Сценарий литературного вечера посвященного творчеству Расула Гамзатова

Сценарий
литературного вечера, посвященного творчеству Расула Гамзатова.

Оборудование: портрет Р.Гамзатова, кадры соответствующие содержанию стихов
Эпиграф в форме инсценированной композиции по стихам Р.Гамзатова с национальными мотивами (народные промыслы Дагестана)

Открывается занавес. Звучит дагестанская мелодия
Чтение сопровождается действиями

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

Смеемся или хмурим брови,
Для нас в любые времена
В раздумье , в поступке , в слове
Таинственность заключена

Когда коня седлает во дворе
В неблизкий путь собравшейся мужчина,
Его всегда встречает на заре
Горянка с полным до краев кувшином

Мать люльку качает в ауле,
А где-то под желтой луной
Свистят ненасытные пули ,
И вспять не вернуть ни одной
Но каждый своей параллелью
Мир чает: Придут времена,
Как женщина над колыбелью,
Склонится над ним тишина.

Мне кажется, порою что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
НЕ в землю эту полегли когда то
А превратились в белых журавлей.








От слепой молвы бродячей
Нет у женщин талисмана,
Но клянусь душою зрячей:
НЕ найти в тебе изъяна.

Пусть любовь считает кто-то
Наваждением шайтана
Что ж? Тонка его работа ,
Если нет в тебе изъяна

Подарки , дары, подношенья –
Идет ходуном голова .
Бесплатное к ним приложенье
Людских пожеланий слова

Кастрюля подарена Асе,
И сказано к месту вполне:
«Пускай не тоскует о мясе
Кастрюля на жарком огне!»

Есть в каждом ауле обычай,
И речка, своя и родник,
И даже особый отличный
От прочих селений язык.

Вот так и у девушки каждой ,
Что учится здесь, приглядись:
Свой день за плечами вчерашний ,
Судьба своя, чаянья , жизнь.

Звучит музыка
Голос из-за сцены (На экране кадры из жизни Р.Гамзатова)


Если в мире тысяча мужчин.

Если в мире тысяча мужчин
Снарядить тебе готова сватов,
Знай, что в этой тысяче мужчин
Нахожусь и я- Расул Гамзатов.

Если пленены тобой давно
Сто мужчин,
Чья кровь несется с гулом,
Разглядеть меж них не мудрено
Горца, нареченного Расулом

Если десять влюблены в тебя
Истинных мужей-
Огня не спрятав,
Среди них, ликуя и скорбя,
Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если без ума всего один
От тебя, не склонная к посулам,
Знай, что с облачных вершин
Горец, именуемы й Расулом.

Если не влюблен в тебя никто
И грустней ты сумрачных закатов ,
Значит, на базальтовом плато
Погребен в горах Расул Гамзатов


Ведущий: Наш педагогический колледж имеет честь носить имя Р.Гамзатова. Это ко многому обязывает, и мы традиционно каждый год проводим месячники, посвященные творчеству нашего великого земляка. Знать его поэзию - это значить учиться. Учиться любить Родину, Дагестан, его людей, обычаи, природу, историю
Расул Гамзатов - не только поэт, он- Учитель. И каждый из нас должен помнить об этом. Творчество поэта обширно во всех отношениях, он создал замечательные произведения самых различных жанров: стихотворения, поэмы, сонеты, эпиграммы, послания, афористические надписи, философские эссе
Столь же широка тематика его творчества. Расул Гамзатов воспел страну гор, ее обычаи, природу, людей, героическую историю .
Большое место в его стихах занимают стихи о матери, об отце и братьях.
Стихотворение об отце


Шагая к людям собственной тропою,
Не замыкаясь в тесный круг семьи ,
Делил отец мой , родина, с тобою
И горести, и радости твои.
Казалось ,
Становился он моложе,
Когда взбирался на вершины гор.
Любил он море, но ему дороже моря
Был земной простор

Не потому ль , что хлеб родится в поле
И вьются тропы к холмикам могил,
Познавший цену радости и боли,
Твою, отчизна , землю он любил!

