Рабочая программа спецкурса по русскому языку Как работать над сочинением (9 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пудовская средняя общеобразовательная школа»

Принято
Заседанием РМО
________________
Протокол №


Согласовано Утверждаю
Зам.директора Директор школы
______________________________ ________________
«____»___________20_____г. Приказ № _____
«_____»_________20___г











Рабочая программа
спецкурса «Как работать над сочинением»
для 9 класса
на 2016- 2017 учебный год.













Составитель:
Воеводина С.А.,
учитель русского языка и
литературы Пудовской СОШ







Село Пудовка

Программа
специального курса по русскому языку. 9 класс. 17 ч.
«Как работать над сочинением»
Пояснительная записка.
Предлагаемый спецкурс «Как работать над сочинением» разработан для учащихся 9 класса. Необходимость данного курса вызвана изменениями в требованиях, выдвигаемых учащимся в ходе государственной итоговой аттестации.
Поэтому данный курс ориентирован, прежде всего, на подготовку к итоговой аттестации и направлен на формирование и совершенствование умений понимать тему текста, умений строить собственное высказывание в соответствии с заданной темой и заданным типом речи. В связи с этим курс предполагает углубление и систематизацию знаний учащихся о тексте, теме текста, типах текста, выразительных средствах языка.
Кроме того, спецкурс «Как работать над сочинением» - это попытка реализовать деятельностный подход в обучении русскому языку, ориентированный на развитие важнейших для человека способностей и готовности к дальнейшему саморазвитию. Ведь умения строить собственное высказывание, умение убедительно доказывать собственную позицию и умело аргументировать пригодятся учащимся не только на уроках русского языка.
Цель: совершенствование умений строить собственное высказывание в соответствии с заданной темой и заданным типом речи.
Задачи:
Углубить и систематизировать знания о строении текста, функциональных стилях и типах текста.
Совершенствовать умения создавать собственный связанный текст с заданной темой и заданным типом речи.
Формировать и совершенствовать умения аргументирования собственной позиции
Развивать коммуникативные способности учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, из расчета 0,5 в неделю

Содержание курса

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе
Структура экзаменационной работы по русскому языку. Требования к экзаменационной работе, часть 3. Критерии оценивания сочинения.

Текст и его строение
Текст. Основные признаки текста. Смысловые отношения между предложениями текста. Виды и средства связи предложений в тексте.

Функциональные стили и типы текста
Стили литературного языка. Типы текста.

Выразительные средства текста
Звуковые средства выразительности. Тропы. Стилистические фигуры.

Информационная обработка текста
Понимание смысла высказывания, интерпретация смысла финала текста, толкование значения слова.

Построение текста
Построение текста с заданным типом текста. Сочинение-рассуждение с использованием аргументов из прочитанного текста.

Построение текста на лингвистическую тему
Лексические средства языка и их роль. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста. Грамматические средства языка и их роль. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.

Построение текста на свободную тему
Интерпретация фрагмента текста, понимание значения слова. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.

Ожидаемые результаты

К концу изучения курса «Как работать над сочинением» обучающиеся должны:
уметь создавать собственные тексты на лингвистическую тему
уметь адекватно понимать смысл высказывания, интерпретировать смысл финала текста, толковать значение слова.

·создавать собственные связные тексты на заданную тему и тип текста с использованием аргументов из текста и собственного жизненного опыта.
повысить уровень коммуникативной компетенции.

Методы деятельности учителя:
Проблемные
Поисково-исследовательские
наблюдение

Формы и приемы работы учащихся:
Индивидуальная работа
Работа в группе
Выступления с сообщением
Составление кластера, таблиц
Творческие работы
Практические занятия

Оценка знаний, умений, навыков.

Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Достижение учащимися планируемых результатов могут выявляться в следующих формах:
Тест
Подготовка устных сообщений
Составление кластера, таблиц
Написание самостоятельных, проверочных, творческих работ.
Зачет

Календарно - тематическое планирование

№ п/п
четверть
Тема
Кол-во
Часов
Дата

1
Структура экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. Требования к экзаменационной работе, часть 3, задание 15. Критерии оценивания сочинения.
1


2

Текст и его строение.
Основные признаки текста.
Виды и средства связи между предложениями текста.
1



3
Функциональные стили и типы текста.
Система функциональных стилей. Типы текста.
1


4-5
Выразительные средства текста.
Тропы. Стилистические фигуры. Звуковые средства выразительности
3


6
Построение текста на лингвистическую тему. Лексика. (15.1) Лексические средства языка и их роль. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.
1


7
Практикум. Построение связного текста на лингвистическую тему.
1


8
Построение текста на лингвистическую тему. Грамматика. (15.1) Грамматические средства языка и их роль. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.
1


9
Практикум. Построение связного текста на лингвистическую тему.
1


10
Информационная обработка текста.
Построение текста на свободную тему. (15.2)
Интерпретация смысла финала текста. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.
1


11-12
Практикум. Построение связного текста на свободную тему.
2


13
Построение текста на свободную тему. (15.3)
Толкование значения слова: дать определение и прокомментировать его. Построение текста, использование аргументов из прочитанного текста.
1


14-15
Практикум. Построение связного текста на свободную тему.
2


16
Зачетная письменная работа.
1


17
Урок-рефлексия. Заключительный урок
1



Учебно – методическое обеспечение предмета
Литература для учителя
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1983
Воителева Т.М. Дидактический материал. Русский язык 8-9 классы. М., «Дрофа», 2002
Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка. М., «Просвещение», 1979
Материалы для поведения экзамена по русскому языку в 9 классе по новой форме. Сост. Малярова С.Г. Томск, ТОИПКРО, 2008
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М., «Дрофа», 2005
Первое сентября. Методическая газета.
Русский язык. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. 2009 ФИПИ. Ярославль, «Интеллект-центр», 2009
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. М., «Первое сентября», 2002
Шипицина Г.М. Дидактические материалы. Русский язык 8-9 классы. М., «Дрофа», 2001
Материалы ФИПИ.

Литература для ученика
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1983
Воителева Т.М. Дидактический материал. Русский язык 8-9 классы. М., «Дрофа», 2002
Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка. М., «Просвещение», 1979
Материалы для поведения экзамена по русскому языку в 9 классе по новой форме. Сост. Малярова С.Г. Томск, ТОИПКРО, 2008
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М., «Дрофа», 2005
Русский язык. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. 2009 ФИПИ. Ярославль, «Интеллект-центр», 2009
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. М., «Первое сентября», 2002
Шипицина Г.М. Дидактические материалы. Русский язык 8-9 классы. М., «Дрофа», 2001


15