«Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека»


Конспект урока «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека» разработал учитель биологии
МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» Винтер Григорий Электронович.


Этапы урока
Деятельность
Формируемые УУД и планируемые результаты деятельности учащихся


учителя
обучающихся







Часть I.

Целеполагание








Компоненты урока:
организационный;
целевой.











Приветствует детей.
Сообщает учащимся тему урока.
Предлагает учащимся самостоятельно поставить цели урока, используя при этом распечатку с кратким смысловым содержанием темы « Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека».






Приветствуют учителя.
Используя распечатку с кратким содержанием темы «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека», формулируют 3-4 основные цели урока.
УУД:
- коммуникативные;
- информационные
(уметь работать с учебной литературой и справочным материалом);
- общекультурные.

Планируемый результат деятельности учащихся:

верно поставленные цели.

Предполагаемые цели урока, которые должны быть поставлены учащимися:
1)Изучить строение бактерий;
2) Изучить группы бактерий;
3) Сделать вывод о значении бактерий для различных объектов живой природы и человека.

Время исполнения:

– работа с распечаткой – 4 мин.;
- формулирование целей – 3 мин.
Всего времени, затраченного на целеполагание – 7 мин.
+1 мин. – организацион. момент




Часть II.
Мотивация к учебной деятельности






Компонент урока:
- мотивационный.





Учитель предлагает
учащимся рассказать о строении бактерий и об их основных отличиях от растительной клетки.

Мотивация к учебной деятельности проходит в виде быстрого фронтального опроса уже пройденного материала:
учащиеся с места отвечают о строении бактерий, об их сходстве и различии с уже изученной растительной клеткой.


УУД:
- коммуникативные;
- учебно-познавательные (знать строение растительной клетки, знать строение бактерий);
- рефлексивные;
- сравнительно-аналитические (уметь сравнивать биологические объекты и делать выводы об их сходствах, различиях и особенностях);
- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации);
- общекультурные.

Планируемый результат деятельности учащихся:
- учащиеся демонстрируют знание строения растит. клетки;
- учащиеся демонстрируют знание строения бактерии;
- учащиеся находят основные сходства и различия между растительной клеткой и бактериями.

Время исполнения:
6 минут.
Всего времени с начала урока:
14 минут.







Часть III.

Открытие новых знаний








Компонент урока:
- содержательный.







Вместе с учащимися ставит задачи по изучению содержания логически-смысловой модели «Бактерии» и её переработке в логическую схему с более подробным смысловым содержанием.
Делит класс на группы.

В соответствии с поставленными задачами, даёт учащимся задания на группировку свойств и функций бактерий по способу питания, жизненной форме, способам дыхания, экологическим группам, способам размножения и значению для биологических объектов, в т.ч. человека.












Учащиеся вместе с учителем, используя логически-смысловую модель «Бактерии», ставят перед собой задачи по её изучению и переработке в логическую схему с более подробным смысловым содержанием.

Далее учащиеся работают в 3 группах, созданных для проведения группового эксперимента по поиску и обработке информации в логически-смысловой модели «Бактерии». Находят ответы на поставленные задачи и дополняют
смысловое содержание данной модели с помощью учебника. Результат выполнения поставленных перед рабочей группой задач заносятся учащимися в тетрадь.

Каждая группа фиксируют время выполнения задания, которое заносится на интерактивную доску.
УУД:
- коммуникативные;
- учебно-познавательные (познание нового об экологических группах и особенностях бактерий);
- сравнительно-аналитические (уметь сравнивать, сопоставлять и находить общее смысловое наполнение по теме урока в двух разных информационных источниках);
- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации в единую логическую схему)
- общекультурные.



Планируемый результат деятельности учащихся:
Результаты группового эксперимента по поиску информации в логически-смысловой модели «Бактерии» и её переработке в иную форму с более подробным смысловым содержанием отображаются учащимися в тетради в виде логической схемы, содержащей ответы на задачи, поставленные учителем перед данной временной учебной группой. При выполнении задания учащиеся раскрывают смысловое содержание логически-смысловой модели «Бактерии» с помощью учебника В.В. Пасечника «Биология: бактерии, грибы, растения», М., 2010.

Время исполнения:
- формулирования задач по логически-смысловой модели; «Бактерии» - 3 минуты;
- работа над выполнением группового эксперимента – 10 минут;
- организационные моменты и перенос данных о времени, фактически потраченном на выполнение задания, на интерактивную доску – 2 минуты.

Всего времени с начала урока:
30 минут.





Часть IV.

Выявление места и причины затруднений

Первичное закрепление нового материала во время работы с терминами.



Компоненты урока:
- содержательный;
- рефлексивный.
Учитель спрашивает учащихся, какие биологические термины, используемые в логически-смысловой модели «Бактерии» или в п. №№ 6-7 учебника В.В. Пасечника «Биология: бактерии, грибы, растения», М., 2010, ими оказались непоняты или требуют дополнительного объяснения

Фронтальная работа: перечисляют учителю термины, смысловое содержание которых вызвало затруднения.
Вместе с учителем обсуждают значение терминов.
Выписывают новые термины в терминологический словарь в тетради.
УУД:
- коммуникативные;
- учебно-познавательные (введение в лексикон новых терминов и познание их смыслового содержания);
- информационные (уметь преобразовывать различные виды информации);
- общекультурные.

Планируемый результат деятельности учащихся:
Полное понимание смыслового наполнения биологических терминов по теме «Бактерии».
Заполнение вышеназванными терминами специального словаря в тетради.
Использование биологических терминов по теме «Бактерии» для проверки правильности выполнения поставленных перед рабочей группой задач.

Время исполнения:
5 минут.

Всего времени с начала урока:
35 минут.




Часть V.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Включение в систему знаний и повторение.






Компоненты урока:
- рефлексивный;
- контрольно-оценочный.



На интерактивную доску выводится начало фраз:
Я сегодня узнал
Я сегодня научился
Мне понравилось
Мне было трудно
Я не разобрался
На уроке я понял, что

После быстрого обсуждения изученного на уроке, предлагает сделать общий вывод с урока.


Учащиеся по выбору отвечают на один из вопросов, выведенных на интерактивную доску.
Рассказывают, где можно применить знания о бактериях, почему эти знания полезны.
Делают общий вывод с урока.
УУД:
- коммуникативные;
- прагматические
(учащиеся рассказывают о пользе лактобактерий и способах предохранения от инфекций, возбудителями которых являются болезнетворные бактерии);
- сравнительно-аналитические ( умение сопоставлять уровни знаний, умение делать вывод);
- рефлексивные.

Планируемый результат деятельности учащихся:

Рефлексия проделанной на уроке работы, выделение «узких» мест, где изучаемый материал понят не полностью, конкретизация практической направленности темы «Бактерии».

Время исполнения:
8 минут.

Всего времени с начала урока:
43 минуты.


Часть VI.

Дифференцированное домашнее задание:
Предлагает три группы заданий, соответствующих различным уровням сложности.
Задания высвечиваются на интерактивной доске.
Записывают задания.
Обсуждают между собой возможность объединения в рабочие группы для выполнения творческих заданий.
Время исполнения:
2 минуты.

Всего времени с начала урока:
45 минут.






Конспект урока «Жизнедеятельность бактерий и их роль в природе и жизни человека» разработал учитель биологии
МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» Винтер Григорий Электронович.
 
·