На тему: Применение технологии лингвистического анализа текста при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку

В.В. Кравчук
Применение технологии лингвистического анализа текста при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку.
Приднестровье, г.Рыбница, МОУ «Рыбницкий теоретический лицей»

Одной из важнейших задач школьного курса при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку является формирование и развитие умений и навыков по всем основным его разделам и аспектам. В ситуации экзамена продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления возможно при применении на уроках русского языка технологии комплексного лингвистического анализ текста
В статье показаны приёмы и методы лингвистического анализа при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, представлен практический материал по данному направлению, продумана система работы с художественным текстом, способствующая воспитанию эстетического вкуса учащихся.
Ключевые слова: художественный текст, кругозор, умения, методы, анализ текста.

Kravchuk V.V. Using lingvistic technologies of analysis of the te
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Главная задача, стоящая передо мной на уроках русского языка, - сделать уроки интересными, создать условия, обеспечивающие положительную мотивацию школьников на изучение предмета. Не секрет, что сегодня уроки русского языка в старших классах во многом имеют чисто прагматический характер, что обусловлено потребностью выпускников в успешной сдаче государственной итоговой аттестации. Соответственно, предмет «выпадает» из культурологического контекста. На уроках родного языка вне поля зрения остается его важнейшая сторона - эстетическая функция, проявляющаяся наиболее полно и ярко в произведениях художественной литературы. Разные виды грамматического разбора, однообразные упражнения по образцу, списки слов для заучивания в учебнике, страх перед контрольным диктантом - все это закрывает от учащихся главное в родном языке - его удивительное богатство, красоту. А в ситуации экзамена учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. И тогда стало очевидным, что нужно продумать систему работы с художественным текстом еще и таким образом, чтобы она способствовала  видению красоты слова, композиции, т.е. способствовала воспитанию эстетического вкуса. Я пришла к выводу, что это возможно при применении на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста.
В 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6-8) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания. Применение в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности: учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой    текста, структурой его компонентов; создается единство развития речи,  ее культуры; на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ.
На таких уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов, наложение готового плана на текст, определение темы текста, определение идеи текста, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста, сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Лингвостилистический эксперимент, предлагаемый Г.Д.Ахметовой, которым я пользуюсь на уроках русского языка,- один из приемов анализа текста. Способы создания экспериментальных текстов разные: устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»), замена языкового элемента синонимическим или однофункциональным  (например, в рассказе  А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шагает», а слово «шагает» словом «идет»), развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств),  перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором), разрушение связей между компонентами текста (абзацами, предложениями, словами, звуками), сравнение нескольких авторских редакций текста как средства обоснования тезиса о том, что в совершенном тексте «единственно нужное расположение единственно нужных слов» (Л.Н. Толстой). Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
На уроках в 5 классе использую такой конспект анализа текста:  1. Определить тему и основную мысль текста. 2. Выписать ключевые слова.3. Озаглавить текст. 4.Определить стиль текста и доказать своё мнение. 5. Определить тип речи и доказать своё мнение.
Но яркое речевое оформление рассуждения о тексте рождается из параллельной реализации алгоритма с прочтением анализируемого текста. Например, предлагаю ученикам для анализа следующий текстовый отрывок:
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.  (А. И. Куприн).
Вот тезисный конспект работы:
1. Тема: осень в тайге. Основная мысль: неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова:
- Осень, сентябрь, денечек (время года);
- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);
- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);
- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3.Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Художественный стиль текста: доказательства
- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);
- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора). - Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
5. Тип речи – описание: доказательства
- Описан 1 факт (осень в тайге);
- Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);
- Языковые приметы: слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. «бордоветь»), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным,  была чистой, прошлась метлой), синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности», бессоюзные сложные предложения со значением «перечисление одновременного», сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).