Еще он птиц любил под небесами,
И облака , и ливня великий гром
Я на тебя смотрю его глазами
И думаю о будущем твоим

Нет мой отец не мог с тобой расстаться
И у минут последних на краю
Он завещал мне все свое богатство
Любовь к тебе нетленную свою!

Ведущий: Судьба Расула Гамзатова - судьба его народа. Это он подчеркивает в стихах

Стихотворение «В дни цветения и в дни листопада .

В дни цветенья и в дни листопада
В мире, склонном к надеждам благим,
Мне отдельного счастья не надо,
Недоступного людям другим.

Мне не надо отдельного неба,
Чья заря подсветила росу,
Мне не надо отдельного хлеба
И отдельной охоты в лесу.

От других я ничем не отличный,
И не надо, коль слягу опять,
Мне отдельной палаты больничной
И лекарств, что другим не достать.

Там, где ходят стихи, как когда-то,
Наподобие чаш круговых,
Вы любите меня не предвзято,
Вы судите меня, как других.

И хочу, чтобы долю делили,
Как в бою мы, солдатам под стать.
Не в отдельной, а в братской могиле
Я готов после смерти лежать.

(Перевод Я. Козловского)

Ведущий: Р.Гамзатов глубоко переживал, если ему приходилось встречаться с негативными явлениями в нашей жизни . Он никогда не закрывал глаза и смело писал об многих отрицательных сторонах в жизни общества.
Стихотворение «Посредственность»


Посредственность

Я не люблю посредственность судьбы,
Хотя так много серости на свете .
Спешит склонить услужливые лбы
В ту сторону, откуда дует ветер.

Бывает спор меж небом и землей
И гром, и град, и молний пантомима...
И меж друзьями может грянуть бой,
Лишь серость, как всегда, невозмутим.

Посредственных чиновников толпа,
Как век назад толкается у трона.
И катится, как под гору арба,
Поклон подобострастный за поклоном.

Посредственных поэтов череда
Спещит гуськом на творческую спевку,
И Муза, умирая от стыда,
Выходит на панель продажной девкой.

Заполонила серость все кругом,
И от нее не скрыться, как ни странно.
Захлопнешь дверь,
забьешь гвоздями дом
Таращится она с телеэкрана.

Жужжит реклама, как веретено,
Назойлива, хотя всегда убога.
Она успешно выжила давно
С экранов наших Пушкина и Блока.

Посредственность без меры, без конца
Заполнила высокие трибуны,
И микрофоны, заглушив сердца,
Гремят сегодня громче горских бубнов.


Ведущий: Истинный патриот, Расул Гамзатов так воспел природу Дагестана , что о нашем крае услышал весь мир. Именно через призму великого творчества поэта в самых разных странах люди увидели Дагестан во всем его национальном и культурном многообразии. Любви к родному краю и его людям можно учиться на творчестве Р.Гамзатова

Звучит песня «По горным дорогам»


Стихотворения:
а) «И люблю малиновый рассвет я»

И люблю малиновый рассвет я,
И люблю молитвенный закат,
И люблю медовый первоцвет я,
И люблю багровый листопад.
И люблю не дома, а на воле,
В чистом поле, на хмельной траве, Задремать и пролежать, доколе
Не склонится месяц к голове.
Без зурны могу и без чунгура
Наслаждаться музыкою я,
Иначе так часто ни к чему бы Приходить мне на берег ручья.
Я без крова обошелся б даже,
Мне не надо в жизни ничего.
Только б горы, скалы их и кряжи
Были возле сердца моего.

