрептококки; 4 ) диплококки. А4. Бактерии, изогнутые в форме запятой, носят название: 1 ) бациллы; 3 ) вибрионы; 2 ) спириллы; 4 ) кокки. А5. Цианобактерии по способу питания являются: 1 ) паразитами; 2 ) сапротрофами; 3 ) хемосинтезирующими автотрофами; 4 ) фотосинтезирующими автотрофами. А6. Главной особенностью анаэробных бактерий является то, что они: 1 ) развиваются только при дос тупе воздуха; 2 ) не нуждаются в кислороде; 3 ) имеют очень крупные размеры клетки; 4 ) образуют споры. Часть В В1. Выберите три верных ответа. 1. Среди бактерий есть гетеротрофы. 2. В бактериальной клетке имеется крупное ядро. 3. Из всех ныне живущих организмов бактерии являются самыми древними. 4. Цианобактерии осуществляют фотосинтез. 5. Серди бактерий есть многоклеточные организмы. 6. Аэробное дыхание называется брожение. В2. Установите соответствие. А. Имеют оформленное ядро. Б. В эту группу входят бактерии. В. Наследственное вещество 1. Прокариоты. (молекула органи ческого вещества) 2. Эукариоты. не отделено от цитоплазмы, а прикреплено к клеточной мембране. Г. Имеют оформленное ядро с ядерной оболочкой. Д. К этой группе относятся растения, грибы, животные, в том числе человек. Ответ: А Б В Г Д Часть С Объясните термины «автотроф» и «гетеротроф».Приведите примеры бактерий этих групп. Приложение №3 П еречень используемых на данном уроке ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъ явления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмен ты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1. Общая характеристика бактерий Информационн ый, мультимедиа Слайд, текст http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/37bcf0 5e - 1764 - 48e4 - 9b57 - 04800589f505/%5BBI6ZD_14 - 01%5D_%5BIL_01%5D.html 2. Общая характеристика бактерий Информационн ый, мультимедиа Гипертекст / гипертекст с иллюстрациям и http://files.school - co llection.edu.ru/dlrstore/41bc6 32e - 9777 - 40f5 - 9975 - 8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_01%5D.htm 3 . Питание бактерий Информационн ый, мультимедиа Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/bf2cce e8 - 4e8c - 4b20 - b14c - 65a4970d577f/%5BBI6RA_14 - 01%5D_%5BAN_03%5D.swf 4 . Типы питания бактерий Информационн ый, мультимедиа Иллюстрация, гипертекст http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/5 b585 ae7 - 42ad - 462f - 817e - 3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07 - 50%5D_%5BTI_02%5D.htm 5 . Размножение бактерий Информационн ый, мультимедиа Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000 337 - 1000 - 4ddd - 3b5e - 010046bb2fd1/0024.swf 6. Приспособленно сть бактерий к неблагоприятны м условия м Информационн ый, мультимедиа Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000 338 - 1000 - 4ddd - 4de3 - 040046bb2fd1/0025.swf 7 . Составление схемы строения бактериальной клетки Практический, интерактивное задание Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000 33b - 1000 - 4ddd - 73a0 - 0d0046bb2fd1/0028.swf 8 . Формы бактериальных клеток Практический, интерактивное задание Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000 339 - 1000 - 4dd d - ccea - 070046bb2fd1/0029.swf 9 . Составление схемы «Питание цианобактерий» Практический, ин тер активное задание Flash - анимация http://files.school - collection.edu.ru/dlrstore/00000 342 - 1000 - 4ddd - 2421 - 250046bb2fd1/0046.swf