В 6 - 8 классах план  усложняю -  использую вопросы типа: докажите, что это текст, а не набор фраз; что нового и полезного вы узнали из текста? А также добавляю и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность.
Рассмотрим фрагмент урока-практикума с элементами лингвистического анализа в 7 классе при изучении темы « Сочинительные союзы»
- Давайте заглянем в творческую мастерскую Аксакова и на примере текста – отрывка из книги «Детские годы Багрова-внука» попытаемся выявить приемы обращения писателя со словом, а также найдем сочинительные союзы и выражаемые ими различные смысловые отношения. (Выразительное чтение текста учителем)
- Для работы нам понадобятся три группы, каждая получает задание. Время выполнения - 5 минут.
Контроль выполнения работы:
1) Предоставляется слово первой группе. (Из первого предложения этого текста мы можем узнать, что в нем говорится о весеннем пробуждении природы. Если тема определена в 1 первом предложении, то основная мысль выражена в последнем: «Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы». Пробудившаяся от зимнего сна природа не может оставить равнодушным человеческое сердце, которое переполняют волнение, ощущение радости жизни. Текст представляет собой описание природы и внутреннего состояния человека. Мы видим картину таяния снега, которая дополняется лаконичным описанием других предметов (почернели крыши и стены, голые сучья деревьев, серое небо, туман серого воздуха). Ключевыми словами в этом тексте будут: оттепель, таять, чувствовал, волнение, весна, проталины, победа, радость пробуждения, новая жизнь, движение, часть природы.)
Вопросы: - Почему в тексте так много слов, обозначающих человеческие чувства?
- Что мы можем сказать о лирическом герое? - Какова роль местоимения «я»?
Вывод: полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью синтаксических средств языка.
2) Предоставляется слово 2 группе.(В тексте много предложений с однородными членами предложения, связанными как перечислительной интонацией, так и соединительным союзом И. Однородные члены предложения не только называют объекты наблюдений, но и подчеркивают множественность, бесконечность примет весны, усиливая наше впечатление. Благодаря им текст приобретает особое эмоциональное звучание. Соединение разделительным союзом ТО-ТО делает текст динамичным. В тексте несколько сложных предложений с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной, подчинительной (примеры). Последнее предложение с однородными сказуемыми, соединенными соединительным союзом И, содержит мысль о единстве (как раз союз И передает значение соединения, единения) человека и природы. Эта идея и является основной мыслью текста.)
Обобщение учителя: - Таким образом, в результате проведенной работы мы с вами обнаружили, что сочинительные союзы помогают автору передать движение в картине, обилие СП с различными видами связи позволяет автору раскрыть сложность, полноту, богатство изображаемой картины природы и внутреннего состояния человека. Анализ языковых и синтаксических средств языка убеждает нас не только в том, что проза С.Т.Аксакова – образец словесной пейзажной живописи, но и помогает увидеть и понять особенности употребления сочинительных союзов, их роль в организации смысловых отношений. Конечно же, это только часть тех приемов, которые использует писатель для создания художественных образов природы и внутреннего состояния человека. Но уже это учит нас понимать и любить природу и человека, Родину и родное слово.
В 9 - 11 классах привлекаю тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева и др. и добавляю еще один пункт к конспекту: выявить проблему, написать свое отношение к ней. В этих же классах уже включаю творческую работу. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Я оцениваю не только результат, но и процесс работы. После подобной системной проработки текстов навыки связного высказывания в рамках итоговой аттестации (часть С) позволяют учащимся создать работы, выгодно отличающиеся цельностью и выразительностью, точностью и лаконичностью, новизной анализа и индивидуальной неповторимостью  и положительно влияет на формирование гражданской позиции выпускников. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:
1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. 2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста. 3. Предложены все виды разборов. 4. Тексты направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. 5.Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста. 6. Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта учтена степень трудности.
Применение технологии лингвистического анализа текста на уроках русского языка с 5 класса, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся не только  к написанию сочинения во время экзамена,  но и предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету, который обеспечит выполнение заданий уровней А и В, а также  способствует воспитанию чувства любви к родному языку. Добиться планируемых программой результатов обучения удаётся лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходит через весь процесс обучения.   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахметова Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. М., 1997.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.
3. Евграфова С.М. Лингвистический анализ текста как необходимый этап подготовки к сочинению // Русский язык (прил. к газете "Первое сентября"). 1998, № 43.
4. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог,  1997.
15