б) «Молитва» (на русском и английском языке)


Молитва

Когда поднимешься к вершинам синим,
Где достают рукою небосвод,
Когда услышишь, как река в теснине
Который век все ту же песнь поет.
Когда увидишь: в небе кружит птица,
А по изгибам гор ползут стада,
Родной земле захочешь ты молиться,
Хоть не молился в жизни никогда.

Когда за далью моря корабельный
Увидишь ты, как солнце шар поблек,
И будто в лампе десятилинейной
Прикрутит вечер блеклый фитилек.
Когда увидишь: солнце в море тонет
И режет солнце пополам вода,
Ты склонишься в молитвенном поклоне,
Хоть ты и не молился никогда.

Увидишь, ты как пожилые люди,
Сидят свои седины теребя,
Как женщина ребенка кормит грудью,
И в сотый раз все потрясет тебя.
И все, что на земле, что в небе синем,
Захочешь ты постичь , и вот тогда
Застынешь, и молитва горлом хлынет,
Хоть ты молитв не слышал никогда!


Ведущий: Традиции, обычаи дагестанцев ярко и емко показаны поэтом.
Инсценировка стихотворения «Старые горцы»в исполнении группы студентов.

СТАРЫЕ ГОРЦЫ

Они в горах живут высоко,
С времен пророка ли, бог весть,
И выше всех вершин Востока
Считают собственную честь.

И никому не сбить их с толка,
Такая зоркость им дана,
Что на любого глянут только
И уж видна его цена.

И перед боем горцам старым
От века ясно наперед,
Кто выстоит, подобно скалам,
Кто на колени упадет.
И ложь почувствуют тотчас же, Из чьих бы уст она ни шла; Какой бы хитрой, и тончайшей, И золоченой ни была.
Они горды не от гордыни, И знаю: им секрет открыт,
О чем в обуглившейся сини
Звезда с звездою говорит.
Они горды не от гордыни.
Путь уступая их коню,
Я, в гору еду ли, с горы ли,
Пред ними голову клоню.


Ведущий: В творчестве Р.Гамзатова выделяется редкий жанр надписей:
Это своего рода поэтическое открытие автора, так как аналогов в мировой поэзии мало. Афористичные, философские, юмористические надписи на дверях и воротах, на могильных камнях, на часах, на кинжалах и светильниках, на кубачинских, балхарских, унцукульских изделиях, на книгах и колыбелях, на седлах, на пандуре отличаются дагестанским национальным колоритом и тонко показывают традиции нашего народа. Это поистине миниатюрная энциклопедия Дагестана.

(Надписи , читает студентка)

Надписи на воротах

« Входи, прохожий, отворяй ворота.
Я не спрошу откуда, чей ты, кто ты?»

«Стучите ночью и средь бела дня:
Стук гостя – это песня для меня»

«Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать , друзья,
И сердце отперто для вас
И дверь моя»

Надписи на придорожных камнях:

«Чтоб владеть кинжалом, помни, друг
Голова куда нужнее рук»

«Для дружеской руки -
Вот рукоять моя.
Для вражеской груди –
Сталь острия!»

Надписи на винных рогах:

«Порой не знает даже бог
Того, что слышал винный рог»

Надписи на очагах и каминах:

«Куда бы ни был брошен судьбой,
Его тепло ты унесешь с собой»

«Тепло родного очага теплей,
Чем просто жар горящих в нем углей»

Надписи на скалах:

«Любовь джигита, мужество орла
Не спрашивают высока ль скала»

Надписи на книгах:

«Страница здесь похожа на окно:
Открывшему увидеть мир дано

«Книга – зеркало для мудреца,
В ней видны черты его лица»

«И верный друг и гость случайный,
Она тебя поднимет ввысь,
Мир озарит, откроет тайны,-
Ты только слушать согласись»

Надписи на знаменах:

«Мужчина, будь достоин
В руке его держать
Ведь если сабля-воин,
То знамя – это рать»

«Падут джигиты на полях,
А знамя не падет:
Его древко в своих руках
Сжимает весь народ» .

