Защита педагогического проекта Использование информационно-коммуникационных технологий по русскому языку при подготовке к ГИА


Защита педагогического проекта
Защита педагогического проекта

«Использование информационно-коммуникационных
«Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
технологий на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мухамадуллина Н.М., учитель МБОУ ООШ с. Салихово
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребёнка, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в областном ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога»
3. Участие в работе дистанционного областного семинара по данной теме.
4. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
• Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
• Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
ГИА по русскому языку внес значительные изменения в процессе обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.
Для меня, как для учителя, работающего в старших классах, одной из главных задач является успешная подготовка и сдача единого государственного экзамена. И тут уже хороши все средства: и разнообразные методические пособия, и дидактические материалы, и электронные учебники, и ресурсы интернет.
На своих уроках я часто использую такие сайты, как:/2 слайд/
Грамота.ру
Тестариус.
Сайт Захарьиной
Яндекс онлайн-тест
Программа «Подготовка к ГИА- русский язык»
Открытый банк заданий ФИПИ
Экспресс-тест
Одним из часто используемых удачных ресурсов, на мой взгляд,является грамота. Ру.
В чем достоинство - преимущество электронного учебного ресурса?
Прежде всего в том, что , конечно, позволяет моделировать учебную среду, реализовать одно из главных требований современного обучения.
Эти ресурсы интерактивные, а это, значит, они способны готовить учащихся к самостоятельной работе, дают возможность создания условий самим решать, как в каком темпе, сам ученик работает над своими пробелами знаний.
Мои учащиеся часто пишут интерактивный диктант. Я глубоко убеждена в том, что подготовка к ГИА – это вовсе не простое выполнение тестовых заданий, а прежде всего формирование практической грамотности, умение учащихся ориентироваться в написании слов, правильной постановки знаков препинания. И тут интерактивные диктанты сайта грамота. Ру помогут оказать хорошую помощь. Не всегда у учителя хватает терпения диктовать одно и то же несколько раз. Сайт снимает эту проблему, и вы можете работать до бесконечности, но этого не потребуется, если следовать по определенному алгоритму.
Мы завели для каждого ученика контрольную карту. Выполнив интерактивный диктант, ученики классифицируют ошибки и отмечают в соответствующей графе. Это в дальнейшем поможет работать над ошибкой.
Если ученик наибольшее количество ошибок допустил в правописании, то переходит в Учебник. Грамоты - орфографии, /10 слайд/- это электронный репетитор по правописанию. Сначала предлагаются правила правописания, сформулированные специально для легкого и быстрого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления знаний.
А если допущена ошибка в постановке знаков препинания, то /11 слайд/ переходит в Учебник грамоты - пунктуации, ознакамливается теорией, потом выполняет упражнения, чтобы больше не допустить ошибок в постановке знаков препинания по той или иной теме.
Электронные ресурсы разнообразны. Их можно использовать на определенных ступенях обучению учащихся, но самая важная роль – при подготовке к ГИА. В настоящее время много разработано компьютерных программ. Я остановлюсь на программе Тестариус.

Её основная особенность и преимущество- большое количество заданий в каждой теме. В программе два режима: режим подготовки и режим экзамена. В режиме подготовки вы выбираете тему, а программа создаёт для вас задачи. Решаете – всплывающее окно сразу сообщает, правильный ли ответ дали. Вы готовитесь по одной теме столько, сколько нужно, потом выбираете другую, снова готовитесь. В этом режиме можете смотреть пути решения задач и справочную информацию.
/13 слайд/ Выбирая режим экзамена, попадаем на имитацию ГИА. Программа создаёт по одному заданию на каждую тему и выделяет ограниченное время на их решение. За верно решённые задания начисляются баллы, как на ГИА ( ЕГЭ, ОГЭ) . Помимо начисленных баллов в статистике указывается время, затраченное на выполнение каждого задания. В настоящее время доступны программы для подготовки к ГИА по 2 предметам: по математике, по русскому языку.
Также мои учащиеся работают и в программе онлайн-тест,/17 слайд/ в котором можно получить мгновенно результат, тем самым проверить свои знания. Согласитесь, это гораздо проще и быстрее. Вариантов достаточно много, и все они выполнены с учетом всех необходимых требований к тестам по ЕГЭ. Это дает возможность многократно проходить тесты, отличающиеся друг от друга, в результате чего ученик охватывает максимально возможно широкую область знаний по тому или иному предмету. Ученику, как по ступенькам, по своим же ошибкам подниматься все ближе и ближе к успешному прохождению экзамена. Повторение – залог успешного обучения и закрепления знаний.
Также мы работаем в программе «Подготовка к ГИА-русский язык» в сайте Захарьиной. /18 слайд/ Эта программа отображают реальную ситуацию.
И не менее важное преимущество программы «Подготовка к ЕГЭ-русский язык» – результаты /20 слайд/. Сервис оценивает время выполнения экзамена, правильность, подсчитывает баллы, указывает на ошибки.
В целях повышения эффективности подготовки к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) каждый месяц мы проводили диагностические, тренировочные работы.
Для каждого ученика я отслеживаю уровень его обученности в виде диаграммы,/21 слайд/ , на которой указываются тестовые баллы, которые он набрал после выполнения каждого теста, и школьная оценка.
Эта таблица /22 слайд/ более объективно и наглядно показывает динамику достижений того или иного ученика. Как показывает опыт работы, промежуточные результаты диагностики мало отличаются от результатов единого государственного экзамена. Поэтому, основываясь на полученную информацию, можно прогнозировать результаты ГИА каждого ученика и класса. В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию и возможность самостоятельно готовиться к экзамену. Данная форма работы уже была апробирована мной при подготовке к ГИА выпускников 2010/2011, 2012/2013, 2013/2014 учебных годов и показала хорошие результаты. В заключение хотелось бы сказать, что компьютер на уроке не может, конечно, заменить живое слово учителя, но может стать хорошим помощником. Это только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства с учебным материалом, провести закрепление и контроль знаний при подготовке к ГИА.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»