Технологическая карта по биологии. Строение и многообразие бактерий. Значение бактерий.


Грайворонский район, МБОУ Добросельская ООШ, Учитель химии и биологии Лямцева Э.А.
Технологическая карта по биологии
Тема урока : Строение и многообразие бактерий. Значение бактерий.
Класс : 6
Целевые ориентации урока:
Личностные:
Формирование представлений о научной картине мира через рассмотрение строения бактерий, формирование экологической грамотности.
Метапредметные:
Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные:
Формирование знаний о особенностях строении бактерий, размножении, питании, их значении и роли в жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные умения:
- формирование познавательных интересов;
- формирование личностного отношения к бактериям;
- понимание практической значимости бактерий;
Метапредметные умения:
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, работать с рисунками, умение делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные:
ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Предметные умения.
Ученик должен знать: знать общую характеристику царства Бактерий, организацию строения, значение в природе и роль в жизни человека и хозяйственной деятельности.
Ученик должен уметь: характеризовать царство Бактерий, применять полученные знания в своей жизнедеятельности.
Средства обучения:
Информационный материал: рисунки учебника.
Демонстрационный материал: таблицы по теме «Строение и многообразие бактерий», «Значение бактерий»
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Бактерии»

Этап
Деятельность
Формируемые УУД


учителя
ученика


1.Организационный-

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
Самоорганизация.
Самопроверка готовности к уроку.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. .Посмотрите на доску и скажите : «Какие царства живой природы здесь представлены?»
О каких организмах идет речь?
Какова цель нашего урока?
Что вы уже знаете об этих организмах?
Что бы вы хотели узнать на уроке?
Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Регулятивные:
Целеполагание

3 . Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний Постановка проблемы
Открытие нового через её решение


















Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий?
1)Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
2) Какие организмы, из изображённых на рисунке, нельзя отнести к бактериям? Почему
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. 3) На рисунке вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Параграф 5 (стр 29) и 4 (стр25)

Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.


4. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.

Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе


Коммуникативные- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные -ценностно-смысловая ориентация
Регулятивные-организация учащимися своей учебной деятельности
Познавательные-поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза

Выполняет упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.
Повторяют упражнения за учителем


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание23 (стр 14) в рабочей тетради.
4)Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 22, стр 14).Зарисуйте бактериальную клетку (задание «по желанию»)
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?.(У доски)
5) Формы бактериальных клеток разнообразны(.задание 21,стр 14).
Проверьте работу соседа по парте в рабочей тетради, поставьте оценку.
-Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.
Выполните в рабочей тетради задание № 24, с. 15 .

Выполняют задания в рабочей тетради.
Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами). Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.


Личностные- адекватно понимать границы собственного знания и «незнания»,
Регулятивные- умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки

Первичное закрепление
Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
т°Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций.(выступление групп сопровождается иллюстрациями, презентациями и др .наглядностью)
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.(задание 4 в рабочем листе).
Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям
Делают вывод об огромной роли бактерий
Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
Личностные- нравственно-этическая ориентация усвояемого результата,
Коммуникативные- продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками


3.Рефлексивно-оценочный
Закрепление знаний

Организует закрепление материала и рефлексию.
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока (задание 1).Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)
Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста (задание 5).Посмотрите на доску с правильными ответами,проверте себя. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Осуществляют рефлексию.

Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
Личностные:

Профессиональное и жизненное определение
Регулятивные
Планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Комментирует домашнее задание
1)-общее
2)-5)-выполняется по желанию учениками, интересующимися биологией.1)Параграф 11-прочитать,знать основные термины ,ответить на вопросы 1-4стр 47 (у).
2)Творческое задание :придумайте научно-популярный рассказ ,в котором бактерии играли бы важную роль.
3)Задача: Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1 мм3 воздуха, если известно, что в морском воздухе на 1 мм3 воздуха содержится 1 бактерия, в воздухе городского парка в 400 раз больше ,на городской улице в 12 раз больше ,чем в парке. Сколько их будет через 1 час?
5)Подготовьте сообщение на тему «Профессия микробиолог».
Записывают и выбирают домашнее задание




Регулятивные – планирование своих действий


Приложение 1
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.


Литература
1.Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. На электронных носителях (DVD) / [В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г.Гапонюк] ;под ред. Изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.-160 с. : - (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
2.Биология в схемах и таблицах / авт.-сост. Е.Л.Жеребцова-СПб. : Тригоню, 2009. – 128с.
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/736d4f86-4f08-4f35-9523-cb591fc5ce68/79074/?interface=catalog&class=48&subject=29
















Заголовок 515