«В Ахвахе» (инсценировка» в исполнении студентов)

В АХВАХЕ Другу Мусе Магомедову
Чтоб сердце билось учащенно, Давай отправимся в Ахвах, Узнаем, молоды ль еще мы Иль отгуляли в женихах?
Тряхнем - ка юностью в Ахвахе И вновь,
как там заведено, Свои забросим мы папахи К одной из девушек в окно.
И станет сразу нам понятно, В кого девчонка влюблена: Чья шапка вылетит обратно, К тому девчонка холодна.
...Я вспоминаю месяц тонкий, Поры весенней вечера И о любви лихие толки, Все это было не вчера.
В тот давний год подростком ставший, Не сверстников в ауле я, А тех, кто был немного старше, Старался залучить в друзья.
Не потому ли очутился С парнями во дворе одном, Где раньше срока отличился, И не раскаиваюсь в том.
Листва шуршала, словно пена, Светила тонкая луна, Мы долго слушали, как пела Горянка, сидя у окна.
Про солнце пела, и про звезды, И про того, кто сердцу мил. Пусть он спешит, пока не поздно, Пока другой не полюбил.
Что стала трепетнее птахи Моя душа не мудрено, А парни скинули папахи И стали целиться в окно.
Здесь не нужна была сноровка, Я. словно жребий: да иль нет,
· Как равный кепку бросил ловко За их папахами вослед.


Казалось, не дышал я вовсе,
Когда папахи по одной,
Как будто из закута овцы,
Выскакивали под луной.
И кепка с козырьком, похожим
На перебитое крыло,
Когда упала наземь тоже,
Я понял мне не повезло.
А девушка из состраданья
Сказала:
«Мальчик, погоди.
Пришел ты рано на свиданье,
Попозже, милый, приходи».

Дрожа от горя, как от страха,
Ушел я раненый юнец.
А кто-то за своей папахой
В окно распахнутое лез.

Промчались годы, словно воды,
Не раз листвы кружили прах.
Как через горы, через годы
Приехал снова я в Ахвах.

Невесты горские...
Я пал ли
На поле времени для них?
Со мной другие парни были,
И я был старше остальных.

Все как тогда: и песня та же,
И шелест листьев в тишине.
И вижу,
показалось даже,
Я ту же девушку в окне.

Когда пошли папахи в дело,
О счастье девушку моля,
В окно раскрытое влетела
И шляпа модная моя.

Вздыхали парни, опечалясь, Ах, отрезвляющая быль: Папахи наземь возвращались, Слегка приподнимая пыль.
И, отлетев почти к воротам, Широкополая моя Упала шляпа, как ворона, Подстреленная из ружья.
И девушка из состраданья Сказала, будто бы в укор: «Пришел ты поздно на свиданье, Где пропадал ты до сих пор?»

Все как тогда, все так похоже. И звезды видели с небес: Другой, что был меня моложе, В окно распахнутое лез.

И так весь век я, как ни странно,
Спешу, надеждой дорожу, Но прихожу то слишком рано, То слишком поздно прихожу.

Тема матери.

Ведущий: Мать-вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом.
Но Р.Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повторяться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в общем резонансе мировой лирики.

Кадры из видеофильма : Мать, семья, Р.Гамзатов с дочерьми и женой.

В мире, который становится неизбежно все более рационалистическим, человек невольно начинает стесняться своих чувств, глубочайшего, безоглядного их выражения. Может быть мы стесняемся показаться наивными или сентиментальными? Р.Гамзатов не стесняется признаться в любви к матери, к женщине, к жизни. И мы благодарны ему за это!

