Доклад Система работы над изложением в начальных классах школ I вида


Государственное казенное образовательное учреждение
«Волгоградская школа - интернат №7».
Система работы над изложением в начальных классах школ I вида.
(доклад на МК)
Подготовила учитель начальных
классов Грачёва Л.А.
ВОЛГОГРАД, 2017
Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов.
Так как упражнение выполняется письменно, к нему предъявляются высокие требования: и к содержанию, и к логической структуре, и к языку. Роль письменных изложений – тренировка школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.
В начальных классах школ для детей с нарушенным слухом включена работа над подробным изложением. Такие изложения проводятся во всех классах. Уже в первом классе дети учатся составлять предложение ответ на вопрос. По мере продвижения в учебе учащиеся пишут все большие по объему изложения. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи. Все это развивает детей умственно.
На уроке, посвященном написанию изложения, важное место занимает организационный момент. В классе должен быть создан благоприятный микроклимат. Необходимо настроить детей на работу. Учащиеся должны чувствовать себя спокойно и естественно, не должны бояться задавать вопросы. Кроме того, некоторые ученики могут нуждаться в дополнительном внимании со стороны учителя: кто-то нуждается в помощи по организации рабочего места, кому-то необходимы установки на серьезную работу, необходима коррекция поведения.
Эффективность изложений зависит от учителя: от того, как он сумеет выбрать текст и организовать всю подготовительную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В начальных классах обучение связному высказыванию через изложение текста мы ведём, когда у детей имеются навыки работы с небольшими текстами.
Уроки изложений проводятся по следующему плану:
1. Вступительное слово учителя или беседа.
Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.
Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.
2. Восприятие текста
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
1. чтение текста учителем;
2. чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами).
Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание.
3. беседа по содержанию текста
Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.
Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).
4) анализ структуры текста
Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.
Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.
Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста:
Содержательный анализ.
Структурный анализ.
Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части.
Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.
5) составление плана
Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.
Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.
Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.
6. Самостоятельная работа над изложением.
В результате систематической работы над этой темой возможно научить детей использовать своеобразные “блоки” в речи учащихся, доводя эту работу до автоматизма.
Такая кропотливая работа позволяет активно подойти к обучению детей в среднем звене и получить неплохие результаты.