Стихотворение «Мать» на кумыкском языке

Песня о матери

Стихотворение «Мать» на аварском языке

Ведущий: Вечная тема литературы - любовь. Р.Гамзатов был счастлив в любви . Очень много прекрасных строк посвящено им жене Патимат.
Малоизвестные страницы любви открыла в поэзии Р.Гамзатова преподаватель русского языка и литературы Абдулатипова Нина Владимировна.
«Рассказ о Шахри»
стихотворение
«Аттестат любви»
О том, как писалась это поэма .
Это было в 1953 году. Из задуманного Р.Гамзатов осуществил только пятую часть , решив остальное дописать позже, он уехал по срочным делам. Но приступить к поэме не позволили новые стихи . Поэт вручил читателям главы из этой поэмы как свидетельство юной и пылкой любви . Р.Гамзатов признается , что тогда у него не хватило духу поведать о своей любви до конца. «Если сумею, то расскажу. Если не сумею, другие расскажут, как знатьВот этим другим и дарю я начало своей незавершенной поэмы. И только две просьбы есть у меня к ним: больного всегда навещайте вовремя, ибо потом не посетите его никогда. Начатую поэму не прерывайте на середине, ибо она так и останется недописанной»
Поэт увидел Шахри в Цада , на базаре , он очарован был ее красотой и красивыми песнями. Но чудное мгновение длилось недолго: Шахри с мамой Кусум ушли в Ахвах, где они жили. Расул не знал , какой найти предлог , чтобы увидеть любимую .
Но он вспомнил, что в Ахвахе живет его однокурсник из педучилища Омар. Расул пешком прошел 40 км. тернистого пути . Встреча состоялась . А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав поэму «Аттестат любви»
Шахри, Шахри
Опять перед глазами
Что ей сказать? В груди горит огонь.
Когда то я не выдержал экзамен,
Споткнувшись на дороге, будто конь.

Шахри, Шахри – таинственное имя,
Арабских сказок тонкий аромат
На свете не найти его любимей,
Как дорог мне насмешливый твой взгляд.

Прощай, Шахри
Я завтра уезжаю
Дождь кончится и ясный день взойдет
Прощай , Ахвах
Моя тоска растает,
Как будто снег под мартовским дождем

Прости, Шахри
Ахвахская орлица,
Как ты парила в танце , трепеща
Он по ночам мне долго будет сниться!
Будь счастлива навеки
И прощай!

Ведущий: Расул Гамзатов умел дружить, умел ценить друзей, дорожить ими. Широко известны стихи и песня «Берегите друзей»
Грустью наполнено стихотворение , посвященное памяти друга

Стихотворение «Слезинка»

Ты ли, слезинка, поможешь мне в горе?
Ты ли блеснешь и рассеешь беду?
Горца, меня, для чего ты позоришь,
Что ты блестишь у людей на виду?
Тот, чьи глаза мы сегодня закрыли,
Видел и горе, и холод, и зной,
Но никогда его очи в бессилье
Не застилало твоей пеленой.
Тихо в ответ мне шепнула слезинка:
«Если стыдишься, себя ты не мучь.
Людям скажи, что блеснула дождинка,
Малая капля, упавшая с туч».


Тема войны
песня «Журавли»
(1ый куплет, без музыки)
2. История «Журавлей»

Ведущий: Это стихотворение Р.Гамзатовым написан в 1965г. в г.Хиросиме (в Японии).
Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках . Узнав ее историю он испытал глубокое волнение которое вылилось, потом в стихи.
Девочка лежала в госпитале и в надежде на выздоровлении она должна была вырезать из бумаги 1000 белых журавликов , но не успела, скончалась.
Однажды у памятника девочки с журавликом он увидел впечатляющее зрелище: 1000 женщин в трауре.
Случилось так, что когда Р.стоял в толпе человеческого горя в небе вдруг появились настоящие журавли, говорили, что они прилетели из Сибири. Журавли из нашей Родины в Японском небе. В этот день Расул получил телеграмму из дома, о смерти матери. Ему пришлось немедленно вылететь домой. По дороге домой он думал о матери, о журавлях, о девочке с журавликом, о миллионах не вернувшихся с войны.
Р.Гамзатов говорил: «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом. Но моими любимыми птицами были орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня позвали журавли. Друг Расула Н.Гребнев перевел это стихотворение на русский язык .
Случилось так, что однажды известный певец Марк Бернес позвонил Р.Гамзатову из Москвы в Махачкалу. И спели песню Журавли.
«Я растерялся и не мог в ответ ничего сказать.
Бернес спросил меня: «Расул, ты не будешь против, если я слово «джигиты» заменю словом «солдаты»?
Мне казалось, что слово «джигиты» придает стихотворению национальную окраску. Но услышав песню, понял, сто слово «солдаты» вносит в нее новый смысл, делает ее не столько дагестанской, сколько общечеловеческой.
3. Стихотворение «Журавли»


Ведущий: Расул стал для Дагестана знамением свыше, вестником новой эпохи, созданной самим Расулом, но пережившей поэта и не закончившейся после его смерти. Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом в стихотворении « Я памятник воздвиг себя из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Р.Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный колорит, отразил в нем черты времени.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг из песен..»

Памятник
Я памятник себе воздвиг из песен
-Он не высок, тот камень на плато,
Но если горный край мой не исчезнет,
То не разрушит памятник никто.
Ни ветер, что в горах по-волчьи воет, Ни дождь, ни нег, ни августовский зной. При жизни горы были мне судьбою, Когда умру, я стану их судьбой.

Поддерживать огонь мой не устанут, И в честь мою еще немало лет Младенцев нарекать горянки станут В надежде, что появится поэт.
И мое имя, как речную гальку, Не отшлифует времени поток. И со стихов моих не снимут кальку, Ведь тайна их останется меж строк.
Когда уйду от вас дорогой дальней В тот край, откуда возвращенья нет, То журавли, летящие печально, Напоминать вам будут обо мне.
Я разным был, как время было разным -Как угол - острым, гладким - как овал... И все же никогда холодный разум Огня души моей не затмевал.
Однажды мной зажженная лампада Еще согреет сердце не одно, И только упрекать меня не надо В том, что мне было свыше не дано.
Я в жизни не геройствовал лукаво, Но с подлостью я честно воевал И горской лирой мировую славу Аулу неизвестному снискал.
Пусть гордый финн не вспомнит мое имя, Не упомянет пусть меня калмык. Но горцы будут с песнями моими Веками жить, храня родной язык.
На карте, что поэзией зовется,
Мой остров не исчезнет в грозной мгле.
И будут петь меня, пока поется
Хоть одному аварцу на земле


Ведущий:
Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал , что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем , как много может достичь один человек, орудия которого – поэтическое слово.

3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений , что современникам потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

В зале и на сцене гаснет свет. Горит свеча.
Ведущий , преподаватель русского языка и литературы читает стихотворение «Завещание»

Ночей и дней все нарастает бег,
В Путь Млечный перейдет тропа земная.
Что завещать мне людям, белый снег,
Что завещать им, лошадь вороная?

Что в дар оставить: к милости призыв?
Иль зов к отмщенью, кровника достойный ,
Чтоб говорили: видел сны покойный,
Под голову оружие положив?

Мы негодуем, мучаемся , любим,
Я сам себе и раб и государь,
И, уходя, что мне оставить людям,
Связуя воедино новь и старь?

Родов ли зависть, схожую с проклятьем
Вражду племен, коварство ли владык,
Что должен я в наследство передать им,
Покуда мой не онемел язык?

И, проникавший в роковые страсти,
Настанет час, я упаду с седла ,
Где нет числа канатоходцам власти,
Канат высок, но низменны дела

Горит светильник, что зажжен когда-то
Моим отцом вблизи ночных отар
И вместе со стихами – сын Гамзата
Его я горцам оставляю в дар.








13PAGE 15


13PAGE 141815




15